. Франсиско Сурбаран
  
Азбука  Физкультура малышам

Детская Энциклопедия

Статистика

Франсиско Сурбаран

Франсиско Сурбаран

(1598—1664)

Другим крупным мастером ис­панской живописи XVII столетия был Франсиско Сурбаран. Вся жизнь этого художника связана с Севильей, он много работал по за­казам ее монастырей. Сурбаран, в отличие от Риберы, редко изобра­жал мучения святых, ему были чужды драматические сюжеты. Его образы большей частью спокойны и величавы. Он пе­реносит действие своих картин, написанных на религиозные сюжеты, на улицы Севильи и в кельи севильских монастырей. Современ­ники узнавали на картинах Сурбарана своих соотечественников — настоятелей монастырей, ученых-монахов или прекрасных севильянок, красоту и грацию которых так часто воспевали поэты.

Сурбаран иногда отдавал предпочтение кар­тинам, на которых изображен всего лишь один персонаж. Фигуры его монументальны, объем­ны, рельефны, почти скульптурны. Их лица, как правило, суровы и глубоко выразительны. Таков «Св. Лаврентий» (1636, Эрмитаж, Ленинград). Его тяжелая фигура четко выде­ляется на фоне пейзажа. В руках идущего на смерть человека решетка — орудие казни, на которой, следуя легенде, он был сожжен. Му­ченик взволнован, но лицо его сурово и муже­ственно. Осязательно передана плотная твердая ткань его одежды, расшитой золотом. Золотая вышивка, темно-красный гранатовый цвет одея­ния, белая рубашка, расцветка высокого неба создают чудесную красочную гамму. Сурбаран был прекрасным колористом. Художник уделял много внимания предметам, окружающим чело­века: книга, подсвечник, кружка, цветок, прос­той стол постоянно вводятся в его картины. Он писал и натюрморты. Очень хорош «Натюрморт с апельсинами и ли­монами» (1633, собр. Контини-Бонакосси, Флоренция). Композиция картины предельно строгая, простая и симметричная, каждый пред­мет показан четко и ясно.

В поздних работах Сурбарана видно стрем­ление художника к более мягким, лирическим образам. Он чаще пишет мадонн с младенцами, подчеркивая в них душевную чистоту, нежность и женственность. На картине «Отрочест­во мадонны» (ок. 1660) богоматерь пред­стает в облике нежной, маленькой, скромной девочки.

ПОИСК
Block title
РАЗНОЕ