.
Меню сайта
|
В.И. БаженовВ.И. Баженов(1737-1799) Среди мастеров русской архитектуры особое место принадлежит гениальному зодчему, крупнейшему теоретику и смелому новатору Василию Ивановичу Баженову. Щедро одаренный от природы, глубоко талантливый и трудолюбивый, Баженов прожил суровую жизнь. Способный на осуществление больших архитектурных замыслов, он вынужден был по воле капризов и интриг высоковельможных заказчиков, отвергнувших многие его проекты, мириться с крушением своих надежд. Но и по тем немногочисленным зданиям, которые удалось создать Баженову, можно определить творческий почерк мастера, одного из основоположников классицизма в русской архитектуре. Неудержимое стремление к искусству, проявившееся в раннем возрасте, помогло Баженову преодолеть все преграды и овладеть всеми богатствами художественной культуры своего времени. В автобиографии он писал: «Рисовать я учился на песке, на бумаге, на стенах, на всяком таком месте... и так продолжал лет до десяти. Между прочим по зимам из снегу делывал палаты и статуи». В пятнадцать лет Баженов работал в Москве в артели живописцев, на полученное жалованье стал учиться у лучших мастеров и был в команде архитектора Ухтомского. «Потом взят в Университет, а оттудова вскоре его превосходительство Иван Иванович Шувалов, проведав про меня, взял в Санкт-Петербург и отдал учиться к архитектору Чевакинскому, где при многих строениях я был, потом Академия художеств мною первым началась, откуда я был послан в чужие края». Во Франции и Италии за короткий срок Баженов добился всеобщего признания своего огромного таланта и был награжден дипломами Парижской и Римской академий. Близкое знакомство с шедеврами античной архитектуры, архитектурой Ренессанса и классицизма утвердило его творческую направленность (см. ст. «Архитектурные стили»). Первой большой работой Баженова был проект Кремлевского дворца в Москве (1773). В этом проекте Баженов выступает как зодчий-патриот, воодушевленный идеей обновления Москвы — национального центра России. Вместо существующего простого здания царского дворца Баженов пытался сделать величественный ансамбль — новый центр древней столицы всего государства «к чести своего века, к бессмертной памяти будущих времен, ко украшению столичного града, к утехе и удовольствию своего народа». По проекту Баженова основу Кремлевского ансамбля составляло колоссальное здание дворца, главный фасад которого выходил к Москве-реке. Внутри ансамбля основное значение придавалось овальной площади, на которой сходились три лучевые магистрали города и в центре устанавливалась монументальная колонна. Площадь предназначалась для многолюдных народных торжеств; она обстраивалась по периметру колоннадой, подножие которой представляли каменные трибуны. Древним соборам Кремля отводилась своя площадь, образующая исторический центр ансамбля. Впечатление грандиозности дворца создавалось его огромной протяженностью, величием и монументальностью архитектурных форм — мощных колоннад и портиков ионического и коринфского ордеров. Строительство дворца продолжалось 7 лет и было прекращено по прихоти Екатерины II. От грандиозных начинаний осталась лишь громадная деревянная модель дворца, которая сейчас хранится в Музее русской архитектуры в Москве. Но это не сломило Баженова, он нашел силы продолжать работу, получив новый заказ — строительство летней подмосковной резиденции Екатерины II в Царицыне. Увлеченная модой, царица заказала проект в «готическом штиле». Но Баженов не склонен был следовать моде, тем более чужестранной. Еще ранее он писал: «Некоторые думают, что и архитектура, как одежда, входит и выходит из моды, но как логика, физика и математика не подвержены моде, так и архитектура, ибо она подвержена основательным правилам, а не моде». Комплекс сооружений Царицынского дворца (1776—1785), плод десятилетней работы зодчего, отличается новизной и оригинальностью форм. Баженов создал его в духе национально-романтического направления, использовав мотивы и детали старомосковского зодчества. Однако капризной царице пришлось не по вкусу новое сооружение, и она велела часть зданий сломать и переделать. Будучи в опале и чрезвычайно затруднительном положении, Баженов находит в себе силы создать и завершить свое лучшее произведение — дом Пашкова в Москве (1784—1786; ныне Государственная библиотека им. В. И. Ленина). Торжественное величие здания создается богатой, развивающейся ввысь и в стороны композицией объемов, состоящей из цокольного этажа, боковых портиков-флигелей, центрального зала и верхней круглой колоннады. Удивительно гармоничный во всех своих частях и деталях, дом Пашкова считается шедевром не только русской, но pi мировой классической архитектуры. Последние годы жизни Баженов провел в Петербурге, пытался осуществить ряд реформ в архитектурном образовании, мечтал об издании альбома «Русская архитектура». |
ПОИСК
Block title
|