.
Меню сайта
|
Эдуард Мане. ИмпрессионистыЭдуард Мане. ИмпрессионистыЭдуард Мане (1832 — 1883) После разгрома Парижской коммуны французское искусство постепенно теряет социальную остроту своих образов. Живописцы молодого поколения стремились быть верными жизни, но тщетно искали в ней значительного и яркого героя. Прозе и противоречиям буржуазного мира, пошлости официальной живописи салонов они противопоставляли яркую живописность своих полотен, умение в простом и тривиальном открыть богатый красочный мир. Среди живописцев второй половины XIX в. выделяется своим ярким талантом Эдуард Мане, создавший свои первые полотна еще в конце 1850-х годов. Он был настоящим певцом цвета, певцом его изысканных и неповторимых сочетаний и оттенков. Мане первым из французских живописцев начал передавать в картине богатство солнечного освещения. Художнику не были чужды драматические сюжеты. Он изображает казнь императора Максимилиана и делает зарисовки баррикадных боев Парижской коммуны. Но историческая тема не увлекала Мане, ему ближе была пестрая многоликость парижской жизни. Художник ведет своего зрителя за кулисы театра, где готовится к выходу на сцену испанская танцовщица Лола из Валенсии, и на музыкальный праздник в саду Тюильри. Он заставляет ощутить дыхание знойного полдня в предместье Парижа Аржантейле, задуматься при виде печального лица девушки за стойкой бара в Фоли-Бержер и все это передает с небывалой до того свежестью и чистотой тонов. Друзья называли Мане «солнечным живописцем» и говорили, что его картины — настоящий праздник для глаз. Всю жизнь художник боролся против нападок официальной критики, упорно не желавшей принять его новаторское искусство. Творчество Мане предваряло собой новое направление во французском искусстве — импрессионизм. В 70-х — начале 80-х годов он и сам работал в русле этого течения. Импрессионисты Моне, Ренуар, Дега, Писсарро, РоденИмпрессионизм (от французского слова impression — впечатление) сложился к началу 1870-х годов. Остроту зрительного впечатления импрессионисты сделали главным критерием своего искусства. Они заметили, что один и тот же пейзаж представляется совсем иным при разном освещении — в солнечный день и в пасмурную погоду, при утреннем и вечернем свете, и поставили своей задачей сохранить в картине свежесть непосредственного впечатления. Поэтому импрессионисты писали свои произведения (в первую очередь пейзажи) целиком на открытом воздухе, а не в мастерской, как барбизонцы. Изучая воздействие света в пейзаже, они обнаружили, что черные и глухие тона встречаются в природе лишь тогда, когда недостаточна освещенность предметов, и изгнали черную краску со своей палитры. Стремясь передать в пейзаже трепетное движение воздуха, они писали картины мелким подвижным мазком. Так же как и барбизонцы, импрессионисты воспевали родную природу, но, уловив возросшую роль больших городов, первыми стали изображать сцены суетливой и динамической городской жизни. Однако, сосредоточив все свое внимание на живописной фиксации впечатлений, представители импрессионизма неизбежно пришли к известной ограниченности и односторонности своего искусства, к сужению его идейной значимости и целеустремленности. Тем не менее искусство импрессионистов всегда сохраняло высокую поэтичность и жизнеутверждающий характер образов, а чисто живописные завоевания этих художников были настолько значительны, что их творческое наследие прочно вошло в сокровищницу мирового искусства. Весь путь развития импрессионизма неразрывно связан с творчеством пейзажиста Клода Моне (1840—1926). Никто до него и его ближайших единомышленников — Ренуара, Сислея, Писсарро — не увидел в природе такой лучезарной прозрачности и звучности цвета, такого тонкого взаимодействия красочных тонов, не умел столь живо передать ощущение света и воздушной среды. Моне нередко писал один и тот же вид в разное время суток. Таковы его серии «Стога сена» и «Руанский собор». Беглыми, как будто небрежными мазками Моне создавал впечатление колышущегося от ветерка поля или полной движения улицы Парижа. Он мог запечатлеть и знойное марево летнего дня, и влажный снег мягкой французской зимы. Жизнерадостное и ясное восприятие мира, присущее в целом всему импрессионизму, отчетливо проявилось в творчестве одного из главных мастеров этого течения Огюста Ренуара (1841 — 1919), который был прозван «певцом счастья». Его искусство радостно и лучезарно. Пейзажная живопись мало увлекала Ренуара, в центре внимания живописца стоял человек. Художник оставил нам много портретов, главным образом