. Зарубежная архитектура XX в.
  
Азбука  Физкультура малышам

Детская Энциклопедия

Статистика

Зарубежная архитектура XX в.

Зарубежная архитектура XX в.

Райт, Перре, Ле Корбюзье, ван дер Роэ, Гроппиус, Нимейер, Коста

Париж. 1889 год. Всемирная выставка, де­монстрирующая новейшие достижения в науке, технике, искусстве. Территорию выставки и весь город можно осмотреть с верхней пло­щадки 300-метровой металлической башни, со­оруженной специально к открытию выставки.

Многие писатели, художники и архитекто­ры, поклонявшиеся канонам античности и ре­нессанса (см. ст. «Архитектурные стили»), резко выступили тогда против строительства башни по проекту инженера Александра Гюстава Эйфе­ля (1832—1923). Однако прошло немного лет, и Эйфелева башня стала эмблемой современного Парижа, а ее динамичный силуэт, изящество и мощь и сегодня никого не остав­ляют равнодушным.

В конце XIX в. развитие общества потребо­вало резкого расширения промышленного, транспортного, а также жилищного строитель­ства, вызвало к жизни новые типы зданий: вок­залы, банки, универмаги, институты, выста­вочные павильоны. Появились новые конструк­ции из стали и железобетона, которые позво­ляли возводить колоссальные мосты и ангары, быстро монтировать каркасы небоскребов, соз­давать невиданные дотоле формы сооружений и их детали.

Нелегко было преодолеть силу традиций. Первые небоскребы появились в США еще в конце XIX в., но в какие только «одежды» их не одевали: гостиница — готический собор, банк — увеличенная до смешного итальянская вилла, универмаг — романская аркада. В эти годы начался творческий путь выдающегося архитектора-новатора Франка Ллойда Райта (1869—1959), но и он долгие годы не решался отказаться от орнамента, от скатных крыш, от громоздкой мебели. Французский архитектор Огюст Перре (1874—1954) был одним из пионе­ров железобетона, но формы многих его зданий стилизованы под готику или классический ордер.

В архитектуре Европы перемены начались после первой мировой войны. Передовые архи­текторы, движимые гуманными стремлениями преодолеть недостаток жилья, усиленный вой­ной, стали думать над тем, как удешевить и уп­ростить строительство, внедрить в него методы массового промышленного производства.

Одна из наиболее ярких фигур в современ­ной архитектуре — Шарль Эдуард Жаннере (1887—1965), известный под псевдонимом Ле Корбюзье. Он мечтал о городах свободных и счастливых людей, но в капиталистическом обществе осуществить грандиозные гуманные замыслы он не мог. Годами Ле Корбюзье ничего не строил или строил виллы богачей, в которых мог воплотить разве что свои художественно-пространственные искания. Горожанин должен быть ближе к природе — заявлял Ле Корбюзье и проектировал многоэтажные дома, где каждая квартира имеет просторную озелененную тер­расу, где шум из одной квартиры не может проникнуть к соседям, где внутренние лест­ницы и балконы разнообразят пространство квартиры, а большая часть шкафов встроена в стены, что как бы расширяет комнаты. Такая квартира была выставлена на Всемирной вы­ставке в Париже в 1925 г.

На другой Всемирной выставке в 1928 г., в Барселоне, другой будущий «властитель дум»— Людвиг Мис ван дер Роэ (р. 1886) строит павильон, где перекрытие поддерживается тонкими колоннами, не нарушающими цель­ности внутреннего пространства. Посетителю не нужно было задумываться, куда идти и в каком порядке рассматривать экспонаты: сво­бодно стоящие ширмы из поли­рованного камня указывали направление движения не хуже стрелок «продолжение осмотра».

Новую архитектуру в ши­роком смысле — от градострои­тельных проектов до светильни­ков и кухонной утвари — должны были делать новые люди. В реорганизации архитектур­но-художественного образова­ния огромная роль принадле­жит школе прикладного ис­кусства в Дессау (Баухауз), которой в 20-х годах руково­дил Вальтер Гроппиус (р. 1883). Он пригласил в преподаватели талантливых художников, ар­хитекторов, специалистов по художественному конструирова­нию, которые помогали учени­кам проявлять свои способности и прививали им практические навыки.

