.
Меню сайта
|
Ученики и сподвижники РубенсаУченики и сподвижники РубенсаВан Дейк, Снейдерс, Йорданс, Броувер, ТенирсОдин из них — Антонис ван Дейк (1599— 1641) создавал очень близкие к манере Рубенса религиозные и мифологические композиции. Однако, будучи художником не столь бурного, как у Рубенса, темперамента, он вносил в свои картины черты сдержанности и спокойствия. Особенно прославился ван Дейк своими портретами. Работая одно время в Италии, потом в родном Антверпене, а в последние годы жизни в Англии, ван Дейк писал портреты зажиточных горожан с их женами и детьми, художников, врачей, дипломатов, знатных вельмож и членов английской королевской семьи. Разнообразие человеческих характеров, в которые он умел глубоко проникать, заставляло его все время искать различные приемы их художественного воплощения. То он пишет только голову, то фигуру в рост или по пояс, меняет гамму красок от строгих темных тонов до ярких и нарядных, ищет наиболее выразительные позы и движения рук, подбирает соответствующий фон и предметы обстановки. Все эти средства используются для того, чтобы создать неповторимый образ, показать в людях бесконечное разнообразие их индивидуальных особенностей. Даже официальные парадные портреты, написанные ван Дейком по заказам вельмож, до сих пор поражают жизненностью своих характеристик. Близким другом и помощником Рубенса был Франс Снейдерс (1579—1657) — крупнейший мастер фламандского натюрморта и анималистической живописи (см. илл., стр. 160— 161). Нередко Снейдерс писал также фрукты и животных в произведениях Рубенса. Его собственные картины прославляют богатство и многообразие природы, окружающей человека. Бархатистые тона персиков, матовый блеск винограда и слив, прозрачность ягод красной смородины так же удавались художнику, как серебристая чешуя рыб, мохнатая шерсть медведей и собак, причудливо яркие перья птиц. После смерти Рубенса и ван Дейка главой фламандской школы стал Якоб Йорданс (1593—1678). Он писал картины на самые различные темы, но наибольшей известностью пользуются его жанровые бытовые композиции. Такова картина «Король пьет» (ок. 1638, Эрмитаж, Ленинград). Это сценка веселой пирушки в богатом фламандском доме. Среди разгоряченных вином, оживленных лиц выделяется старик в бутафорской короне, провозглашенный на этот вечер «королем». Чувствуется, что сам художник захвачен весельем пирующих. Его герои шумны и грубоваты, но подкупают своей искренностью и непринужденностью. Другой замечательный фламандский живописец — Адриан Броувер (1606—1638), учившийся в Голландии, посвятил свое творчество жизни простых людей — крестьян и городской бедноты. Он любил изображать несложные операции деревенского лекаря, сцены в кабачке, скромные пейзажи родины. Броувер зорко подмечал характерные позы и движения людей, мимику лиц, разнообразие человеческих эмоций. Его живопись убеждала зрителя, что мир обыденной жизни достоин искусства. Картины Броувера, как правило, маленького размера, исполнены очень тщательно и тонко и отличаются мягкими, теплыми красками, с отдельными более яркими цветовыми акцентами. Ученик Броувера Давид Тенирс Младший (1610—1690) интересовался праздничной стороной жизни. Нарядно одетые тенирсовские крестьяне, показанные в моменты отдыха и веселья, далеки от правдиво изображенных героев Броувера. Характерное для художника стремление к занимательности сказалось и в такой его забавной по сюжету картине, как «Обезьяны в кухне» (1650-е годы). Обезьяны едят, приготовляют пищу, играют, подобно людям, в карты. Тонкий серовато-оливковый колорит этой картины, мастерство в передаче пространства и освещения, искусность выполнения отдельных предметов выявляют лучшие стороны живописного таланта Тенирса. Разнообразное по тематике и значительное по мастерству искусство Тенирса завершило блестящий расцвет фламандской живописи XVII в. |
ПОИСК
Block title
|