. Эдуард Мане. Импрессионисты
  
Азбука  Физкультура малышам

Детская Энциклопедия

Статистика

Эдуард Мане. Импрессионисты

Эдуард Мане. Импрессионисты

Эдуард Мане (1832 — 1883)

После разгрома Парижской коммуны фран­цузское искусство постепенно теряет социаль­ную остроту своих образов. Живописцы моло­дого поколения стремились быть верными жиз­ни, но тщетно искали в ней значительного и яркого героя. Прозе и противоречиям буржуаз­ного мира, пошлости официальной живописи салонов они противопоставляли яркую жи­вописность своих полотен, умение в про­стом и тривиальном открыть богатый красоч­ный мир.

Среди живописцев второй половины XIX в. выделяется своим ярким талантом Эдуард Мане, создавший свои первые полотна еще в конце 1850-х годов. Он был настоящим певцом цвета, певцом его изысканных и неповторимых соче­таний и оттенков. Мане первым из французских живописцев начал передавать в картине богат­ство солнечного освещения.

Художнику не были чужды драматические сюжеты. Он изображает казнь императора Мак­симилиана и делает зарисовки баррикадных боев Парижской коммуны. Но историческая тема не увлекала Мане, ему ближе была пестрая многоликость парижской жизни. Художник ве­дет своего зрителя за кулисы театра, где гото­вится к выходу на сцену испанская танцовщица Лола из Валенсии, и на музыкальный праздник в саду Тюильри. Он заставляет ощутить дыха­ние знойного полдня в предместье Парижа Аржантейле, задуматься при виде печального лица девушки за стойкой бара в Фоли-Бержер и все это передает с небывалой до того свежестью и чистотой тонов. Друзья называли Мане «солнечным живо­писцем» и говорили, что его картины — настоя­щий праздник для глаз. Всю жизнь художник боролся против нападок официальной критики, упорно не желавшей принять его новаторское искусство.

Творчество Мане предваряло собой новое направление во французском искусстве — им­прессионизм. В 70-х — начале 80-х го­дов он и сам работал в русле этого течения.

Импрессионисты

Моне, Ренуар, Дега, Писсарро, Роден

Импрессионизм (от французского слова impression — впечатление) сложился к началу 1870-х годов. Остроту зрительного впе­чатления импрессионисты сделали главным кри­терием своего искусства. Они заметили, что один и тот же пейзаж представляется совсем иным при разном освещении — в солнечный день и в пасмурную погоду, при утреннем и вечернем свете, и поставили своей задачей со­хранить в картине свежесть непосредственного впечатления. Поэтому импрессионисты писали свои произведения (в первую очередь пейзажи) целиком на открытом воздухе, а не в мастерской, как барбизонцы. Изучая воздействие света в пейзаже, они обнаружили, что черные и глухие тона встречаются в природе лишь тогда, когда недостаточна освещенность предметов, и изгна­ли черную краску со своей палитры. Стремясь передать в пейзаже трепетное движение возду­ха, они писали картины мелким подвижным мазком.

Так же как и барбизонцы, импрессионисты воспевали родную природу, но, уловив воз­росшую роль больших городов, первыми стали изображать сцены суетливой и динамической городской жизни. Однако, сосредоточив все свое внимание на живописной фиксации впечат­лений, представители импрессионизма неизбежно пришли к известной ограниченности и одно­сторонности своего искусства, к сужению его идейной значимости и целеустремленности. Тем не менее искусство импрессионистов всегда со­храняло высокую поэтичность и жизнеутверж­дающий характер образов, а чисто живописные завоевания этих художников были настолько значительны, что их творческое наследие прочно вошло в сокровищницу мирового искусства.

Весь путь развития импрессионизма нераз­рывно связан с творчеством пейзажиста Клода Моне (1840—1926). Никто до него и его ближай­ших единомышленников — Ренуара, Сислея, Писсарро — не увидел в природе такой луче­зарной прозрачности и звучности цвета, такого тонкого взаимодействия красочных тонов, не умел столь живо передать ощущение света и воздушной среды. Моне нередко писал один и тот же вид в разное время суток. Таковы его серии «Стога сена» и «Руанский собор». Беглыми, как будто небрежными маз­ками Моне создавал впечатление колышущегося от ветерка поля или полной движения улицы Парижа. Он мог запечатлеть и знойное маре­во летнего дня, и влажный снег мягкой фран­цузской зимы.

Жизнерадостное и ясное восприятие мира, присущее в целом всему импрессионизму, от­четливо проявилось в творчестве одного из главных мастеров этого течения Огюста Ренуа­ра (1841 — 1919), который был прозван «певцом счастья». Его искусство радостно и лучезарно. Пейзажная живопись мало увлекала Ренуара, в центре внимания живописца стоял человек. Художник оставил нам много портретов, глав­ным образом женских. В них нет психологиче­ской углубленности, но всегда тонко уловлено внешнее сходство (см. илл., стр. 192—193).