В Баухаузе даже стены учи­ли: корпуса школы, построен­ные Гроппиусом в 1925 —1926 гг.. были одними из первых круп­ных произведений новой архи­тектуры. Это были соединенные переходами, поднятыми на стол­бах, здания, похожие на парал­лелепипеды, одни грани кото­рых глухие, белые, а другие — сплошь остекленные.

На зарубежную архитекту­ру 20—30-х годов большое влия­ние оказали постройки, про­екты и теоретические статьи советских архитек­торов, например: братьев Весниных (см. ст. «Архитекторы братья Веснины»), М. Гин­збурга, И. Леонидова и других. Большую роль сыграли советские павильоны на зару­бежных выставках, например павильон, по­строенный архитектором К. Мельниковым на выставке 1925 г. в Париже (см. ст. «Советское искусство 1922—1932 гг.»).

В то же время передовые зарубежные архи­текторы приняли участие в бурном строительст­ве в СССР в годы первых пятилеток. Ле Корбю­зье построил административное здание на ул. Кирова в Москве (ок. 1930), в котором воплощены провозглашенные автором пять принципов функциона­лизма — прогрессивного направления в архи­тектуре 20—30-х годов:

1. Столбы проходят через все этажи здания и поднимают первый этаж над землей.

2. Плоская крыша защищает верхний этаж от сырости и перегрева и одновременно являет­ся садом.

3. Свободный план столбы поддержива­ют перекрытие, и нет необходимости в несущих стенах, поэтому перегородки в разных этажах могут ставиться различно, что позволяет наибо­лее удобно расставить оборудование и мебель.

4. Горизонтальные окна дают много света.

5. Свободный фасад; поскольку все нагрузки передаются на столбы, наружные стены ничего не несут и служат только ограждением. Поэто­му проемы любой формы и размеров могут рас­полагаться как угодно, например вся фасадная стена может быть превращена в сплошное окно.

Сильно вынесенный козырек над входом, просторный вести­бюль, спиральные пандусы (на­клонные плоскости без ступеней), заменившие внутренние лестницы, овальный объем зала заседаний — все эти характерные черты архитектурного облика современного делового здания уже проявились в здании, вы­строенном Ле Корбюзье в Москве.

Характерно, что фашизм в Германии, да и в Италии, предал функционализм анафеме, и крупнейшие архитекторы В. Гроппиус, Л. Мис ван дер Роэ и другие вынуждены были покинуть Германию.

Функционализм прививается и дает богатые всходы в Мексике, Бразилии, позже в США.

В 1936—1943 гг. в Рио-де-Жанейро по про­екту молодых архитекторов во главе с Оскаром Нимейером (р. 1907) при консультации Ле Кор­бюзье строится в духе «пяти принципов» 15-этажное здание министерства просвещения и здравоохранения. В нем очень удачно учитываются условия жаркого климата и местные национальные тради­ции. Северная стеклянная стена, обращенная к солнцу, защищена от перегрева и избытка света гигантской решеткой с поворотными ко­зырьками в каждой ячейке. А стены первого этажа покрыты бело-голубыми глазурованными плитками, применяемыми в Бразилии с XVII в. Из них набрано огромное панно с изображения­ми морских коньков, раковин, рыб. Так талант архитекторов опровергает упреки современной архитектуре в стандарте.

Вторая мировая война принесла городам неслыханные разрушения. Многие районы вос­станавливались буквально на пустом месте. Казалось бы — вот когда появятся благоуст­роенные кварталы, ансамбли красивых общест­венных зданий. Но только кое-где, и то не в пол­ной мере, эти цели были достигнуты — слишком противоречат им частная собственность на зем­лю, интересы отдельных фирм.

Как положительный пример послевоенного строительства можно привести строительство во французском городе-порту Гавре. Там на месте разрушенных районов был проложен парадный проспект Ворота Океана (1947—1954, проект О. Перре). С обеих сторон встали дома различной этажности, в строительстве которых широко использовались сборные элементы, а между ними — видимые издалека, как маяки, высотные здания.

