.
Меню сайта
|
Искусство Монгольской народной республикиИскусство Монгольской народной республикиВ Монголии — стране кочевий — искусство существовало раньше в основном в виде скульптурных и живописных изображений на буддийские сюжеты, которыми украшались храмы. Было развито также народное искусство (резьба по дереву и др.). Существовала и миниатюрная живопись, иллюстрировавшая рукописные книги на религиозные темы (см. ст. «Искусство древней и средневековой Монголии») . Первым большим национальным художником Монголии был Марзан Шарав (1866—1939). Он отошел от условностей, которых из поколения в поколение придерживались все художники. В его произведениях множество живых деталей, взятых из народного быта. Его по праву считают отцом современной монгольской живописи. Шарав радостно принял Октябрьскую революцию и написал портрет Ленина. В живописи МНР существуют одновременно два направления. Художники, придерживающиеся национального традиционного стиля, следуя манере Шарава, пишут свои картины на полотне густыми минеральными красками, часто с дополнением золота. Они не применяют светотени, используя лишь выразительность линий и цветовых пятен. Их полотна отличаются красочностью, яркостью, любовной передачей мелких деталей. Известный художник Ядамсурэн (р. 1905) создал большую картину на тему национальной пьесы «Три печальных холма», искусно объединив цветом ряд отдельных сцен. Второе, не менее значительное направление — станковая живопись маслом —появилось под влиянием европейской реалистической живописи. Многие художники этого направления получили художественное образование в СССР. Они правдиво отражают в своих картинах те большие перемены, которые происходят в жизни монгольского народа. Образы пастухов, отважных укротителей диких коней нашли свое воплощение в творчестве Цэвэгжава (р. 1916), Чултэма (р. 1923), Одона (р. 1925) и других. Чултэму принадлежит один из классических пейзажей современной монгольской живописи «Степь» (1955). Эта картина отражает природу Монголии, новые черты в жизни страны: рядом с древним жителем монгольских степей — верблюдом мы видим автомобиль. Успешно работают и художники-графики Амгалан (р. 1933) и Нацагдорж (р. 1928). Они создали серии эстампов, рассказывающих о жизни новой Монголии. Амгалан (он учился в СССР) — автор гравюры «В школу» (1963), изображающей детей, которых ранним утром везут с пастбища в школу на повозке, запряженной верблюдом. Радуют своей живой непосредственностью и правдивым восприятием мира работы монгольских скульпторов. Герои женщины-скульптора Дамдимы (р. 1930) — простые люди Монголии и дети. Высеченная ею из глыбы серого гранита фигура пастуха, застигнутого бурей, раскрывает мужество и стойкость человека, борющегося с суровой природой. Очень интересны у Дамдимы и образы животных. Миниатюрные скульптуры Жамба (р. 1910) изображают укротителей диких коней, с поразительной правдивостью передают напряженный момент борьбы человека с яростно сопротивляющимся животным («Укрощение коня», 1950). Среди мастеров прикладного искусства в МНР, как и прежде, славятся резчики по дереву и кости. В числе замечательных изделий народных мастеров сапожки-гутулы, сумки из цветной кожи, отделанные вышивкой и аппликацией, в которых с необыкновенной красочностью передается народный орнамент. Современные художественные изделия монгольских мастеров можно увидеть в различных музеях СССР. |
ПОИСК
Block title
|