.
Меню сайта
|
Искусство Китайской народной республикиИскусство Китайской народной республикиМного нового, интересного можно увидеть в искусстве народного Китая, особенно в национальной живописи, которая исполняется, как и ранее, на шелке и бумаге прозрачными водяными красками и тушью (см. ст. «Искусство древнего и средневекового Китая»). В XX в. такая манера живописи получила название гохуа (национальная живопись). Одним из старейших художников гохуа был Ци Бай-ши (1860—1957), всю свою почти столетнюю жизнь посвятивший воспеванию красоты природы. В каждой маленькой травинке или цветке Ци Бай-ши передавал ощущение света и тепла, простора большого мира, Канадой своей картиной он внушал людям уважение к простому крестьянскому труду (см. ст. «Искусство Японии, Китая и Индии конца XIX в.»). Современные художники пишут картины родной природы: высокие горы, спокойную гладь озер, стремительные водопады. Они уже не следуют строгим традиционным канонам, запрещающим писать с натуры, они путешествуют по стране и пишут с натуры все, что кажется им замечательным, все, что останавливает внимание. Ли Кэ-жань (р. 1907) — ученик прославленного живописца Ци Бай-ши, один из наиболее интересных и своеобразных художников Китая, автор ряда замечательных пейзажей. Он одним из первых стал писать с натуры виды городов и селений. В настоящее время, в период так называемой «культурной революции», национальная живопись, как и все искусство Китая, не получает дальнейшего развития. Масляная живопись, появившаяся в Китае только в самом конце XIX в., распространена и в настоящее время. Одним из первых живописцев, внедривших в Китае масляную живопись, был Сюй Бэй-хун (1895-1953), стремившийся сочетать достоинства гохуа и европейской манеры. Сюй Бэй-хун много писал с натуры. Его, так же как и старых мастеров Китая, привлекал мир природы и жизни животных. Он изображал то пасущийся табун лошадей, то задремавших под весенним солнцем гусей в камышах. Ему принадлежат и портреты рабочих, деятелей культуры. Другие живописцы, работающие в масляной живописи, пишут с натуры и на темы, взятые непосредственно из жизни. Картина известного художника У Цзо-жэня (р. 1908) «Крестьянин-художник» изображает крестьянина, который расписывает по воле своей фантазии стены домов, чтобы украсить свое селение. Распространены в народном Китае цветная гравюра, красочный народный лубок, ажурные вырезки из бумаги для наклеивания на окна. В каждом доме в праздничные дни появляются на окнах тончайшие вырезки из бумаги, так называемые оконные цветы. С помощью ножниц или ножа народные мастера изображают различные сценки: детей, сажающих цветы, рыб, резвящихся в водопадах, летящих в небе журавлей и т. д. Большой популярностью пользуются в народе книжки-картинки со множеством иллюстраций к рассказам и народным сказкам. Интересны и работы китайских скульпторов. Они создали образы мужественных партизан, рабочих, исторических деятелей. Лю Кай-цюй (р. 1904) в барельефах памятника народным героям в Пекине (1953—1958) отразил борьбу народа за независимость родины. Хуан Ли-шао (р. 1927) в портрете Ли Сю-чана, вождя крестьянской войны (известной в истории как восстание тайпинов), сумел раскрыть духовную силу героя, его волга и мужество. С давних времен в Китае существует производство керамики. Город Исин славится своими сосудами и чайными приборами из особой твердой глины с рельефными украшениями, город Шиван на юге — своими статуэтками, а центр фарфорового производства Китая —Цзиндэчжэнь — белизной фарфора и красотой росписей. В Китае продолжает развиваться один из древнейших видов прикладного искусства — изготовление изделий из смолы лакового дерева цишу. В Пекине работают мастерские красных резных лаков, а также мастерские, где из нефрита, агата, бирюзы, кварца и других полудрагоценных пород камня вырезают различные фигуры и сосуды. Произведения современных мастеров и художников Китая можно увидеть в Музее искусства народов Востока в Москве, в Эрмитаже и в других музеях нашей страны и мира. |
ПОИСК
Block title
|