.
Меню сайта
|
ЗАРУБЕЖНОЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО XIX в. Искусство Западной Европы XIX в. Классицизм Ж. Л. ДавидаЗАРУБЕЖНОЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО XIX в. Искусство Западной Европы XIX в. Классицизм Ж. Л. ДавидаНа протяжении XIX столетия изобразительное искусство прошло большой, яркий и чрезвычайно сложный путь развития. В это время работало много крупных мастеров. Творчество каждого из них было не только значительным вкладом в национальную культуру родной страны, но и сыграло большую роль в общем развитии европейского и мирового искусства. Французская буржуазная революция 1789— 1794 гг. была тем рубежом, который отделяет искусство XVIII в. от искусства XIX в. И на этом новом этапе Франции суждено было сыграть ведущую роль в западноевропейской живописи, скульптуре и архитектуре. Именно в творчестве французских художников отчетливее всего проявились передовые идеи времени, основные художественные течения эпохи. Первым крупным направлением в европейском искусстве прошлого века был классицизм (см. т. 11 ДЭ, ст. «Классицизм во Франции»). На фотографии: Ф. Леже. Композиция с птицами.1955. Холст, масло. Музей Фернана Леже в Биоте (Франция).Классицизм Ж. Л. Давида. В годы, предшествовавшие французской революции, самым ярким выразителем классицизма в живописи был Жак Луи Давид (1748— 1825). Жизнь и творчество этого мастера тесно связаны с историческими событиями во Франции. В годы революции Давид — один из деятельных ее участников: он был депутатом Национального конвента, голосовал за казнь короля, был организатором многих революционных празднеств. В годы Первой империи он становится придворным живописцем Наполеона I и воспитателем целой плеяды художников. После реставрации власти свергнутых революцией Бурбонов Давид, как якобинец, вынужден был навсегда покинуть родину. Великий художник Франции умер на чужбине, в бельгийском городе Брюсселе. Еще задолго до революционных событий передовые мыслители Франции — просветители (см. т. 8 ДЭ, ст. «Великая энциклопедия») отстаивали мысль о том, что цель искусства — воспитывать в людях высокие гражданские чувства. Давид разделял эти мысли. В предреволюционные годы он искал героические примеры для подражания в далеком прошлом. Путешествие в Италию раскрыло перед ним величие и красоту образов античного мира. Как и многие из его современников, художник считал, что герои древнеримской республики — высшие образцы служения гражданскому долгу, а произведения античного искусства — воплощение идеальной простоты и совершенной гармонии. В 1784 г. Давид создал свою знаменитую картину «Клятва Горациев». Он изобразил на ней защитников Древнего Рима — трех братьев Горациев. Идя на бой, они приносят клятву на мечах, которые держит их отец. Братья единодушны в своем стремлении; они делают один и тот же решительный шаг к мечам, три профиля в едином повороте, три выброшенные вперед руки обращены к оружию. Мужественную решимость воинов оттеняет печаль женщин. Трижды повторенные арки позади фигур соответствуют трем смысловым группам композиции. Словно на античных рельефах, все участники сцены расположены на переднем плане, параллельно краю картины, а каждая фигура передана выпукло и четко. Чеканный рисунок, совершенная моделировка форм с помощью света и тени, яркие локальные краски, столь соответствующие суровости образов, а главное, глубокая продуманность всех элементов этой картины становятся основными средствами художественной выразительности у Давида и основными особенностями живописи классицизма вообще. В картине «Клятва Горациев» отчетливо прозвучал пламенный призыв к героическому, гражданскому подвигу, наполнивший искусство мастера подлинно революционным духом. Вот почему этот ранний этап искусства Давида получил название революционного классицизма. В годы революции Давид находит героизм, силу духа и способность к самопожертвованию у самих участников революционных событий. Он создает их портреты. В его представлении они оказываются равными героям древности. Вершина творчества художника этой поры — картина «Смерть Марата» (1793; см. ст. «Смерть Марата», а также т. 8 ДЭ, ст. «Неподкупный» и его соратники»). Последовавшие за падением якобинской диктатуры годы вызвали глубокие изменения в творчестве художника, его искусство постепенно теряет революционное звучание. В эпоху правления Наполеона Давид выполняет заказы двора. Блестящее мастерство портретиста и исторического живописца, которое Давид продемонстрировал в огромном полотне «Коронация Наполеона» (1804—1807, Лувр, Париж), однако, не в силах было скрыть холодной и надуманной торжественности, присущей этой церемонии. Классицизм, утратив свое революционное содержание, превратился в официально признанное направление, выражавшее вкусы новой буржуазной знати. В далеком прошлом искали теперь лишь внешнюю красивость, а не героизм и совершенство форм. Внимание художников теперь привлекала главным образом пышность и парадность императорского Рима, героические сюжеты отступали перед любовными сценами и отвлеченными аллегориями. Ученик Давида, художник большого таланта, блистательный портретист и замечательный рисовальщик Жан Огюст Доминик Энгр (1780— 1867) стремился сохранить в своем искусстве верность прекрасному античному идеалу, но в годы, когда в искусстве уже господствовали новые веяния, его попытка поддержать традиции классицизма была обречена на неудачу. Однако Энгр в отдельных своих произведениях и образах достиг высокого мастерства и художественной убедительности. |
ПОИСК
Block title
|