В одном из лучших своих произведений — «Бал в саду Мулендела Галет» (1876, Лувр, Париж)— Ренуар дал широкую па­нораму подвижной многолюдной массы, озарен­ной неровными бликами света, еще больше усиливающего впечатление непрестанного дви­жения людей. Высоким живописным мастерст­вом отмечены созданные Ренуаром жанровые сцены и натюрморты с изображением цветов.

Образ человека привлекал и внимание Эдга­ра Дега (1834—1917). Он также входил в группу импрессионистов. Но, в отличие от бездумных героев Ренуара, люди на полотнах Дега знают тяжесть изнурительного труда, им ведома опус­тошающая проза жизни буржуазного города. Главным средством характеристик своих пер­сонажей Дега выбирает движение. Отличный рисовальщик, он метко схватывает профессио­нальный жест гладильщицы или прачки, позу балерины, посадку жокея на скачках. Его про­изведения кажутся случайно выхваченными из жизни картинками, однако, их композиции всегда строго продуманы.

Дега был тонким колористом, блестяще вла­девшим как масляной живописью, так и тех­никой нежной пастели.

Одна из лучших картин выдающегося пред­ставителя импрессионизма Камиля Писсарро (1830—1903) — «Бульвар Монмартр в Париже» (1897; см). В ней запечатлен один из центральных участков Больших бульваров французской столицы — бульвар Монмартр. Известно, что этот пейзаж написан художником из верхних окон отеля «Россия», расположенного на углу улицы Друо. Зритель видит длинную улицу, столь харак­терную для Парижа, в день ранней весны. Де­ревья еще без листьев, видимо, только что про­шел дождь. Ощущение влажного прохладного воздуха замечательно передано художником. Солнце скрыто за облаками, и в первый момент все кажется серебристо-серым. Вглядевшись внимательнее, различаешь множество красоч­ных оттенков и тонких цветовых переходов. Благодаря свободным и быстрым мазкам худож­нику удалось сохранить верность зрительного наблюдения: передать живое ощущение улицы,

заполненной пешеходами и потоком катящихся экипажей,— а это и было определяющим в творческих устремлениях Писсарро и других импрессионистов.

Мир глубоких драматических образов соз­дает в своих работах крупнейший скульптор XIX в. Огюст Роден (1840—1917). Он был свя­зан с импрессионистами и позаимствовал у них ряд изобразительных приемов. Скульптор ожив­лял пластическую поверхность своих статуй тончайшей игрой нюансов, контрастом теней и скользящих бликов света. Контуры фигур у него как бы тают в воздухе, а отдельные эле­менты сливаются в одно неразрывное целое. Но, в отличие от импрессионистов, в центре внимания Родена были люди глубоких пере­живаний, больших и сильных чувств. Скульп­тор увековечил подвиг защитников города Кале, о которых рассказывала старинная хроника (см. ст. «Граждане Кале»), создал портреты Гюго, Бальзака, Шоу.

Много лет Роден посвятил работе над огром­ной горельефной композицией «Врата ада» (1880—1917, Музей Родена, Париж). Образы ее, навеянные «Божественной комедией» Данте, позволили художнику передать силу и разно­образие человеческих страстей. Одна из цент­ральных фигур этой композиции — «Мыслитель» (1880, Музей Родена, Париж). Это своего рода олицетворение человеческой мысли, мучительно пытающейся проникнуть в тайны неведомого. Неоднократно привлекала Родена тема любви. Ей посвящены такие скульптуры, как «Поцелуй», «Вечная весна», «Ромео и Джульетта». Повторенные в разные годы художником в мраморе и бронзе, они находятся во многих музеях мира.

Воздействие искусства Родена на развитие европейской скульптуры велико и многообраз­но. Самым плодотворным, за пределами Фран­ции, было это влияние на скульптурное твор­чество Константена Менье (1831—1905), наи­более крупного представителя изобразитель­ного искусства Бельгии XIX в. Менье нахо­дился под большим влиянием Родена. Он был убежденным реалистом. Работая не только как скульптор, но и как живописец и график, Менье большинство своих произведений по­святил изображению промышленных рабочих и их тяжелого труда. Лучшую часть художественного наследия Менье составляет серия картин из жизни шахтеров и целый ряд скульп­турных изображений рабочих различных про­фессий. В конце жизни Менье работал над соз­данием большой скульптуры «Памятник труду». То, что Менье увидел рабочих силь­ными и мужественными, вызывающими не со­страдание, а чувство уважения, было совер­шенно новым для искусства того времени. Есте­ственность поз, живая убедительность образов свидетельствовали о большом мастерстве ху­дожника.

ПОИСК
Block title
РАЗНОЕ