женских. В них нет психологической углубленности, но всегда тонко уловлено внешнее сходство (см. илл., стр. 192—193). В одном из лучших своих произведений — «Бал в саду Мулендела Галет» (1876, Лувр, Париж)— Ренуар дал широкую панораму подвижной многолюдной массы, озаренной неровными бликами света, еще больше усиливающего впечатление непрестанного движения людей. Высоким живописным мастерством отмечены созданные Ренуаром жанровые сцены и натюрморты с изображением цветов. Образ человека привлекал и внимание Эдгара Дега (1834—1917). Он также входил в группу импрессионистов. Но, в отличие от бездумных героев Ренуара, люди на полотнах Дега знают тяжесть изнурительного труда, им ведома опустошающая проза жизни буржуазного города. Главным средством характеристик своих персонажей Дега выбирает движение. Отличный рисовальщик, он метко схватывает профессиональный жест гладильщицы или прачки, позу балерины, посадку жокея на скачках. Его произведения кажутся случайно выхваченными из жизни картинками, однако, их композиции всегда строго продуманы. Дега был тонким колористом, блестяще владевшим как масляной живописью, так и техникой нежной пастели. Одна из лучших картин выдающегося представителя импрессионизма Камиля Писсарро (1830—1903) — «Бульвар Монмартр в Париже» (1897; см). В ней запечатлен один из центральных участков Больших бульваров французской столицы — бульвар Монмартр. Известно, что этот пейзаж написан художником из верхних окон отеля «Россия», расположенного на углу улицы Друо. Зритель видит длинную улицу, столь характерную для Парижа, в день ранней весны. Деревья еще без листьев, видимо, только что прошел дождь. Ощущение влажного прохладного воздуха замечательно передано художником. Солнце скрыто за облаками, и в первый момент все кажется серебристо-серым. Вглядевшись внимательнее, различаешь множество красочных оттенков и тонких цветовых переходов. Благодаря свободным и быстрым мазкам художнику удалось сохранить верность зрительного наблюдения: передать живое ощущение улицы, заполненной пешеходами и потоком катящихся экипажей,— а это и было определяющим в творческих устремлениях Писсарро и других импрессионистов. Мир глубоких драматических образов создает в своих работах крупнейший скульптор XIX в. Огюст Роден (1840—1917). Он был связан с импрессионистами и позаимствовал у них ряд изобразительных приемов. Скульптор оживлял пластическую поверхность своих статуй тончайшей игрой нюансов, контрастом теней и скользящих бликов света. Контуры фигур у него как бы тают в воздухе, а отдельные элементы сливаются в одно неразрывное целое. Но, в отличие от импрессионистов, в центре внимания Родена были люди глубоких переживаний, больших и сильных чувств. Скульптор увековечил подвиг защитников города Кале, о которых рассказывала старинная хроника (см. ст. «Граждане Кале»), создал портреты Гюго, Бальзака, Шоу. Много лет Роден посвятил работе над огромной горельефной композицией «Врата ада» (1880—1917, Музей Родена, Париж). Образы ее, навеянные «Божественной комедией» Данте, позволили художнику передать силу и разнообразие человеческих страстей. Одна из центральных фигур этой композиции — «Мыслитель» (1880, Музей Родена, Париж). Это своего рода олицетворение человеческой мысли, мучительно пытающейся проникнуть в тайны неведомого. Неоднократно привлекала Родена тема любви. Ей посвящены такие скульптуры, как «Поцелуй», «Вечная весна», «Ромео и Джульетта». Повторенные в разные годы художником в мраморе и бронзе, они находятся во многих музеях мира. Воздействие искусства Родена на развитие европейской скульптуры велико и многообразно. Самым плодотворным, за пределами Франции, было это влияние на скульптурное творчество Константена Менье (1831—1905), наиболее крупного представителя изобразительного искусства Бельгии XIX в. Менье находился под большим влиянием Родена. Он был убежденным реалистом. Работая не только как скульптор, но и как живописец и график, Менье большинство своих произведений посвятил изображению промышленных рабочих и их тяжелого труда. Лучшую часть художественного наследия Менье составляет серия картин из жизни шахтеров и целый ряд скульптурных изображений рабочих различных профессий. В конце жизни Менье работал над созданием большой скульптуры «Памятник труду». То, что Менье увидел рабочих сильными и мужественными, вызывающими не сострадание, а чувство уважения, было совершенно новым для искусства того времени. Естественность поз, живая убедительность образов свидетельствовали о большом мастерстве художника. |
ПОИСК
Block title
|