. Искусство Монгольской народной республики
  
Азбука  Физкультура малышам

Детская Энциклопедия

Статистика

Искусство Монгольской народной республики

Искусство Монгольской народной республики

В Монголии — стране кочевий — искусство существовало раньше в основном в виде скуль­птурных и живописных изображений на буд­дийские сюжеты, которыми украшались храмы. Было развито также народное искусство (резьба по дереву и др.). Существовала и ми­ниатюрная живопись, иллюстрировавшая ру­кописные книги на религиозные темы (см. ст. «Искусство древней и средневековой Монго­лии») .

Первым большим национальным художни­ком Монголии был Марзан Шарав (1866—1939). Он отошел от условностей, которых из поко­ления в поколение придерживались все худож­ники. В его произведениях множество живых деталей, взятых из народного быта. Его по пра­ву считают отцом современной монгольской живописи. Шарав радостно принял Октябрь­скую революцию и написал портрет Ленина.

В живописи МНР существуют одновременно два направления. Художники, придерживаю­щиеся национального традиционного стиля, следуя манере Шарава, пишут свои картины на полотне густыми минеральными красками, часто с дополнением золота. Они не применяют светотени, используя лишь выразительность линий и цветовых пятен. Их полотна отличаются красочностью, яркостью, любовной передачей мелких деталей. Извест­ный художник Ядамсурэн (р. 1905) создал боль­шую картину на тему национальной пьесы «Три печальных холма», искусно объединив цветом ряд отдельных сцен.

Второе, не менее значительное направле­ние — станковая живопись маслом —появилось под влиянием европейской реали­стической живописи. Многие художники этого направления получили художественное обра­зование в СССР. Они правдиво отражают в сво­их картинах те большие перемены, которые происходят в жизни монгольского народа. Образы пастухов, отважных укротителей диких коней нашли свое воплощение в творчестве Цэвэгжава (р. 1916), Чултэма (р. 1923), Одона (р. 1925) и других. Чултэму принадлежит один из классических пейзажей современной монголь­ской живописи «Степь» (1955). Эта картина отражает природу Монголии, новые черты в жизни страны: рядом с древним жителем монгольских степей — верблюдом мы видим ав­томобиль.

Успешно работают и художники-графики Амгалан (р. 1933) и Нацагдорж (р. 1928). Они создали серии эстампов, рассказывающих о жизни новой Монголии. Амгалан (он учился в СССР) — автор гравюры «В школу» (1963), изображающей детей, которых ранним утром везут с пастбища в школу на повозке, запря­женной верблюдом.

Радуют своей живой непосредственностью и правдивым восприятием мира работы монголь­ских скульпторов. Герои женщины-скульптора Дамдимы (р. 1930) — простые люди Монголии и дети. Высеченная ею из глыбы серого гранита фигура пастуха, застигнутого бурей, раскры­вает мужество и стойкость человека, борюще­гося с суровой природой. Очень интересны у Дамдимы и образы животных.

Миниатюрные скульптуры Жамба (р. 1910) изображают укротителей диких коней, с пора­зительной правдивостью передают напряжен­ный момент борьбы человека с яростно сопро­тивляющимся животным («Укрощение коня», 1950).

Среди мастеров прикладного искусства в МНР, как и прежде, славятся резчики по дереву и кости. В числе замечательных изделий народных мастеров сапожки-гутулы, сумки из цветной кожи, отделанные вышивкой и аппликацией, в которых с необыкновенной кра­сочностью передается народный орнамент.

Современные художественные изделия мон­гольских мастеров можно увидеть в различных музеях СССР.

ПОИСК
Block title
РАЗНОЕ