.
Меню сайта
|
Искусство капиталистических стран XX в.Искусство капиталистических стран XX в.Пикассо, Матисс, Майоль, Бурдель, Манцу, Гуттузо, Кент, Ороско, Ривера, Сикейрос, И. и Т. Маруки, Мендес, МазерельВ одном из залов Музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина в Москве висит картина «Старый еврей с мальчиком». Изображены худой, изможденный старик, одетый в отрепья, с морщинистым лицом и глубокими впадинами слепых глаз, и мальчик, с нежным лицом и большими печальными глазами. И старик и мальчик погружены в безрадостное раздумье. Глаза мальчика кажутся такими же невидящими, как и пустые глазницы старика. Вся картина написана холодным голубым цветом — и фон, и лица, и одежда. Этот цвет условен, но он усиливает настроение скорби и безысходности. В контрастном противопоставлении старика и мальчика мы видим и безрадостное прошлое одного, и безнадежное будущее другого, и трагическое настоящее их обоих. Автор этой картины — французский художник Пабло Пикассо (р. 1881). На соседнем стенде в этом же зале другая картина Пикассо —«Женщина с веером» (1909). Как странно написана фигура женщины! Художник как бы составляет ее из отдельных граней, геометрических плоскостей. Кажется, что он исследует человеческую фигуру как неодушевленный предмет, интересуясь только формой, отдельными элементами этой формы, не заботясь о том, что на картине изображение будет мало напоминать человеческую фигуру. Неужели художник, написавший «Старого еврея с мальчиком», написал и «Женщину с веером»? А вот еще один женский образ, созданный Пикассо. В рисунке «Мать и дитя» (1904) художник воплощает излюбленную тему мастеров прошлого — тему материнства. Как великолепно передана нежность матери, трогательная беспомощность ребенка! В чувстве матери есть тревога и грусть, боязнь потерять счастье, боязнь за судьбу ребенка. Поэтому так печально ее лицо, так бережно прикосновение рук. Сами линии рисунка — плавные и трепетные — создают настроение любви, тревоги, поэтичности. Почему Пикассо может быть таким разным в своих произведениях — настолько, что подчас трудно поверить, что их создал один художник? Почему некоторые картины Пикассо сразу захватывают зрителя, а другие кажутся странными, непонятными, сложными? Почему образы его картин то поэтичные, гармонические, то страшные, уродливые? Пикассо говорит: «Я хочу изобразить мир таким, каким я его мыслю». Творчество Пикассо по-своему раскрывает мир XX в., в его сложности, противоречивости. Художник хочет показать мир разрушающийся и встающий из руин, показать борьбу сил разрушения и созидания, безнадежности и надежды. Поэтому искусство самого художника бывает и сложно и противоречиво. Чтобы глубоко отразить современную действительность, ее основные проблемы, контрасты сегодняшнего мира, Пикассо ищет новые средства, новые формы. Так делает каждый большой художник в любую эпоху. В лучших своих произведениях Пикассо обогащает выразительные средства искусства, раскрывает в нем новые возможности. Но язык его картин бывает усложнен, затруднен для понимания. Изображая страшные явления и подчеркивая трагические стороны современной действительности, Пикассо прибегает и к приемам формалистических направлений. Пикассо живет в буржуазном обществе, где все противоречия современности достигают крайней напряженности, где идет борьба двух культур — реакционной и прогрессивной. Это не может не сказаться на творчестве мастеров современного западного искусства, и даже на творчестве таких людей, как коммунист и прогрессивный общественный деятель Пабло Пикассо. Его поиски всегда искренни. На его выставках люди спорят: одни восхищаются и радуются, другие возмущаются или удивляются, но никто не остается равнодушным. Пикассо всегда откликается на то, что волнует честных людей всего мира. В 1937 г. фашистская авиация подвергла жесточайшей бомбардировке испанский городок Герника. Город был сравнен с землей, погибло более 2000 женщин, стариков, детей. Злодеяние фашистов потрясло художника, и он создал картину «Герника» (1937) — огромное полотно размером 28 кв. м. Трагическое ощущение смерти, разрушения, отчаяния передано художником и образами-символами, и словно разорванными