. Ученики и сподвижники Рубенса
  
Азбука  Физкультура малышам

Детская Энциклопедия

Статистика

Ученики и сподвижники Рубенса

Ученики и сподвижники Рубенса

Ван Дейк, Снейдерс, Йорданс, Броувер, Тенирс

Один из них — Антонис ван Дейк (1599— 1641) создавал очень близкие к манере Рубенса религиозные и мифологические композиции. Однако, будучи художником не столь бурного, как у Рубенса, темперамента, он вносил в свои картины черты сдержанности и спокойствия.

Особенно прославился ван Дейк своими портретами. Работая одно время в Ита­лии, потом в родном Антверпене, а в последние годы жизни в Англии, ван Дейк писал портреты зажиточных горожан с их женами и детьми, художников, врачей, дипломатов, знатных вель­мож и членов английской королевской семьи. Разнообразие человеческих характеров, в ко­торые он умел глубоко проникать, заставляло его все время искать различные приемы их худо­жественного воплощения. То он пишет только голову, то фигуру в рост или по пояс, меняет гамму красок от строгих темных тонов до ярких и нарядных, ищет наиболее выразительные позы и движения рук, подбирает соответствую­щий фон и предметы обстановки. Все эти сред­ства используются для того, чтобы создать не­повторимый образ, показать в людях бесконеч­ное разнообразие их индивидуальных особен­ностей. Даже официальные парадные портре­ты, написанные ван Дейком по заказам вель­мож, до сих пор поражают жизненностью своих характеристик.

Близким другом и помощником Рубенса был Франс Снейдерс (1579—1657) — крупней­ший мастер фламандского натюрморта и анималистической живописи (см. илл., стр. 160— 161). Нередко Снейдерс писал также фрукты и животных в произ­ведениях Рубенса. Его собственные картины прославляют богатство и многообразие при­роды, окружающей человека. Бархатистые тона

персиков, матовый блеск винограда и слив, прозрачность ягод красной смородины так же удавались художнику, как серебристая чешуя рыб, мохнатая шерсть медведей и собак, при­чудливо яркие перья птиц.

После смерти Рубенса и ван Дейка главой фламандской школы стал Якоб Йорданс (1593—1678). Он писал картины на самые раз­личные темы, но наибольшей известностью пользуются его жанровые бытовые композиции. Такова картина «Король пьет» (ок. 1638, Эрмитаж, Ленин­град). Это сценка веселой пирушки в богатом фламандском доме. Среди разгоряченных ви­ном, оживленных лиц выделяется старик в бу­тафорской короне, провозглашенный на этот вечер «королем». Чувствуется, что сам худож­ник захвачен весельем пирующих. Его герои шумны и грубоваты, но подкупают своей искренностью и непринужденностью.

Другой замечательный фламандский живо­писец — Адриан Броувер (1606—1638), учив­шийся в Голландии, посвятил свое творчество жизни простых людей — крестьян и городской бедноты. Он любил изображать несложные операции деревенского лекаря, сцены в кабач­ке, скромные пейзажи родины. Броувер зорко подмечал характерные позы и движения лю­дей, мимику лиц, разнообразие человеческих эмоций. Его живопись убеждала зрителя, что мир обыденной жизни достоин искусства. Кар­тины Броувера, как правило, маленького раз­мера, исполнены очень тщательно и тонко и отличаются мягкими, теплыми красками, с отдельными более яркими цветовыми акцен­тами.

Ученик  Броувера Давид  Тенирс    Младший (1610—1690) интересовался праздничной сторо­ной жизни. Нарядно одетые тенирсовские кре­стьяне, показанные в моменты отдыха и весе­лья, далеки от правдиво изображенных героев Броувера. Характерное для художника стрем­ление к занимательности сказалось и в такой его забавной по сюжету картине, как «Обе­зьяны в кухне» (1650-е годы). Обезья­ны едят, приготовляют пищу, играют, подоб­но людям, в карты. Тонкий серовато-оливко­вый колорит этой картины, мастерство в пере­даче пространства и освещения, искусность выполнения отдельных предметов выявляют лучшие стороны живописного таланта Тенирса. Разнообразное по тематике и значительное по мастерству искусство Тенирса завершило бле­стящий расцвет фламандской живописи XVII в.

ПОИСК
Block title
РАЗНОЕ