Но, пожалуй, наиболее крупным событием по­следнего десятилетия в градостроительстве ка­питалистических стран было создание новой столицы Бразилии — города Брази­лиа (1957 —1966). В безлюдных степях в глу­бине континента по проекту Лусиу Коста (р. 1902) и Оскара Нимейера, героическим тру­дом бразильских рабочих был воздвигнут но­вый город с населением около 300 тыс. человек. Главная площадь столицы — Площадь Трех Властей — имеет треугольную форму. Две вер­шины треугольника заняты дворцами Правительства и Правосудия, окруженными необычными беломраморными колоннами, напоминающими наконечники ко­пий. В третьей вершине — дворец На­ционального конгресса. Он со­стоит из вытянутого по горизонтали корпуса залов заседаний, перекрытых один — куполом, а другой — чашей, и двух спаренных стройных 30-этажных небоскребов секретариата конгрес­са, как бы вырастающих из зеркала прямо­угольного бассейна. Композицию площади до­полняет богатая цветовая гамма: темно-красная земля, зелень пальм, голубизна неба и воды, золотые лучи солнца, отражающиеся в стек­лах. И на этом фоне еще белее кажутся стены и изящные колонны зданий.

Рост городских территорий, скопление масс людей, транспортные заторы, шум, загрязне­ние воздуха и водоемов заставили архитекторов серьезно задуматься о будущем городов. Наиболее интересна градостроительная теория греческого архитектора Доксиадиса. Развивая отдельные мысли советских архитекторов 30-х го­дов и Ле Корбюзье, он предлагает создавать города динамической струк­туры. Для этого Доксиадис предлагает за­ранее определить, куда будет расширяться го­род, и оставить в окружающем центр кольце жилых кварталов с этой стороны «окно». Тогда по мере застройки новых районов в том же на­правлении будет развиваться и центр.

Другие архитекторы считают, что города должны расти не вширь, а вверх. Так, напри­мер, Ф. Л. Райт запроектировал небоскреб в Чикаго высотой в милю — 1609 м, а англий­ский инженер В. Фришмэн — высотой в 3540 м(!). Японские градостроители, обеспокоенные недо­статком у них пригодных для заселения земель, выдвинули идею строительства городов под водой и на искусственных островах в океане, которые затем могут превратиться в межконтинентальные мосты.

В развивающихся странах строительство вдохновляется гуманными идеями националь­ного и социального освобождения и просвеще­ния. Несмотря на ограниченность средств, во многих странах Азии, Африки и Латинской Америки строятся университеты и институты.

С большим размахом построен универ­ситетский городок в Мехико (1952), над проектом которого вместе с архитек­торами трудились крупнейшие мексиканские художники-монументалисты (см. ст. «Искусство капиталистических стран XX в.»). Над мно­жеством изящных зданий аудиторий и лабора­торий, над рощами и спортивными площадками возвышается почти не имеющий окон куб книгохранилища университетской библиотеки (архитектор X. О' Горман и др.). Его стены покрыты мозаикой, напоминающей узоры древних мексиканских храмов и дворцов. Ана­логичные рельефы и красочные панно украшают стены стадионов и учебных зданий.

Высокие идеи мира и дружбы народов вдох­новили интернациональные группы передовых архитекторов на создание комплексов зданий ООН (Организация Объединенных Наций) в Нью-Йорке (1951) и ЮНЕСКО (специализированное учреждение ООН по во­просам просвещения, науки и культуры) в Париже (1958), ставших вехами на пути разви­тия современной архитектуры.

Какая же зарубежная архитектура совре­менна, что в лучших созданиях ее мастеров ближе всего нам, советским людям? Это прежде всего та архитектура, которая наиболее полно отвечает и своему назначению, и требо­ваниям правильной организации жизненных процессов: труда, учебы, отдыха, быта, раз­влечений. Это архитектура технически передо­вая, применяющая новые материалы и кон­струкции. Это архитектура гуманная, соз­дающая у человека настроение бодрости и уверенности. Это, наконец, архитектура кра­сивая, архитектура — искусство.

ПОИСК
Block title
РАЗНОЕ