.
Меню сайта
|
Зарубежная архитектура XX в.Зарубежная архитектура XX в.Райт, Перре, Ле Корбюзье, ван дер Роэ, Гроппиус, Нимейер, КостаПариж. 1889 год. Всемирная выставка, демонстрирующая новейшие достижения в науке, технике, искусстве. Территорию выставки и весь город можно осмотреть с верхней площадки 300-метровой металлической башни, сооруженной специально к открытию выставки. Многие писатели, художники и архитекторы, поклонявшиеся канонам античности и ренессанса (см. ст. «Архитектурные стили»), резко выступили тогда против строительства башни по проекту инженера Александра Гюстава Эйфеля (1832—1923). Однако прошло немного лет, и Эйфелева башня стала эмблемой современного Парижа, а ее динамичный силуэт, изящество и мощь и сегодня никого не оставляют равнодушным. В конце XIX в. развитие общества потребовало резкого расширения промышленного, транспортного, а также жилищного строительства, вызвало к жизни новые типы зданий: вокзалы, банки, универмаги, институты, выставочные павильоны. Появились новые конструкции из стали и железобетона, которые позволяли возводить колоссальные мосты и ангары, быстро монтировать каркасы небоскребов, создавать невиданные дотоле формы сооружений и их детали. Нелегко было преодолеть силу традиций. Первые небоскребы появились в США еще в конце XIX в., но в какие только «одежды» их не одевали: гостиница — готический собор, банк — увеличенная до смешного итальянская вилла, универмаг — романская аркада. В эти годы начался творческий путь выдающегося архитектора-новатора Франка Ллойда Райта (1869—1959), но и он долгие годы не решался отказаться от орнамента, от скатных крыш, от громоздкой мебели. Французский архитектор Огюст Перре (1874—1954) был одним из пионеров железобетона, но формы многих его зданий стилизованы под готику или классический ордер. В архитектуре Европы перемены начались после первой мировой войны. Передовые архитекторы, движимые гуманными стремлениями преодолеть недостаток жилья, усиленный войной, стали думать над тем, как удешевить и упростить строительство, внедрить в него методы массового промышленного производства. Одна из наиболее ярких фигур в современной архитектуре — Шарль Эдуард Жаннере (1887—1965), известный под псевдонимом Ле Корбюзье. Он мечтал о городах свободных и счастливых людей, но в капиталистическом обществе осуществить грандиозные гуманные замыслы он не мог. Годами Ле Корбюзье ничего не строил или строил виллы богачей, в которых мог воплотить разве что свои художественно-пространственные искания. Горожанин должен быть ближе к природе — заявлял Ле Корбюзье и проектировал многоэтажные дома, где каждая квартира имеет просторную озелененную террасу, где шум из одной квартиры не может проникнуть к соседям, где внутренние лестницы и балконы разнообразят пространство квартиры, а большая часть шкафов встроена в стены, что как бы расширяет комнаты. Такая квартира была выставлена на Всемирной выставке в Париже в 1925 г. На другой Всемирной выставке в 1928 г., в Барселоне, другой будущий «властитель дум»— Людвиг Мис ван дер Роэ (р. 1886) строит павильон, где перекрытие поддерживается тонкими колоннами, не нарушающими цельности внутреннего пространства. Посетителю не нужно было задумываться, куда идти и в каком порядке рассматривать экспонаты: свободно стоящие ширмы из полированного камня указывали направление движения не хуже стрелок «продолжение осмотра». Новую архитектуру в широком смысле — от градостроительных проектов до светильников и кухонной утвари — должны были делать новые люди. В реорганизации архитектурно-художественного образования огромная роль принадлежит школе прикладного искусства в Дессау (Баухауз), которой в 20-х годах руководил Вальтер Гроппиус (р. 1883). Он пригласил в преподаватели талантливых художников, архитекторов, специалистов по художественному конструированию, которые помогали ученикам проявлять свои способности и прививали