. ФЛАМАНДСКОЕ ИСКУССТВО. Питер Пауль Рубенс
  
Азбука  Физкультура малышам

Детская Энциклопедия

Статистика

ФЛАМАНДСКОЕ ИСКУССТВО. Питер Пауль Рубенс

ФЛАМАНДСКОЕ ИСКУССТВО. Питер Пауль  Рубенс

(1577 — 1640)

Если любого бельгийского школьника спро­сить, кто самый великий его соотечественник, он без колебаний ответит: «Рубенс». Этот ху­дожник жил три столетия тому назад во Фланд­рии, ныне входящей в состав Бельгии.

В годы нидерландской буржуазной револю­ции конца XVI в. фламандскому народу, не­смотря на героические усилия, не удалось освободиться от владычества монархической Испании (см. т. 8 ДЭ, ст. «Из истории нидер­ландской революции»). Но подъем, вызванный революционной борьбой, определил высокий расцвет фламандской культуры XVII в. Веду­щую роль приобрела тогда живопись. Ее пред­ставители — Рубенс, его ученики и сподвижни­ки ван Дейк, Снейдерс, Йордане, Броувер и Тенирс—завоевали немеркнущую известность. Всех фламандских художников объединяло стремление запечатлеть реальную жизнь, пол­ную движения и бесконечного разнообразия. Связанные в своем творчестве с заказами като­лической церкви и знатных дворян, фламандские живописцы часто обращались к ре­лигиозным и мифологическим сюжетам. Они писали также многочисленные портреты и сце­ны народных празднеств, пейзажи и натюр­морты. Причем все их полотна объединяет стремление к героичности образов, к широкому размаху композиций, сочной и звучной кра­сочности. Фламандская живопись XVII в.— подлинный гимн силе и мужеству человека, богатству и красоте природы.

В творчестве Питера Пауля Рубенса все эти особенности искусства Фландрии проявились наиболее отчетливо и ярко. Круг его тем не­обычайно широк и созданные им образы со­ставляют целый мир, наполненный борьбой и страстями. Великий русский художник И. Е. Репин, восхищавшийся Рубенсом, писал: «Трепет и блеск органической жизни никому другому не удалось вызвать на полотне с такой силой и яркостью красок, как Рубенсу».

Первые годы своей творческой жизни Ру­бенс провел в Италии, где быстро завоевал известность. Вернувшись в 1608 г. на родину, он стал придворным живописцем испанского наместника во Фландрии. Перегруженный за­казами на украшение различных дворцов и церквей, он начинает работать с большой группой помощников-учеников. До сих пор сохранился в Антверпене дом (превращенный ныне в музей), который был мастерской и жи­лищем художника.

Рубенс был одним из самых образованных людей своей эпохи. Он глубоко знал и любил античную литературу и искусство, свободно владел несколькими современными и древними языками. Правители Фландрии, зная его вы­дающийся ум и блестящий дар слова, не раз давали ему дипломатические поручения. Но главным для Рубенса всегда было искусство. Известен такой любопытный рассказ современ­ника. Однажды в Лондоне один придворный, увидев, что посол Фландрии Рубенс стоит за мольбертом, удивленно спросил: «Господин посол развлекается живописью?» На это Рубенс ответил: «Напротив, это скорее ху­дожник развлекается иногда ролью посла».

Рубенс много и увлеченно работал над боль­шими, монументальными произведениями. Та­ков выполненный им в 1611 г. для Антверпен­ского собора алтарный образ «Воздвиже­ние креста» (Антверпен, собор). На огромной картине изображен распятый Хрис­тос. Это сильный, мужественный человек, по­бежденный своими противниками. Мускули­стые фигуры палачей, их энергичные движения придают всей сцене характер напряженной борьбы. Не евангельское повествование, а мо­гучее дыхание жизни захватывает зрителя при взгляде на эту картину.

В многочисленных картинах, посвященных охоте на хищников (львов, тигров, кабанов), Рубенс передает величайшее напряжение сил людей и животных, бурную динамику схватки.

Так же сильно и горячо, как человека, любил Рубенс природу. Он писал величест­венные пейзажи с горными далями, вздымаю­щиеся скалы, стремительно несущиеся облака. Художник хотел передать в картинах борьбу сил природы, ее могущество.

Много у Рубенса и исторических произве­дений. Его знаменитая серия полотен «Жизнь Марии Медичи» (1622—1625) представля­ет собой грандиозный декоративный ансамбль, состоящий из 21-й большой картины. Здесь он вводит аллегорические образы и мифологиче­ские персонажи и в то же время изображает рядом с ними реальные исторические лица. С большой достоверностью воссоздана торже­ственная церемония в картине «Коронация Марии Медичи» (Лувр, Париж). Лица написаны с портретной точностью, кос­тюмы исторически верны. Художник показал даже особенности архитектуры собора, где происходила коронация.

На всем протяжении своего творчества Ру­бенс работал и как портретист, хотя эта область искусства никогда не являлась для него основ­ной. Лучшие его портреты — это не парадные изображения богатых заказчиков, а те, которые он писал с людей, близких ему или чем-либо особенно привлекших его внимание. К ним принадлежит хранящийся в Государственном Эрмитаже «Портрет камеристки» (ок. 1625) — один из самых замечательных портретов XVII в. по своей одухотворенности и мастерству живописи.

На портрете изображена скромная девушка, камеристка испанской наместницы во Фланд­рии. Имя ее нам неизвестно. Рубенс с любовью написал ее большие зеленоватые глаза, искусно передал тонкую кожу лица, красивые очертания носа и рта, пряди рыжеватых волос. А сколь­ко живости и ума, задумчивости и нежности в лице камеристки! Пленителен женский образ, созданный Рубенсом и на другой картине — «Портрет Елены Фоурмен с де­тьми» (ок. 1636).

В сотнях рубенсовских картин встает перед нами яркий, красочный мир. Его герои — это люди мужественные и энергичные; красота была для художника неразрывно связана с си­лой и здоровьем. Он умел мастерски соединять на полотне многочисленные фигуры, находить красноречивые позы и жесты. Каждая деталь в его картинах связана с общим замыслом. В своей живописной технике Рубенс пользовал­ся лессировкой, т.е. писал тонкими слоя­ми полупрозрачных, жидко разведенных кра­сок, просвечивающих одна из-под другой. Этим Рубенс достигал удивительного богат­ства оттенков, одновременно объединяя их общим золотистым колоритом. Все в его кар­тинах чрезвычайно конкретно и почти ося­заемо: гладкость человеческой кожи и шелко­вистость волос, различные ткани и блеск ме­талла, прозрачная глубина воздуха и совсем иная прозрачность текущей воды.

На произведениях великого мастера учи­лись и продолжают учиться многие поколения художников. Особенно велико было его влияние на современных ему фламандских живописцев.

ПОИСК
Block title
РАЗНОЕ