. ГОЛЛАНДСКОЕ ИСКУССТВО XVII вв. Мастера Голландской живописи
  
Азбука  Физкультура малышам

Детская Энциклопедия

Статистика

ГОЛЛАНДСКОЕ ИСКУССТВО XVII вв. Мастера Голландской живописи

ГОЛЛАНДСКОЕ ИСКУССТВО XVII вв. Мастера Голландской живописи

Гальс, Вермеер Дельфтский, Геда, вaн Гойен, Рейсдаль

В каждом музее западноевропейского ис­кусства почетное место отведено обычно неболь­шим по размерам картинам голландских худож­ников XVII в. В них с любовью рассказано о людях, населявших эту маленькую страну, об их жизни, вкусах и интересах.

Народ, который насчитывал всего 2 млн. человек, сумел в годы нидерландской револю­ции конца XVI в. освободиться от испанского владычества и добиться национальной свободы (см. т. 8 ДЭ, ст. «Из истории нидерландской революции»). Победа в длительной и упорной борьбе повлекла за собой подъем всех сторон хозяйственной и культурной жизни страны. Голландию той поры Маркс называет «образцо­вой капиталистической страной XVII столе­тия». Высокого развития достигают точные и естественные науки, философия, искусство и литература. Голландские корабли можно было встретить во всех морях мира, а голланд­ские ткани — полотна и сукна — славились далеко за пределами страны.

Голландские художники XVII в. — Ремб­рандт, Франс Гальс, Вермеер Дельфтский, Якоб Рейсдаль, Остаде, Терборх, Ян Стен, Питер де Гох и многие другие в своих карти­нах донесли до нас природу страны, облик лю­дей, их чувства и мысли, показали дома, где жили голландцы, и вещи, которые их окру­жали. Живопись была в ту пору наиболее лю­бимым и развитым видом искусства. Каждый мало-мальски состоятельный голландец считал картину лучшим украшением своего жилища. По словам современника, в голландских горо­дах «все дома были напичканы картинами». Такой широкий спрос и связанная с этим кон­куренция вызвали своеобразную специализа­цию художников: одни писали преимущест­венно портреты, другие — жанровые сцены, третьи — натюрморты, четвертые — пейзажи. Но общей чертой голландских живописцев бы­ло желание изобразить окружающую жизнь просто, правдиво, без прикрас.

С удивительным мастерством они умели передать влажный воздух, атласную ткань, блеск серебряного кувшина, прозрачную мя­коть лимона, ворсистый ковер, свет солнца, заливающий комнату. Все в мире казалось им интересным и достойным искусства.

Один из самых знаменитых голландских ху­дожников — портретист Франс Гальс (ок. 1580—1666). Люди на портретах Гальса ка­жутся мгновенно запечатленными на холсте быстрыми, уверенными мазками. Не случайно ему так удавалось изображение смеха — от еле заметной усмешки до бурного хохота. Какой заразительной, чуть лукавой улыбкой озарено лицо девушки в известной картине «Цыганка»! Как будто вот-вот должно изме­ниться выражение ее лица, и художник то­ропится: он быстрыми, широкими мазками пи­шет лицо, живой блеск глаз, небрежные пряди темных волос.

Гальс написал целую серию групповых порт­ретов членов добровольных стрелковых гиль­дий голландского города Гарлема, например «Портрет офицеров гильдии святого Георга» (1616, Гарлем). Яркие, сочные краски, естественное и непринужденное расположение фигур, разнообразная мимика лиц и общая живость сцен нравились совре­менникам. До сих пор групповые портреты Гальса — одно из высших достижений этой области живописи.

Так же как портреты, ценились в Голлан­дии картины на бытовые сюжеты. Художники Адриан ван Остаде, Ян Стен, Питер де Гох, Питер Янсенс, Герард Терборх, Габриель Метсю и другие рассказали в своих картинах о многих сторонах обыденной жизни того вре­мени. Мы можем представить себе и улицы голландских городов, и обстановку богатых

и бедных домов, заметить любовь голландцев к чистоте, к спокойному и размеренному тече­нию жизни. То перед нами врач, навестивший больную, то молодые люди, занятые игрой в трик-трак, то небольшой домашний концерт, а то и просто служанка, убирающая комнату. Замечательным и тонким живописцем Гол­ландии был Ян Вермеер Дельфтский (1632— 1675). Его жанровые сцены немноголюдны. Как правило, это одна-две фигуры. Боль­шей частью его герои читают, пишут, зани­маются музыкой или какой-нибудь домашней работой. Их позы и движения спокойны и естественны. В одной из лучших своих кар­тин — «Девушка, читающая письмо» (1650-е годы) Вермеер создал жизненно простой и в то же время чрезвычайно поэтичный образ. Красные тона ковра, голубой узор фаянсовой тарелки и сочные оттенки спелых плодов образуют яркий красочный аккорд. Вся несложная по мотивам сцена превращается под кистью Вермеера в прекрасное зрелище. Художник как будто говорит своей картиной, что не нужно обращаться в поисках красоты ни к каким вымышленным ска­заниям, ее нужно и можно на­ходить в повседневной жизни. Голландских художников интересовало все, что окружа­ет человека, все, с чем связана его жизнь, поэтому они так охотно обращались к натюрмор­там. В таких картинах нет лю­дей, но каждый предмет несет на себе печать прикосновения человеческих рук. Художник с любовью воспроизводит на хол­сте прозрачность стекла, шеро­ховатость лимона, матовый блеск металла, гладкую шелковистую поверхность полотна. Такого типа натюрморты в начале и середине XVII в. часто писали Питер Клас (1597 или 1598—1661) и Вилем Клас Геда (1594—1680 или 1682).

Во второй половине XVII в. Вилем Кальф (1622-1693), Ян Давидс де Гем (1606—1683 или 1684) и другие мастера начинают выби­рать для натюрмортов редкие южные фрук­ты, бокалы и кубки тонкой ювелирной ра­боты, размещая их на узорчатых дорогих коврах. Тенденция к изысканности и внешней нарядности, сказавшаяся в этот период и в дру­гих жанрах голландской живописи, отражала все возрастающее стремление верхушки гол­ландского общества к роскоши и богатству. Выдающимся представителем голландского пейзажа первой половины XVII в. был Ян ван Гойен (1596—1656). Он писал пейзажи, точно воспроизводящие природу Голландии. Низкая линия горизонта, небо, покрытое непрестанно меняющими форму облаками, маленькие фи­гурки людей, а вдали контуры предметов, таю­щих в серебристой дымке,— вот обычные мо­тивы картин Гойена.

Крупнейшим пейзажистом Голландии был Якоб Рейсдаль (1628—1682). На его картинах мы видим национальный голландский пейзаж и северную скандинавскую природу, одино­кие хижины и глухие лесные чащи, широкие ясные дали и силуэты ветряных мельниц. Изображая природу, Рёйсдаль передает при этом свои чувства и настроения. В картине «Еврейское кладбище» (конец 1640-х — начало 1650-х годов) бледный свет луны, могиль­ные плиты, ствол высохшего дерева, бегущие облака выражают трагические чувства худож­ника, его душевное волнение. В своем искусст­ве Рейсдаль сумел передать стихийную мощь природы, ее напряженную жизнь и вечное изме­нение, ее глубокое воздействие на человека.

ПОИСК
Block title
РАЗНОЕ