.
Меню сайта
|
В. В. РастреллиВ. В. Растрелли(1700—1771) Варфоломей (Бартоломео) Растрелли приехал в Петербург пятнадцатилетним мальчиком вместе с отцом-скульптором, приглашенным в Россию Петром I. Долгие годы ученичества и работы с отцом развили и укрепили его талант. Богатство национальной русской культуры, самобытность русского зодчества, возможность самостоятельной творческой работы покорили молодого архитектора. Растрелли остался в России навсегда, создал произведения истинно русские по духу, вошедшие в сокровищницу национальной архитектуры. С его именем связано развитие стиля барокко в России в середине XVIII в. (см. ст. «Архитектурные стили»). В это время в столице и провинции строятся дворцы, окруженные великолепными парками, и церкви. Казалось, будто зодчие соревновались друг с другом в пышности архитектурного оформления. Редкая изобретательность и богатая фантазия в вопросах композиции выделяли работы Растрелли среди проектов других архитекторов-современников, вызывая многочисленные подражания. В своих постройках Растрелли пользовался формами итальянского барокко, но в них ясно чувствуется влияние памятников русской архитектуры XVII в. Используя узорчатость древнерусских построек, многоцветную окраску стен и деталей, простоту композиционных построений планов и объемов, Растрелли добивался особенной красочности, теплоты и простоты, присущих лучшим памятникам национальной архитектуры. Начав в 1730 г. самостоятельную работу с небольших построек, Растрелли вскоре был признан выдающимся архитектором и в 1735 г. назначен обер-архитектором царского двора. Благодаря этому он получил возможность работать над крупными заказами. В 40-х годах начался самый оживленный период его творчества, продолжавшийся до 60-х годов. Один за другим возникают дворцы, особняки, загородные резиденции и церкви, причем не только в Петербурге, но и в других городах. Особенно примечательны три сооружения. Первое — Екатерининский дворец в Царском Селе (1752—1757; ныне г. Пушкин), служивший загородной резиденцией царей. Основное здание трехсотметровой длины одним фасадом выходит на подъездную площадь и внутренний двор, а другим — в огромный парк с прудом, беседками, гротами и т. д. (см. ст. «Русское искусство XVIII в.»). Второе — Зимний дворец в Петербурге (1754—1762). Это грандиозное здание, входящее в ансамбль центра города. Монументальные фасады дворца служат украшением Дворцовой площади и набережной Невы. И наконец, Смольный монастырь в Петербурге (1748—1764), построенный в традиционной композиции русских монастырей. В центре территории, огороженной с четырех сторон зданиями келий и трапезных, возвышается величественный собор, увенчанный характерным пятиглавием. Над въездными воротами в монастырь по проекту предполагалось соорудить многоярусную колокольню наподобие «Ивана Великого» в Московском Кремле. Однако затянувшееся строительство и смерть зодчего помешали осуществлению этого замысла. Здания Растрелли привлекают внимание гармоничностью и яркой декорировкой. Архитектурные формы полны движения, повсюду богатая игра светотени, цвета, ритма выступающих деталей — колонн, пилястр и т. д. Детали всегда рельефны, сочны и красивы по рисунку. Излюбленные цвета Растрелли, по которым сразу можно узнать его постройки, — это зеленовато-лазоревый цвет для стен, белый — для колонн, пилястр и карнизов, золотой — для лепных украшений. Творчество Растрелли оказало большое влияние на последующее развитие русской архитектуры. Его монументальные сооружения служили хорошим примером при создании грандиозных ансамблей Петербурга. |
ПОИСК
Block title
|