. ЗАРУБЕЖНОЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО XIX в. Искусство Западной Европы XIX в. Классицизм Ж. Л. Давида
  
Азбука  Физкультура малышам

Детская Энциклопедия

Статистика

ЗАРУБЕЖНОЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО XIX в. Искусство Западной Европы XIX в. Классицизм Ж. Л. Давида

ЗАРУБЕЖНОЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО XIX в. Искусство Западной Европы XIX в. Классицизм Ж. Л. Давида

На протяжении XIX столетия изобразитель­ное искусство прошло большой, яркий и чрез­вычайно сложный путь развития. В это время работало много крупных мастеров. Творчество каждого из них было не только значительным вкладом в национальную культуру родной страны, но и сыграло большую роль в общем развитии европейского и мирового искусства.

Французская буржуазная революция 1789— 1794 гг. была тем рубежом, который отделяет искусство XVIII в. от искусства XIX в. И на этом новом этапе Франции суждено было сы­грать ведущую роль в западноевропейской живописи, скульптуре и архитектуре. Именно в творчестве французских художников от­четливее всего проявились передовые идеи времени, основные художественные течения эпохи.

Первым крупным направлением в европейском искусстве прошлого века был класси­цизм (см. т. 11 ДЭ, ст. «Классицизм во Франции»).

На фотографии: Ф. Леже. Композиция с птицами.1955. Холст, масло. Музей Фернана Леже в Биоте (Франция).Классицизм Ж. Л. Давида. В годы, предшествовавшие французской ре­волюции, самым ярким выразителем класси­цизма в живописи был Жак Луи Давид (1748— 1825).

Жизнь и творчество этого мастера тесно свя­заны с историческими событиями во Франции. В годы революции Давид — один из деятель­ных ее участников: он был депутатом Нацио­нального конвента, голосовал за казнь короля, был организатором многих революционных празднеств. В годы Первой империи он стано­вится придворным живописцем Наполеона I и воспитателем целой плеяды художников. Пос­ле реставрации власти свергнутых революцией Бурбонов Давид, как якобинец, вынужден был навсегда покинуть родину. Великий худож­ник Франции умер на чужбине, в бельгийском городе Брюсселе.

Еще задолго до революционных событий передовые мыслители Франции — просветители (см. т. 8 ДЭ, ст. «Великая энциклопедия») от­стаивали мысль о том, что цель искусства — воспитывать в людях высокие гражданские чувства. Давид разделял эти мысли. В предре­волюционные годы он искал героические примеры для подражания в далеком прошлом. Путешествие в Италию раскрыло перед ним величие и красоту образов античного мира. Как и многие из его современников, художник счи­тал, что герои древнеримской республики — высшие образцы служения гражданскому дол­гу, а произведения античного искусства — воплощение идеальной простоты и совершенной гармонии.

В 1784 г. Давид создал свою знаменитую картину «Клятва Горациев». Он изобразил на ней защитников Древнего Ри­ма — трех братьев Горациев. Идя на бой, они приносят клятву на мечах, которые держит их отец. Братья единодушны в своем стремлении; они делают один и тот же решительный шаг к мечам, три профиля в едином повороте, три выброшенные вперед руки обращены к оружию. Мужественную решимость воинов оттеняет пе­чаль женщин. Трижды повторенные арки поза­ди фигур соответствуют трем смысловым груп­пам композиции. Словно на античных рельефах, все участники сцены расположены на переднем плане, параллельно краю картины, а каждая фигура передана выпукло и четко.

Чеканный рисунок, совершенная модели­ровка форм с помощью света и тени, яркие локальные краски, столь соответствующие суро­вости образов, а главное, глубокая продуман­ность всех элементов этой картины становятся основными средствами художественной выра­зительности у Давида и основными особенно­стями живописи классицизма вообще.

В картине «Клятва Горациев» отчетливо прозвучал пламенный призыв к героическому, гражданскому подвигу, наполнивший искусство мастера подлинно революционным духом. Вот почему этот ранний этап искусства Давида по­лучил название революционного классицизма.

В годы революции Давид находит героизм, силу духа и способность к самопожертвованию у самих участников революционных событий. Он создает их портреты. В его представлении они оказываются равными героям древности. Вершина творчества художника этой поры — картина «Смерть Марата» (1793; см. ст. «Смерть Марата», а также т. 8 ДЭ, ст. «Неподкупный» и его соратники»).

Последовавшие за падением якобинской дик­татуры годы вызвали глубокие изменения в творчестве художника, его искусство постепен­но теряет революционное звучание. В эпоху правления Наполеона Давид выполняет заказы

двора. Блестящее мастерство портретиста и ис­торического живописца, которое Давид про­демонстрировал в огромном полотне «Коронация Наполеона» (1804—1807, Лувр, Париж), однако, не в силах было скрыть холод­ной и надуманной торжественности, присущей этой церемонии.

Классицизм, утратив свое революционное содержание, превратился в официально при­знанное направление, выражавшее вкусы новой буржуазной знати. В далеком прошлом искали теперь лишь внешнюю красивость, а не героизм и совершенство форм. Внимание художников теперь привлекала главным образом пышность и парадность императорского Рима, героические сюжеты отступали перед любовными сценами и отвлеченными аллегориями.

Ученик Давида, художник большого талан­та, блистательный портретист и замечательный рисовальщик Жан Огюст Доминик Энгр (1780— 1867) стремился сохранить в своем искусстве верность прекрасному античному идеалу, но в годы, когда в искусстве уже господствовали новые веяния, его попытка поддержать тради­ции классицизма была обречена на неудачу. Однако Энгр в отдельных своих произведениях и образах достиг высокого мастерства и худо­жественной убедительности.

ПОИСК
Block title
РАЗНОЕ