на сотни частей фигурами людей. Однажды во время оккупации гитлеровский офицер зашел в мастерскую Пикассо и, увидев репродукцию этой картины, спросил: «Это вы сделали?» Художник ответил: «Нет, это вы сделали». «Герника» стала символом ужаса, смерти, которые несет фашизм, символом гуманистического протеста против бесчеловечности. Не случайно испанские республиканцы шли в бой, неся с собой репродукции «Герники». В одной из статей Пикассо писал, что художник — это политическое существо; он постоянно живет потрясениями, страшными или радостными, на которые всякий раз должен давать ответ. «Живопись,— писал он,— делается не для украшения жилища. Она — инструмент войны для атаки и победы над врагом». И таким «инструментом войны» против войны стал плакат Пикассо «Голубь мира»— символ веры в мир и счастье человечества. Искусство Пикассо иногда называют «ключом от врат XX столетия». Крупнейший художник современного Запада, Пикассо идет трудным и неровным путем в искусстве, но он хочет осмыслить в своем творчестве наше время — век социалистических революций и двух мировых войн; век удивительных достижений человеческой мысли и невиданных разрушений; век открытия новых миров и нищеты, страданий и угнетения большей части населения земного шара. Творческие коллизии, поиски Пикассо отражают и сложность самого века, и сложность того пути, которым идет развитие изобразительного искусства в капиталистических странах... В современной буржуазной культуре и искусстве распространены идеи отрицания разума, творческой силы человека; проповедуется отчаяние, безысходность. Художники-абстракционисты создают картины, где не изображаются ни человек, ни какие-либо реальные предметы (поэтому это искусство называют также беспредметным, не изобразительным). Их холсты заполнены пятнами, линиями, плоскостями, брызгами краски. Искусство абстракционизма не передает и не хочет передавать реального мира, богатства человеческих чувств и мыслей. По мнению абстракционистов, художник должен игнорировать в своем творчестве все то, что он видит вокруг себя, с чем имеет дело в повседневной жизни. Некоторые считают даже, что художник должен творить в бессознательном состоянии, не задумываясь. Тогда линии и пятна в картине отразят его интуитивные душевные движения, внутренние побуждения (современный итальянский абстракционист Э. Ведова «пишет» иногда с закрытыми глазами). Абстрактное искусство стало полным отречением от разума, от высших, осознаваемых человеком чувств. Другим реакционным течением буржуазного искусства является сюрреализм (это слово в переводе значит надреализм). Что представляют собой картины сюрреалистов? На одном из полотен художника С. Дали изображены обнаженная спящая женщина, лежащая на льдине, плод граната, шмель, два тигра, слон; штык винтовки вонзается в тело женщины. Картина называется «За секунду до пробуждения, когда шмель жужжит над плодом граната». Что означает это странное сочетание различных существ и предметов? Сюрреалисты хотят показать в искусстве мистические видения, тяжелые, навязчивые сны, галлюцинации больного воображения, кошмары расстроенного сознания, когда молчит разум. Этот «надреальный» мир сюрреалисты изображают с предельной натуралистической наглядностью. Абсурд и безумие являются для них единственными закономерностями мира. Не удивительно, что Дали считает идеальным состоянием для художественного творчества особый вид умственного помешательства параноический бред. Цель сюрреалистов— подчинить зрителя, лишив его активности, воли и разума, и пробудить в нем подсознательные, т. е. звериные, инстинкты. Не случайно Дали — почитатель Гитлера и Франко — оказался единственным в мире художником, который в картине «Три сфинкса Бикини» прославил водородную бомбу. В условиях буржуазной действительности, когда реакционная культура говорит о хаосе и бессмысленности жизни, воспевает темные инстинкты, унижает разум, в условиях трагических конфликтов современности очень важно и очень непросто сохранить в искусстве и подарить зрителю радость, красоту, гармонию. Картины французского живописца Анри Матисса (1869— 1954) вы можете узнать сразу. Что бы он ни писал: пейзажи Северной