.
Меню сайта
|
Петропавловский СоборПетропавловский СоборНад гладью Невы, над серой горизонталью стен Петропавловской крепости поднимается грандиозный золоченый шпиль колокольни Петропавловского собора. Едва была заложена крепость и работные люди стали насыпать ее первые земляные стены, как 29 июня 1703 г. (в день праздника апостолов Петра и Павла, по церковному календарю) началось строительство первого Петропавловского собора. Он был деревянный, «о трех шпицах», расписанный под желтый мрамор. Когда Санкт-Петербург стал столицей Российской империи, Петр I приказал «строить каменный собор Петра и Павла, с колокольней выше «Ивана Великого». (Высота колокольни Петропавловского собора 122,5 м. Это и до сих пор самая высокая архитектурная точка Ленинграда.) Собор был построен в 1712 —1733 гг. по проекту итальянского архитектора Доменико Трезини, воздвигнувшего тогда многие здания Петербурга. Петропавловский собор — один из шедевров русской архитектуры начала XVIII в. (петербургское барокко). Фасады его украшает только игра света и тени на ступенчатом карнизе и лепных головках над окнами. Удивительно стройная по пропорции трехъярусная колокольня плавно соединяется с основным объемом здания круто изогнутыми завитками — волютами. Шпиль обшит медными позолоченными листами. На конце шпиля крест, вокруг которого поворачивается по ветру флюгер — изображение ангела, с размахом крыльев 3 м 80 см. Три этажа колокольни занимают старинные часы — куранты. Механизм их сохранился без изменения. До Октябрьской революции куранты играли царский гимн, потом они долгие годы молчали, а с 1952 г. одиннадцать колоколов автоматически 4 раза в сутки исполняют мелодию Гимна Советского Союза. Петропавловский собор страдал от пожаров и наводнений. В 1830 г. во время урагана у флюгера-ангела оторвало крыло, покосился крест. Крепостной кровельщик Петр Телушкин взобрался на шпиль без лесов, без лестниц, и выполнил все ремонтные работы. Недаром об этом русском человеке, о его подвиге, смекалке и отваге в народе до сих пор ходят легенды. Собор неоднократно ремонтировался, и его внешний вид и внутреннее убранство были искажены. Во время блокады Ленинграда в 1941 — 1944 гг. Петропавловский собор сильно пострадал от осколков, мороза, сырости. В 1957 г. начался первый, по-настоящему научный ремонт собора. Трудом советских мастеров-реставраторов Петропавловский собор восстановлен в своем первоначальном виде. Большие широкие окна пропускают много света и воздуха, высокие своды опираются на мощные столбы — пилоны, которыми собор внутри разделен на три прохода — нефа. Это необычный план. Как правило, русская церковь строилась так, чтобы в плане ее был равноконечный крест. И по внутреннему убранству Петропавловский собор напоминает скорее не церковь, а нарядный зал из особняка начала XVIII в. На стенах, окрашенных в светлые бирюзовые и розоватые тона, трофейные знамена, взятые в сражениях со шведами и турками. В Петропавловском соборе можно увидеть первые образцы русской скульптуры. Своды расписаны гирляндами цветов, орнаментами. Это работа опытных мастеров Михаила Негрубова и других — учеников Художественной школы при Оружейной палате в Москве. Особую историческую ценность представляют картины над карнизом художников XVIII в. Андрея Матвеева, Михаила Захарова, Василия Ерошевского и др. Картины на евангельские сюжеты написаны на холсте масляными красками, в них передается глубина пространства, естественное освещение. Но прежде всего входящих в собор поражает иконостас (стена для икон)— настоящее чудо русского, уходящего в глубину веков национального искусства. Иконостас вырезан из дерева и вызолочен артелью мастеров-резчиков в 1722 — 1726 гг. Высота иконостаса 20 м; легко, смело входит он в купол собора, как бы соединяясь с его архитектурой. Петропавловский собор — усыпальница Романовых. В нем похоронены русские императоры от Петра I до Александра III и члены царской семьи. Это образец русской архитектуры, живописи, скульптуры первой половины XVIII в. |
ПОИСК
Block title
|