.
Меню сайта
|
Искусство Англии XVIII в.Искусство Англии XVIII в.Хогарт, Рейнольдс, ГейнсбороВ Англии первый знаменитый художник появился лишь в XVIII в. Это был Уильям Хогарт (1697—1764) — острый сатирик и прекрасный портретист. До этого Англия стояла особняком в развитии европейского искусства. Могущественное государство, расположившееся на островах, Англия всегда как бы противостояла остальной Европе, во многом опережая ее. Ученые, изобретатели, мореплаватели составляли славу нации, литература дала миру гениального Шекспира. И только изобразительное искусство до XVIII в. отставало. Творчество Хогарта стало открытием не только для английского, но и для мирового искусства. Друг замечательных писателей Свифта и Филдинга, прославленных актеров Гаррика и Кина, он, как ни один художник до него, сблизил изобразительное искусство с литературой и театром. Его серии картин «Карьера мота» (1732—1735, Музей Соуна, Лондон), «Модный брак» (1743—1745, Национальная галерея, Лондон), как роман или театральный спектакль, последовательно рассказывают о судьбе и приключениях героев, причем рассказывают с юмором, иногда весьма ядовитым, с выдумкой и наблюдательностью. Хогарт относился к своему искусству очень серьезно, стремился с его помощью улучшать нравы, бороться с пороками, нищетой. Поэтому, чтобы познакомить со своими картинами как можно больше людей, он делал с них гравюры, и эти гравюры, печатавшиеся большим тиражом и быстро раскупавшиеся, часто оказывались интересней и талантливей самих картин (см. ст. «Графика»). Хогарт всю жизнь писал портреты. Зоркость и умение передать характер человека приносили художнику успех. Но один портрет — простой рыбачки, продавщицы креветок («Девушка с креветками», после 1750) —принес ему, правда уже много позже, славу одного из лучших портретистов мира. Молодость, задор, веселье девушки переданы Хогартом с такой свободой кисти, таким энергичным мазком, что зритель невольно заражается восхищением художника этим ярким народным характером. Портрет всегда был в Англии самым любимым жанром живописи. Недаром раньше в Англию приглашались именно знаменитые портретисты — Ганс Гольбейн Младший и ван Дейк (см. статьи «Искусство немецкого Возрождения» и «Ученики и сподвижники Рубенса»). Но в XVIII в. искусство портрета достигло в Англии такого совершенства, что уже английские мастера стали желанными гостями в других странах. Расцвет портрета связан с именем двух современников и соперников — Джошуа Рейнольдса (1723—1792) и Томаса Гейнсборо (1727—1788). Трудно сказать, кто из этих двух столь разных людей и художников больше дал искусству Англии. Настоящий оратор, привыкший к успеху, первый президент им же организованной Академии искусств, Рейнольдс любил и умел писать портреты людей действия, с сильным и определенным характером. Военачальники, писатели, знаменитые актеры, политические деятели стали моделями для художника. Рейнольдс любит теплые красно-золотистые тона, кисть его плотно и уверенно лепит объемы, и все это соответствует уверенности в себе героев его произведений. Главное очарование картин Гейнсборо в их поэтичности. Любитель музыки, художник тонко чувствует связь природы с человеком, прелесть жемчужно-серых и серебристо-голубых тонов. Гейнсборо стремится передать не действие, а состояние человека, мечтательность, нежность, утонченность. Поэтому лучше всего ему удавались портреты женщин и детей. Его знаменитый «Голубой мальчик» (ок. 1770), исполненный с изысканностью и мастерством, может поспорить с портретами ван Дейка. Живописная техника Гёйнсборо виртуозна: свободно положенные, как бы мерцающие мазки передают вибрирующее дыхание воздуха и создают атмосферу поэзии и почти музыкальной гармонии. XVIII век можно смело назвать золотым веком английской живописи. Три художника — Хогарт, Рейнольдс и Гейнсборо поставили живопись своей родины вровень с искусством других стран Европы, а в области портрета — даже впереди. * * * Европейское искусство XVII — XVIII столетий достигло таких вершин, какие мы смело можем сопоставить с вершинами искусства Возрождения. Рембрандт и Веласкес, Гальс и Рубенс, Пуссен и Шарден — эти имена в истории искусства стоят рядом с именами Леонардо, Рафаэля, Тициана и Микеланджело. На смену ренессансной героике в искусство XVII— XVIII вв. пришли новые черты. Художники познали горечь противоречий между человеком и обществом, они открыли красоту повседневности, познали мир в его более конкретных и частных проявлениях. Искусство XVII — XVIII вв. окончательно сформировало своеобразие каждого жанра. Оно двинулось вперед вслед за самой жизнью. Оно открыло новое, хотя и утратило то, что составляло основу ренессансного искусства. |
ПОИСК
Block title
|