Африки, фигуры людей, натюрморты с цветами и фруктами,— во всем художник прежде всего видит чистые, звучные краски, певучие ритмы линий. Посмотрите репродукцию картины «Красные рыбки». Матисс очень смело сочетает красный цвет (рыбки), зеленый (аквариум и листья) и сиреневый (стол). Звучание этих красок дает ощущение радостное, светлое, солнечное, а движение рыбок и плавный изгиб листьев и стеблей ритмичны и словно исполнены покоя. Художника не интересует передача деталей, воспроизведение объема предметов или их размещение в пространстве. Все, что Матисс изображает в картине «Красная комната» (1908, Эрмитаж, Ленинград),— и пейзаж за окном, и натюрморт на столе, и даже женская фигура за столом,— все это словно превращается в красочные узоры орнамента. Малиново-красный ковер покрывает стену и стол, и сама картина словно становится ковром. Радостное, красочное богатство мира — это в сущности основная тема творчества Матисса. Чтобы передать это богатство, он не только воспроизводит цвет вещей, а еще и усиливает, подчеркивает его. Драматические сюжеты или проблемы психологические Матисс в своем искусстве не затрагивает. В этом ограниченность его творческой программы. Но искусство Матисса стремится дать человеку радость, покой, красоту, помочь ему увидеть ее в жизни, сохранить ее. Его искусство служит человеку. Французский писатель-коммунист Луи Арагон сказал, вспоминая эпоху немецкой оккупации во Франции: «В эти тяжелые годы Матисс помог нам сохранить солнце». Среди всех потрясений XX в. веру в человека, в его красоту, в его право на счастье сохранило и искусство замечательного французского скульптора Аристида Майоля (1861—1944). Для него, как и для мастеров античности и Возрождения, высшим творением природы, воплощением ее совершенства было человеческое тело. Статуи «Помона», «Нимфа прерий», скульптура «Три грации» исполнены земной, чувственной красоты и обаяния и в то же время возвышенны, горделиво-величественны. Статуи Майоля — это как бы воплощение слов самого скульптора: «Природа добра, здорова и сильна. Нужно жить с ней и прислушиваться к ее языку — тогда создашь хорошее искусство». Совсем иное по характеру творчество Антуана Бурделя (1861—1929). В своих работах Бурдель хочет передать дух драматической борьбы, смелое дерзание мысли и действия. Таковы «Голова Бетховена» и «Геракл, стреляющий из лука». Его скульптуры энергичны по форме, их пластика, лепка обостренно динамична. Майоль и Бурдель — ученики великого французского скульптора О. Родена — сыграли важнейшую роль в создании нового реализма в скульптуре XX в. Мы знаем крупных ваятелей реалистического направления и в других странах: американского скульптора Эпстайна, немецких мастеров Кольбе и Кремера (см. ст. «Памятник узникам Бухенвальда»), чеха Штурсу, финна Аалтонена, итальянцев Мессину и Манцу, Творчество Джакомо Манцу (р. 1908) очень интересно и своеобразно. В рельефе «Распятие с генералом» (1942, Рим, частное собрание) рядом с измученным, безжизненным телом повешенного Христа стоит самодовольный генерал с немецкой каской на голове. Эта сцена вызывает в памяти страшные картины военного времени. В статуе «Большой кардинал» (1955, Венеция) Манцу превращает реальный образ в олицетворение силы церкви, ее отрешенности от всего человеческого. Вместе с тем скульптор создает и лирические произведения, умеет воспеть в женских образах красоту и грацию юности. Годы борьбы с фашизмом во время второй мировой войны определили творческую судьбу ведущих мастеров-реалистов французской и итальянской живописи. Среди них надо прежде всего назвать имя итальянского художника Ренато Гуттузо (р. 1912). В годы войны Гуттузо создает произведения, разоблачающие фашизм. Его картина «Распятие» (1941, собрание Р. Гуттузо), символически рассказывающая о зверствах врага, вызвала гнев римского папы, назвавшего художника дьяволом. Гуттузо пишет портреты, пейзажи, натюрморты, жанровые картины и исторические композиции. Большое полотно «Битва на Адмиральском мосту» (1951—1952, Милан) посвящено событиям прошлого Италии — походу войска Гарибальди в период борьбы за объединение страны (см. т. 8 ДЭ, ст. «Гарибальди и его «тысяча»). Но Гуттузо связывает