им практические навыки. В Баухаузе даже стены учили: корпуса школы, построенные Гроппиусом в 1925 —1926 гг.. были одними из первых крупных произведений новой архитектуры. Это были соединенные переходами, поднятыми на столбах, здания, похожие на параллелепипеды, одни грани которых глухие, белые, а другие — сплошь остекленные. На зарубежную архитектуру 20—30-х годов большое влияние оказали постройки, проекты и теоретические статьи советских архитекторов, например: братьев Весниных (см. ст. «Архитекторы братья Веснины»), М. Гинзбурга, И. Леонидова и других. Большую роль сыграли советские павильоны на зарубежных выставках, например павильон, построенный архитектором К. Мельниковым на выставке 1925 г. в Париже (см. ст. «Советское искусство 1922—1932 гг.»). В то же время передовые зарубежные архитекторы приняли участие в бурном строительстве в СССР в годы первых пятилеток. Ле Корбюзье построил административное здание на ул. Кирова в Москве (ок. 1930), в котором воплощены провозглашенные автором пять принципов функционализма — прогрессивного направления в архитектуре 20—30-х годов: 1. Столбы проходят через все этажи здания и поднимают первый этаж над землей. 2. Плоская крыша защищает верхний этаж от сырости и перегрева и одновременно является садом. 3. Свободный план — столбы поддерживают перекрытие, и нет необходимости в несущих стенах, поэтому перегородки в разных этажах могут ставиться различно, что позволяет наиболее удобно расставить оборудование и мебель. 4. Горизонтальные окна дают много света. 5. Свободный фасад; поскольку все нагрузки передаются на столбы, наружные стены ничего не несут и служат только ограждением. Поэтому проемы любой формы и размеров могут располагаться как угодно, например вся фасадная стена может быть превращена в сплошное окно. Сильно вынесенный козырек над входом, просторный вестибюль, спиральные пандусы (наклонные плоскости без ступеней), заменившие внутренние лестницы, овальный объем зала заседаний — все эти характерные черты архитектурного облика современного делового здания уже проявились в здании, выстроенном Ле Корбюзье в Москве. Характерно, что фашизм в Германии, да и в Италии, предал функционализм анафеме, и крупнейшие архитекторы В. Гроппиус, Л. Мис ван дер Роэ и другие вынуждены были покинуть Германию. Функционализм прививается и дает богатые всходы в Мексике, Бразилии, позже в США. В 1936—1943 гг. в Рио-де-Жанейро по проекту молодых архитекторов во главе с Оскаром Нимейером (р. 1907) при консультации Ле Корбюзье строится в духе «пяти принципов» 15-этажное здание министерства просвещения и здравоохранения. В нем очень удачно учитываются условия жаркого климата и местные национальные традиции. Северная стеклянная стена, обращенная к солнцу, защищена от перегрева и избытка света гигантской решеткой с поворотными козырьками в каждой ячейке. А стены первого этажа покрыты бело-голубыми глазурованными плитками, применяемыми в Бразилии с XVII в. Из них набрано огромное панно с изображениями морских коньков, раковин, рыб. Так талант архитекторов опровергает упреки современной архитектуре в стандарте. Вторая мировая война принесла городам неслыханные разрушения. Многие районы восстанавливались буквально на пустом месте. Казалось бы — вот когда появятся благоустроенные кварталы, ансамбли красивых общественных зданий. Но только кое-где, и то не в полной мере, эти цели были достигнуты — слишком противоречат им частная собственность на землю, интересы отдельных фирм. Как положительный пример послевоенного строительства можно привести строительство во французском городе-порту Гавре. Там на месте разрушенных районов был проложен парадный проспект Ворота Океана (1947—1954, проект О. Перре). С обеих сторон встали дома различной этажности, в строительстве которых широко использовались сборные элементы, а между ними — видимые издалека, как маяки, высотные здания. Но, пожалуй, наиболее