. Рембрандт Ван Рейн
  
Азбука  Физкультура малышам

Детская Энциклопедия

Статистика

Рембрандт Ван Рейн

Рембрандт Ван Рейн

(16О6 — 1669)

Первое место среди многочисленных гол­ландских художников XVII столетия, на века прославившихся своим мастерством, несом­ненно принадлежит Рембрандту ван Рейну. Он велик удивительной простотой и человеч­ностью своего искусства. Средствами живо­писи он сумел, как никто до него, раскрыть внутренний мир человека, его сложные душев­ные переживания.

Родился Рембрандт в Лейдене в семье мель­ника Харменса ван Рейна. Очень рано обнару­жилась у мальчика склонность к живописи. Недолго проучившись в Лейденском универ­ситете, молодой Рембрандт всецело отдался искусству. Три года пробыл он в мастерской живописца Сваненбурга, а затем несколько месяцев у амстердамского художника Питера Ластмана. Но больше, чем у них, учился Рем­брандт у самой жизни: он пытливо всматри­вался в окружающий мир, наблюдал за мимикой и жестами людей, изучал эффекты осве­щения. Он писал жанровые и религиозные сце­ны, портреты близких, многочисленные авто­портреты (так как собственное лицо казалось художнику удобным объектом для наблюдения и экспериментов). Рембрандт работал масля­ными красками, карандашом, тушью и пером.

В 1631 г. Рембрандт переехал в Амстердам и скоро завоевал там известность. Число за­казчиков непрерывно росло. Подобно другим голландским художникам, Рембрандт умел жи­во написать человеческое лицо, воспроизвести мягкие складки тканей и холодный блеск ме­талла. Уже в этот период он во многом превос­ходит по мастерству других художников.

Традиционная для голландского искусства тема группового портрета в картине Рембранд­та «Урок анатомии доктора Тульпа» (1632, Маурицхейс, Гаага) при­обретает новый характер: единым чувством объединены слушатели доктора Тульпа; заин­тересованные его словами, они сравнивают вскрытый труп с рисунками анатомической книги. Картина воспринимается не как тща­тельно продуманный по композиции портрет, а как убеждающий непосредственностью жиз­ненный эпизод.

Эта же черта присуща и «Автопортрету с Саскией на коленях» {1634—1635), в котором Рембрандт изобразил себя со своей молодой женой. Поднимая бокал, он как бы обращается к тем, кто смотрит на картину, и предлагает разделить с ним его без­мерную радость и счастье. Он делает зрителя невольным участником происходящей сцены. Потоки света, играющие отблесками на лицах и дорогих тканях одежд, и нежные переливы золотистых и красноватых тонов усиливают праздничное настроение картины.

Задачи, которые ставит перед собой Ремб­рандт, не похожи на устремления большинства других голландских художников. Рембрандт все чаще поражает современников смелостью и новизной своих замыслов. Стремясь ко все большей и большей одухотворенности образов, он жертвует внешними подробностями и деко­ративными эффектами (а именно этим увлека­лись голландские живописцы), пренебрегая подчас и требованиями заказчиков. Показа­тельна в этом отношении история с картиной,получившей впоследствии название «Ночной дозор» (1642;).

«...РЕМБРАНДТ ЯВЛЯЕТСЯ ПОДОБНО ЧУДУ... ОН СТОИТ НА ТЕХ ВЫСОТАХ, КОТОРЫЕ ГОСПОД­СТВУЮТ НАД ВЕРШИНАМИ, РАСАМИ И СТРАНАМИ

Э. ВЕРХАРН

Эта большая картина должна была представ­лять собой групповой портрет членов стрелко­вой гильдии. Однако Рембрандт, отказавшись от принятого в ту пору равного расположения фигур и спокойного изображения всех участ­ников, дал сцену, полную движения. Он оста­новился на моменте, когда по сигналу тревоги поспешно и беспорядочно выходят на площадь стрелки, на ходу поправляя оружие. Впереди группы торжественно выступают капитан Банинг Кок и его помощник. Неровный свет озаряет группу, усиливая впечатление под­вижной толпы. В результате получился не обычный по типу групповой портрет, а полная жизненной убедительности сцена. Этого-то и не поняли заказчики, крайне недовольные тем, что одни лица видны хорошо, а другие почти скрыты от зрителя. Заказчики считали, что если они уплатили художнику равные суммы, то должны быть изображены им с равным вни­манием. С годами непонимание амстердамскими бюргерами творческих устремлений Рембранд­та усилилось. Все меньше получал он круп­ных официальных заказов.