историю с современностью: участники похода Гарибальди написаны с товарищей Гуттузо по антифашистской борьбе, партизан из отряда, носившего имя Гарибальди. На первом плане картины, среди погибших в бою,— юноша, упавший с телеги. Его лицо — это автопортрет Гуттузо. Этим художник как бы определяет свою позицию — он с теми, кто борется за правду и счастье. Художник-коммунист Гуттузо был награжден партизанской медалью и золотой медалью Мира за серию антифашистских рисунков. Гуттузо умеет рассказать о жизни народа, показав судьбу одного человека. В этом важная особенность его искусства (например, «Воскресный день калабрийского рабочего в Риме», 1960— 1961, Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Москва). В картине «Воскресный день...» Гуттузо рассказывает о повседневной жизни своего современника — простого человека Италии. Мы видим молодого парня — крестьянина из Калабрии, приехавшего в Рим искать работу. Одинокий в большом городе, он сидит в воскресенье во дворе дома и слушает пластинку. Но его задумчивый и печальный взгляд, бессильно опущенные руки создают ощущение, что мысли его безрадостны. Фигура рабочего увеличена в масштабе, он кажется больше зданий, окружающих двор; если он встанет, ему, бывшему крестьянину, привыкшему к простору, будет тесно в каменном городе. Этот прием позволяет почувствовать огромную силу человека, его не находящую применения энергию. Живопись Гуттузо не похожа на работы реалистов XIX в.: художник избегает подробного рассказа, передачи внешней достоверности предметов, упрощает формы, линии. Гуттузо всегда заостряет определенную мысль, определенную черту в образе, для этого он делает акцент на какой-либо одной детали (большие руки рабочего, например), дает смелое сопоставление предметов или масштабов (фигура рабочего и здания), контрастное звучание красочных пятен (синего и желтого, красного и черного). Гуттузо — один из создателей нового, реалистического стиля живописи XX в., очень динамичного и экспрессивного и в то же время полного веры в человека, в его разум, в его героический дух. Современный реализм развивается, обогащается новыми выразительными средствами, причем творчество всех крупных художников-реалистов всегда связано с традициями национальной культуры. Искусство Гуттузо опирается на великие завоевания классической итальянской живописи (см. ст. «Искусство итальянского Возрождения»). Американский художник и график Рокуэлл Кент (р. 1882) продолжает романтическую линию американской культуры. Художник, писатель, путешественник, Кент изображает величественные просторы моря, неба и снегов Гренландии и Аляски, сильных людей, их мужественную борьбу с природой. С традициями национального искусства связана и современная живопись Мексики. Самые большие мастера мексиканского искусства XX в.—Хосе Клементе Ороско (1883—1949), Диего Ривера (1886—1957) и Давид Альфаро Сикейрос (р. 1896) — были участниками буржуазно-демократической революции в Мексике 1910—1917 гг. С этого момента их жизнь и их искусство не отрывны от судьбы страны, слиты с событиями ее жизни. Мексиканские художники — это борцы и агитаторы: они борются за то, чтобы искусство стало достоянием народа, просвещало народ, вдохновляло его. Вот почему мексиканские художники творят не столько на холстах, которые будут висеть в музеях или частных коллекциях, сколько на стенах домов, школ, залов, клубов, дворцов. Эти росписи видят все, они обращаются к массам. Поэтому прогрессивная мексиканская живопись — это прежде всего живопись монументальная. Дворец президента, или Национальный дворец, в Мехико — для мексиканцев символ независимости страны. Каждый год в день революции отсюда во все концы страны гонцы разносят факелы — воспоминание о боях, о завоеваниях и жертвах народной революции. Росписи Диего Риверы на стенах дворца — это летопись национальной истории. Его фрески рассказывают о колонизации Мексики, о расправе испанских завоевателей с индейцами, о провозглашении республики. Здесь более 150 портретов исторических деятелей, изображение города коммунистического будущего (фрески закончены в 1950 г). Ривера хочет сделать свое искусство понятным и близким народу не только по теме, сюжетам, но