крупным событием последнего десятилетия в градостроительстве капиталистических стран было создание новой столицы Бразилии — города Бразилиа (1957 —1966). В безлюдных степях в глубине континента по проекту Лусиу Коста (р. 1902) и Оскара Нимейера, героическим трудом бразильских рабочих был воздвигнут новый город с населением около 300 тыс. человек. Главная площадь столицы — Площадь Трех Властей — имеет треугольную форму. Две вершины треугольника заняты дворцами Правительства и Правосудия, окруженными необычными беломраморными колоннами, напоминающими наконечники копий. В третьей вершине — дворец Национального конгресса. Он состоит из вытянутого по горизонтали корпуса залов заседаний, перекрытых один — куполом, а другой — чашей, и двух спаренных стройных 30-этажных небоскребов секретариата конгресса, как бы вырастающих из зеркала прямоугольного бассейна. Композицию площади дополняет богатая цветовая гамма: темно-красная земля, зелень пальм, голубизна неба и воды, золотые лучи солнца, отражающиеся в стеклах. И на этом фоне еще белее кажутся стены и изящные колонны зданий. Рост городских территорий, скопление масс людей, транспортные заторы, шум, загрязнение воздуха и водоемов заставили архитекторов серьезно задуматься о будущем городов. Наиболее интересна градостроительная теория греческого архитектора Доксиадиса. Развивая отдельные мысли советских архитекторов 30-х годов и Ле Корбюзье, он предлагает создавать города динамической структуры. Для этого Доксиадис предлагает заранее определить, куда будет расширяться город, и оставить в окружающем центр кольце жилых кварталов с этой стороны «окно». Тогда по мере застройки новых районов в том же направлении будет развиваться и центр. Другие архитекторы считают, что города должны расти не вширь, а вверх. Так, например, Ф. Л. Райт запроектировал небоскреб в Чикаго высотой в милю — 1609 м, а английский инженер В. Фришмэн — высотой в 3540 м(!). Японские градостроители, обеспокоенные недостатком у них пригодных для заселения земель, выдвинули идею строительства городов под водой и на искусственных островах в океане, которые затем могут превратиться в межконтинентальные мосты. В развивающихся странах строительство вдохновляется гуманными идеями национального и социального освобождения и просвещения. Несмотря на ограниченность средств, во многих странах Азии, Африки и Латинской Америки строятся университеты и институты. С большим размахом построен университетский городок в Мехико (1952), над проектом которого вместе с архитекторами трудились крупнейшие мексиканские художники-монументалисты (см. ст. «Искусство капиталистических стран XX в.»). Над множеством изящных зданий аудиторий и лабораторий, над рощами и спортивными площадками возвышается почти не имеющий окон куб книгохранилища университетской библиотеки (архитектор X. О' Горман и др.). Его стены покрыты мозаикой, напоминающей узоры древних мексиканских храмов и дворцов. Аналогичные рельефы и красочные панно украшают стены стадионов и учебных зданий. Высокие идеи мира и дружбы народов вдохновили интернациональные группы передовых архитекторов на создание комплексов зданий ООН (Организация Объединенных Наций) в Нью-Йорке (1951) и ЮНЕСКО (специализированное учреждение ООН по вопросам просвещения, науки и культуры) в Париже (1958), ставших вехами на пути развития современной архитектуры. Какая же зарубежная архитектура современна, что в лучших созданиях ее мастеров ближе всего нам, советским людям? Это прежде всего та архитектура, которая наиболее полно отвечает и своему назначению, и требованиям правильной организации жизненных процессов: труда, учебы, отдыха, быта, развлечений. Это архитектура технически передовая, применяющая новые материалы и конструкции. Это архитектура гуманная, создающая у человека настроение бодрости и уверенности. Это, наконец, архитектура красивая, архитектура — искусство. |
ПОИСК
Block title
|