.
Меню сайта
|
Искусство социалистической федеративной республики ЮгославииИскусство социалистической федеративной республики ЮгославииКрасочна и необыкновенно разнообразна природа Югославии. Ее земля хранит сокровища древних художественных культур: античные города, средневековые церкви Сербии и Македонии со своими знаменитыми фресками, суровые башни средневековых замков и соборов Хорватии и Словении с удивительной каменной скульптурой и резьбой. Эту красоту, этот живой родник художественных традиций не смогли уничтожить ни многовековое чужеземное иго, ни насильственная разобщенность некогда единого народа. В современном искусстве Югославии, несмотря на все трудности формирования ее общенациональной художественной школы, живут эти крепкие традиции. Первые робкие шаги общенациональной художественной культуры намечаются здесь в последней четверти XIX в. В крупных художественных центрах Европы — Париже, Мюнхене и Вене, где учились молодые югославские художники, впервые начинают замечать их самобытный талант. Всемирную славу родине принес выдающийся скульптор хорват Иван Мештрович (1883—1962). Его женские образы поражают почти микеланджеловской мощью и глубиной душевных переживаний («Психея», «Ожидание», «У моря»). Автор ряда великолепных монументов, он создал памятник Неизвестному солдату, воздвигнутый на горе Авала около Белграда. Талантливый ученик Мештровича, участник национально-освободительной войны Антун Августинич (р. 1900), развивает дальше наследие своего учителя. Его бронзовая группа «Несут раненого» великолепно передает мужество и стойкость борцов, спасающих раненого товарища. Очень хороши, правдивы и своеобразны портреты Августинчича (маршал Тито, Иванка Броз и др.). В области живописи и графики к числу известных представителей реалистического искусства принадлежат сербы Джордже Андреевич-Кун (1904—1964), Божо Илич (р. 1919) и хорват Мариан Детони (р. 1905). Картины Андреевич-Куна «Партизанский отряд», «В тюремной камере» и Детони «Партизаны форсируют реку Неретву» отражают суровые годы национально-освободительной войны, подвиг югославского народа. Илич в картине «Бурят землю» изображает упорство и напряжение созидательного труда граждан молодой социалистической страны. Особое место в современной югославской живописи занимает искусство крестьян-самоучек села Хлебина и окрестных деревень. Красочны, полны неиссякаемой фантазии картины Ивана Генералича (р. 1914). Его произведения «Олень в лесу», «Похороны Стефана Халечека» отмечены тонкой наблюдательностью. |
ПОИСК
Block title
|