и по средствам художественной выразительности. Язык живописи Риверы и других мексиканских художников своеобразен — он связан с фольклором, с народным искусством, с древней живописью и скульптурой индейцев (см. ст. «Искусство древней Америки»). Мексиканские художники стали подлинными новаторами в современной монументальной живописи. Они великолепно сумели связать настенную живопись с обликом современного здания. Интересно, что для этого им приходилось изобретать новые техники росписи, например живопись пироксилиновыми красками, которые прекрасно держатся на бетонных стенах. Для прогрессивного искусства XX в. характерно стремление откликаться на самые волнующие, самые жгучие вопросы наших дней и обращаться к возможно большему числу людей. Японские художники супруги Ири Маруки (р. 1902) и Тосико Маруки (р. 1912) запечатлели трагедию Хиросимы — города, на который в 1945 г. была сброшена атомная бомба. Десять панно, написанные черной и красной тушью (каждое панно состоит из восьми полотнищ тонкой японской бумаги) путешествовали вместе с художниками по многим странам мира — их видели в Японии и Китае, в Дании и Англии, в Монголии и Советском Союзе (панно выполнены в 1950—1954 гг.). Но если искусство хочет говорить со всем народом, со всеми странами мира, оно обращается прежде всего к графике. Небольшие листы гравюр имеют одно преимущество и перед живописными панно, и перед колоссальными монументальными росписями — их можно отпечатать большим тиражом. В 1938 г. в Мексике была организована «Мастерская народной графики». Ее главой стал Леопольдо Мендес (р. 1902). Вот одна из его гравюр. ...Земля, лишенная влаги, сожженная солнцем, голые камни, колючие кактусы. Даже человек, кажется, превратился в высохшую корягу. Но, посылая пустыне свои проклятья, человек тянется к свету, к жизни. Герой гравюры — олицетворение страстной жажды жизни. Гравюра так и названа — «Жажда» (1948). Многие работы мексиканских граверов своей актуальностью, сжатостью средств выражения напоминают плакат. Рот юноши перетянут цепью, юноша задыхается, он не может сказать ни слова,— к зрителю обращаются только его широко раскрытые глаза, полные гнева и силы. Это гравюра Адольфа Мехиака «Свобода слова». Деятельность коллектива «Мастерской» не раз отмечалась международными премиями и медалями. Но самое большое признание — это та популярность, которую завоевала мексиканская гравюра во всем мире. Один из лучших европейских графиков XX в. — бельгиец Франс Мазерель (р. 1889) работает во Франции. Самое непобедимое, по мысли Мазереля,— это стремление людей к братству, к уничтожению вражды между людьми. Об этом говорит гравюра «Братание демонстрантов с солдатами». Герои Мазереля — передовые люди наших дней: борцы, философы, поэты, созидатели. В центре этой гравюры — образ борца, руководителя революционных масс. Он герой целого цикла гравюр, к которому относится и сцена «Братание». Этот цикл создан в 1918 г. и называется «Страдания человека». Завершает серию гравюра «Расстрел». Герой гибнет, но художник утверждает его гордую силу и нравственную красоту. Фигура человека, преувеличенно высокая и стройная, окружена сияющим пятном света, который кажется особенно ярким по контрасту с черной мглой, словно окутавшей весь мир. В темноте видны только ноги уже расстрелянного человека. Мазерель умеет простейшими средствами добиться огромной выразительности, внутреннего накала, краткой фразой сказать многое. Гравюры Мазереля своим ритмом, динамичностью созвучны стилю поэзии Маяковского. Излюбленная техника мастера — гравюра на дереве (см. ст. «Графика»). Она дает возможность контрастным сопоставлением черного и белого создать лаконичный образ, передать дух мужества, страдания и борьбы. Работам Мазереля присущ подчеркнуто призывный тон, что характерно и для всей современной революционной графики. История искусства капиталистических стран XX в.— история еще не завершенная. Но несомненно, что его будущее связано с теми прогрессивными мастерами, с теми смелыми, оригинальными и принципиальными художниками, которые проникнуты чувством высокой ответственности перед современностью, перед человечеством и искусством. |
ПОИСК
Block title
|