.
Меню сайта
|
Франсиско ГойяФрансиско Гойя(1746 — 1828) Особое место среди мастеров, работавших на рубеже XVIII и XIX вв., занимает замечательный испанский живописец и график Франсиско Гойя. Он был современником Давида, но его искусство во многом противоположно творчеству классицистов. В Испании того времени доживала свой век одна из самых реакционных в Европе феодальных монархий и безраздельно господствовала инквизиция. Прогрессивно настроенный художник не мог открыто выражать свои мысли и чувства. Его не спасло бы от инквизиции даже то обстоятельство, что он был придворным живописцем испанского короля. Чтобы скрыть истинный смысл своих произведений, Гойя был вынужден прибегать к аллегориям, или сложным фантастическим образам. В знаменитой серии офортов «Капричос» (т. е. прихоть, игра фантазии) перед нами предстает кошмарный мир чудовищ и уродов. Здесь и ухмыляющиеся ослы, оседлавшие людей, и внимающие попугаю-проповеднику монахи, и сухое дерево в монашеской рясе, повергающее ниц суеверных людей. Настороженно и презрительно взирает с автопортрета, которым открывается серия, на этот сонм чудищ сам Гойя. Весь этот шабаш ведьм и уродов — это сама Испания, где процветают суеверия и религиозный фанатизм, тупость и невежество аристократии. «Сон разума рождает чудовищ» — подписал художник под одним из офортов. Большое место в творчестве Гойи занимают портреты. В одних он сумел показать красоту людей богатой духовной жизни, обладающих сильным и ярким характером,— это портреты французского посланника Гиймарде, трагической актрисы Ла Тираны, художника Франсиско Байеу. В других мастер беспощадно обнажил ничтожество и моральное падение стоящих у власти людей. Таков знаменитый групповой портрет семьи короля Карла IV (1800;). Лица королевской четы выражают только тупость, жестокость и вырождение. И такое же лицо у маленького инфанта. В портретах Гойи наиболее ярко проявился его блестящий талант живописца. Краски на картинах художника то вспыхивают мерцающими бликами, то искрятся перламутровыми переливами, то достигают предельной ясности и силы звучания. Легкие мазки сменяются энергичными, а свет, неровный и трепетный, заставляет ощущать особую поэтическую атмосферу, которая окружает образы Гойи. Борьба испанцев против наполеоновского вторжения раскрыла перед художником величие и силу духа испанского народа. В эти годы Гойя создает свои выдающиеся произведения. Одно из них — «Расстрел испанских повстанцев французами в ночь на 3 мая 1808 г.» (1814, Прадо, Мадрид) — изображает трагическую развязку мадридского восстания. В маленькой группе людей, стоящих под дулами ружей, Гойя сумел показать огромную силу человеческих переживаний, раскрыть могучий дух непокоренного народа. «Расстрел...» — первая в европейской живописи XIX в. историческая картина, герои которой — не овеянные славой исторические личности, а безымянные люди из народа, способные на героический подвиг ради защиты Родины. Героизм народа в освободительной борьбе раскрывает и серия офортов Гойи «Бедствия войны» (1810—1820). В одном из лучших листов этой серии художник изобразил сарагосскую девушку Марию Агостину. Она стала к оружию, когда пали другие защитники города. Фигура женщины, светлая на темном фоне, подобна пламени факела, который Агостина держит в руках. «Какое мужество!» — восклицает Гойя и подписывает эти слова под офортом. Гойя был одинокой фигурой в художественной культуре своей страны, в Испании не нашлось достойных продолжателей его искусства. Но неутомимый в поисках новых средств выражения, остро чувствовавший современность, смелый реалист и вдохновенный романтик, Гойя привлекал к себе внимание многих европейских художников XIX в. Его искусство во многом предваряло новое художественное направление в западноевропейском искусстве — романтизм. |
ПОИСК
Block title
|