. Искусство Англии XVIII в.
  
Азбука  Физкультура малышам

Детская Энциклопедия

Статистика

Искусство Англии XVIII в.

Искусство Англии XVIII в.

Хогарт, Рейнольдс, Гейнсборо

В Англии первый знаменитый художник по­явился лишь в XVIII в. Это был Уильям Хогарт (1697—1764) — острый сатирик и прекрас­ный портретист. До этого Англия стояла особ­няком в развитии европейского искусства. Мо­гущественное государство, расположившееся на островах, Англия всегда как бы противостояла остальной Европе, во многом опережая ее. Ученые, изобретатели, мореплаватели состав­ляли славу нации, литература дала миру ге­ниального Шекспира. И только изобразитель­ное искусство до XVIII в. отставало.

Творчество Хогарта стало открытием не только для английского, но и для мирового искусства. Друг замечательных писателей Свиф­та и Филдинга, прославленных актеров Гаррика и Кина, он, как ни один художник до него, сблизил изобразительное искусство с литера­турой и театром. Его серии картин «Карьера мота» (1732—1735, Музей Соуна, Лондон), «Модный брак» (1743—1745, На­циональная галерея, Лондон), как роман или театральный спектакль, последовательно рас­сказывают о судьбе и приключениях героев, причем рассказывают с юмором, иногда весьма ядовитым, с выдумкой и наблюдательностью. Хогарт относился к своему искусству очень серьезно, стремился с его помощью улучшать нравы, бороться с пороками, нищетой. Поэтому, чтобы познакомить со своими картинами как можно больше людей, он делал с них гравюры, и эти гравюры, печатавшиеся большим тира­жом и быстро раскупавшиеся, часто оказыва­лись интересней и талантливей самих картин (см. ст. «Графика»).

Хогарт всю жизнь писал портреты. Зор­кость и умение передать характер человека при­носили художнику успех. Но один портрет — простой рыбачки, продавщицы креветок («Девушка с креветками», после 1750) —принес ему, правда уже много позже, славу одного из лучших портретистов мира. Моло­дость, задор, веселье девушки переданы Хогартом с такой свободой кисти, таким энергичным мазком, что зритель невольно заражается вос­хищением художника этим ярким народным характером.

Портрет всегда был в Англии самым люби­мым жанром живописи. Недаром раньше в Анг­лию приглашались именно знаменитые порт­ретисты — Ганс Гольбейн Младший и ван Дейк (см. статьи «Искусство немецкого Возрождения» и «Ученики и сподвижники Рубенса»). Но в XVIII в. искусство портрета достигло в Англии такого совершенства, что уже английские мас­тера стали желанными гостями в других стра­нах. Расцвет портрета связан с именем двух современников и соперников — Джошуа Рей­нольдса (1723—1792) и Томаса Гейнсборо (1727—1788). Трудно сказать, кто из этих двух столь разных людей и художников больше дал искусству Англии.

Настоящий оратор, привыкший к успеху, первый президент им же организованной Ака­демии искусств, Рейнольдс любил и умел пи­сать портреты людей действия, с сильным и оп­ределенным характером. Военачальники, писа­тели, знаменитые актеры, политические дея­тели стали моделями для художника. Рейнольдс любит теплые красно-золотистые тона, кисть его плотно и уверенно лепит объемы, и все это соответствует уверенности в себе героев его произведений.

Главное очарование картин Гейнсборо в их поэтичности. Любитель музыки, художник тон­ко чувствует связь природы с человеком, пре­лесть жемчужно-серых и серебристо-голубых тонов. Гейнсборо стремится передать не дейст­вие, а состояние человека, мечтательность, неж­ность, утонченность. Поэтому лучше всего ему удавались портреты женщин и детей. Его зна­менитый «Голубой мальчик» (ок. 1770), исполненный с изысканностью и мастерством, может поспорить с портретами ван Дейка. Жи­вописная техника Гёйнсборо виртуозна: сво­бодно положенные, как бы мерцающие мазки передают вибрирующее дыхание воздуха и соз­дают атмосферу поэзии и почти музыкальной гармонии.

XVIII век можно смело назвать золотым веком английской живописи. Три художника — Хогарт, Рейнольдс и Гейнсборо поставили жи­вопись своей родины вровень с искусством дру­гих стран Европы, а в области портрета — даже впереди.

* * *

Европейское искусство XVII — XVIII сто­летий достигло таких вершин, какие мы смело можем сопоставить с вершинами искусства Воз­рождения. Рембрандт и Веласкес, Гальс и Ру­бенс, Пуссен и Шарден — эти имена в истории искусства стоят рядом с именами Леонардо, Рафаэля, Тициана и Микеланджело. На смену ренессансной героике в искусство XVII— XVIII вв. пришли новые черты. Художники познали горечь противоречий между человеком и обществом, они открыли красоту повседнев­ности, познали мир в его более конкретных и частных проявлениях. Искусство XVII — XVIII вв. окончательно сформировало своеоб­разие каждого жанра. Оно двинулось вперед вслед за самой жизнью. Оно открыло новое, хотя и утратило то, что составляло основу ренессансного искусства.

ПОИСК
Block title
РАЗНОЕ