. В.И. Баженов
  
Азбука  Физкультура малышам

Детская Энциклопедия

Статистика

В.И. Баженов

В.И. Баженов

(1737-1799)

Среди мастеров русской архитектуры особое место принадлежит гениальному зодчему, круп­нейшему теоретику и смелому новатору Васи­лию Ивановичу Баженову. Щедро одаренный от природы, глубоко талантливый и трудолюби­вый, Баженов прожил суровую жизнь. Способ­ный на осуществление больших архитектурных замыслов, он вынужден был по воле капризов и интриг высоковельможных заказчиков, отверг­нувших многие его проекты, мириться с круше­нием своих надежд. Но и по тем немногочислен­ным зданиям, которые удалось создать Баженову, можно определить творческий почерк мастера, одного из основоположников класси­цизма в русской архитектуре.

Неудержимое стремление к искусству, про­явившееся в раннем возрасте, помогло Бажено­ву преодолеть все преграды и овладеть всеми богатствами художественной культуры своего времени. В автобиографии он писал: «Рисовать я учился на песке, на бумаге, на стенах, на всяком таком месте... и так продолжал лет до десяти. Между прочим по зимам из снегу делы­вал палаты и статуи». В пятнадцать лет Баже­нов работал в Москве в артели живописцев, на полученное жалованье стал учиться у лучших мастеров и был в команде архитектора Ухтомского. 

«Потом взят в Университет, а оттудова вскоре его превосходительство Иван Иванович Шувалов, проведав про меня, взял в Санкт-Петербург и отдал учиться к архитектору Чевакинскому, где при многих строениях я был, потом Академия художеств мною первым нача­лась, откуда я был послан в чужие края». Во Франции и Италии за короткий срок Ба­женов добился всеобщего признания своего огромного таланта и был награжден дипломами Парижской и Римской академий. Близкое знакомство с шедеврами античной архитектуры, архитектурой Ренессанса и классицизма утвер­дило его творческую направленность (см. ст. «Архитектурные стили»).

Первой большой работой Баженова был проект Кремлевского дворца в Москве (1773). В этом проекте Баженов вы­ступает как зодчий-патриот, воодушевленный идеей обновления Москвы — национального центра России. Вместо существующего простого здания царского дворца Баженов пытался сде­лать величественный ансамбль — новый центр древней столицы всего государства «к чести своего века, к бессмертной памяти будущих вре­мен, ко украшению столичного града, к утехе и удовольствию своего народа».

По проекту Баженова основу Кремлевского ансамбля составляло колоссальное здание двор­ца, главный фасад которого выходил к Москве-реке. Внут­ри ансамбля основное значе­ние придавалось овальной площади, на которой сходи­лись три лучевые магистрали города и в центре устанавли­валась монументальная ко­лонна. Площадь предназнача­лась для многолюдных народ­ных торжеств; она обстраива­лась по периметру колонна­дой, подножие которой пред­ставляли каменные трибуны. Древним соборам Кремля от­водилась своя площадь, об­разующая исторический центр ансамбля. Впечатление гран­диозности дворца создавалось его огромной протяжен­ностью, величием и монументальностью архитектурных форм — мощных колоннад и портиков ионического и ко­ринфского ордеров.

Строительство дворца продолжалось 7 лет и было прекращено по прихоти Екатерины II. От грандиозных начинаний осталась лишь гро­мадная деревянная модель дворца, которая сейчас хранится в Музее русской архитектуры в Москве. Но это не сломило Баженова, он на­шел силы продолжать работу, получив новый заказ — строительство летней подмосковной ре­зиденции Екатерины II в Царицыне.

Увлеченная модой, царица заказала проект в «готическом штиле». Но Баженов не склонен был следовать моде, тем более чужестранной. Еще ранее он писал: «Некоторые думают, что и архитектура, как одежда, входит и выходит из моды, но как логика, физика и математика не подвержены моде, так и архитектура, ибо она подвержена основательным правилам, а не моде».

Комплекс сооружений Царицынско­го дворца (1776—1785), плод десятилет­ней работы зодчего, отличается новизной и ори­гинальностью форм. Баженов создал его в духе национально-романтического направления, ис­пользовав мотивы и детали старомосковского зодчества. Однако капризной царице пришлось не по вкусу новое сооружение, и она велела часть зданий сломать и переделать.

Будучи в опале и чрезвычайно затрудни­тельном положении, Баженов находит в себе силы создать и завершить свое лучшее произ­ведение — дом Пашкова в Москве (1784—1786; ныне Государственная библиотека им. В. И. Ленина). Торжественное величие зда­ния создается богатой, развивающейся ввысь и в стороны композицией объемов, состоящей из цокольного этажа, боковых портиков-фли­гелей, центрального зала и верхней круглой колоннады. Удивительно гармоничный во всех своих частях и деталях, дом Пашкова считается шедевром не только русской, но pi мировой клас­сической архитектуры.

Последние годы жизни Баженов провел в Петербурге, пытался осуществить ряд реформ в архитектурном образовании, мечтал об изда­нии альбома «Русская архитектура».

ПОИСК
Block title
РАЗНОЕ