В год создания «Ночного до­зора» художник пережил боль­шое личное горе — умерла его любимая жена Саския, он ос­тался один с годовалым сыном Титусом. Рембрандт много пи­сал его в разных возрастах, отмечая с большой теплотой растущую вдумчивость и пыт­ливость мальчика. В красоч­ной гамме на картинах худож­ника в сороковые годы начина­ют преобладать золотисто-ко­ричневые тона, удивительно бо­гатые оттенками. Образы ста­новятся глубже и задушевнее.

В картине Рембрандта «Святое семейство» (1645), хранящейся в Эрмитаже, в об­разах героев евангельской ле­генды — Марии, младенца Хри­ста и Иосифа — воплощены са­мые обычные и прекрасные в своей искренности и чистоте че­ловеческие чувства: нежность матери, ощущение домашнего покоя и уюта, во все времена понятные и дорогие людям.

Огромное место в творче­стве художника занимает пор­трет. Он оставил нам вереницу лиц — мужских и женских, моло­дых и старых, но почти всегда серьезных и сосредоточенных.

Замечателен «Портрет старушки» (предполагают, что это жена брата Рембрандта, 1654), который находится в Му­зее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина в Москве. Свет выделяет в картине лицо старой женщи­ны, ее скорбный взгляд приковывает внима­ние зрителя безысходностью горя, глубиной мысли, заставляет задуматься над смыслом су­ществования. Рембрандт показывает чистоту души, доброту и человечность ничем не зна­менитого человека. Красота душевная делает привлекательным усталое, морщинистое лицо женщины, как бы преображает его.

Вершиной в развитии голландского группо­вого портрета являются «Синдики» Ремб­рандта (1661 —1662, музей, Амстердам). Стар­шины цеха суконщиков изображены в момент обсуждения каких-то важных вопросов. Как различны их лица, хотя все они, кажется, охвачены какой-то одной мыслью, одним устремле­нием!

Это впечатление возникает потому, что художник придал общее направление взглядам. Оно подкрепляется еще и удивительно красоч­ным единством коричневато-красных тонов, све­том и воздухом, которые, наполняя всю кар­тину, объединяют разные детали произведения в одно неразрывное целое.

К последним и наиболее замечательным кар­тинам художника принадлежит большое полот­но, хранящееся в Государственном Эрмитаже,— «Возвращение блудного сына» (между 1663—1668;). Еван­гельская притча о юноше, который ушел из родительского дома, растратил свое состояние и жалким, униженным вернулся к отцу, вы­растает у Рембрандта в большую общечелове­ческую тему. И до сих пор, несмотря на прошед­шие века, нельзя смотреть без внутреннего вол­нения на лицо полуслепого отца, его дрожащие старческие руки и фигуру сына, выражающую безмолвное и искреннее раскаяние.

Рембрандт был не только живописцем, но и выдающимся мастером офорта (см. ст. «Графика»). Его офорты на самые различные темы (портреты, пейзажи, бытовые и религиоз­ные сцены) отличаются смелостью и разнообра­зием художественных приемов. Он добивается в них замечательного богатства светотени, исключительной выразительности и лаконизма ли­ний. В офортах Рембрандт создавал такие же сложные, глубоко реалистические образы, как и в своих великолепных живописных произ­ведениях.

Богатые голландские бюргеры — основные заказчики Рембрандта — не поняли и не оце­нили гениального художника. Трагически оди­ноким, почти нищим умер Рембрандт в 1669 г. Художника похоронили на кладбище для бед­няков на общественные средства. Но справед­ливость восторжествовала: Рембрандта высоко чтут потомки, им гордится не только его родина, но и все человечество.

ПОИСК
Block title
РАЗНОЕ