. Другие мастера немецкого Возрождения
  
Азбука  Физкультура малышам

Детская Энциклопедия

Статистика

Другие мастера немецкого Возрождения

Другие мастера немецкого Возрождения

Кранах Старший, Голъбейн Младший,  Грюневальд

Значительным мастером немецкого Возрож­дения был Лукас Кранах Старший (1472—1553). Кранах много путешествовал, однако большую часть своей жизни провел при дворе саксон­ских князей в Виттенберге. Как придворный художник и камердинер князя, он писал парад­ные портреты, многочисленные картины на ре­лигиозные и мифологические темы, украшал залы для приемов и празднеств. Помимо этого, Кранах должен был изображать наиболее зна­чительные события при дворе. Одна из картин художника запечатлела княжескую охоту — любимое развлечение знати (1529, музей, Вена).

Кранах одним из первых в Германии стал писать природу родной страны. Пейзаж при­сутствует у него и в картинах религиозно­го содержания. В сцене «Отдых на пу­ти в Египет» (1504) мохнатые ели уютно обступили усталых путников: мадонну с мла­денцем Иисусом и ее мужа Иосифа. Перед мадонной и шаловливыми ангелами — сплош­ной ковер трав и цветов.

Кранах написал много портретов. Худож­нику позировали важные герцоги в шитых золотом одеждах, кокетливые придворные да­мы, ученые, погруженные в раздумье. Но больше всего ему, пожалуй, удался портрет Мартина Лютера (1532, Дрезденская галерея). Со знаменитым реформатором церк­ви живописца связывала долголетняя дружба. Правдиво, без прикрас передает Кранах не­красивое, но мужественное лицо Лютера, сдви­нутые брови, энергичный поворот головы.

Другой замечательный немецкий портре­тист, Ганс Гольбейн Младший (1497—1543), не найдя возможности работать в Германии, рано покидает родной город Аугсбург. Он посе­ляется в Швейцарии, в Базеле — крупном центре книгопечатания.

В Базеле Гольбейн иллюстрирует книги, расписывает фасады домов, создает рисунки для гравюр. «Пляска смерти» (1524— 1526) — наиболее значительная серия его гравюр. Это маленькие, тщательно сделан­ные гравюрки. На них смерть в виде скелета неотступно преследует всех. Ее приближение обнажает человеческие пороки. Смерть хватает монаха, прячущего толстый кошелек; обер­нувшись восставшим крестьянином, она нано­сит удар графу. Смерть выглядывает из-за трона римского папы, подгоняет на поле тощую лошадь пахаря.

Работа над иллюстрированием книг сбли­зила Гольбейна с видными книгоиздателями, писателями, учеными. Другом художника был автор знаменитой едкой сатирической книги «Похвальное слово глупости» Эразм Роттер­дамский (см. т. И ДЭ, ст. «Дезидерий Эразм Роттердамский»). Гольбейн оставил нам за­мечательный портрет Эразма в про­филь (1523) с рукописью в руках. Худож­ник тонко уловил и передал умную и ирони­ческую усмешку немецкого гуманиста.

В портрете молодого купца Георга Гисе (1532, Берлин, музей) Гольбейн уделил большое внимание обстановке, в кото­рой жил его герой. Гисе сидит за столом в сво­ей конторе. Перед ним лежат перья, печать, конторская книга. К стене прикреплены дол­говые записки, на полочке — весы для взве­шивания золота. И каждый предмет Гольбейном тщательно выписан.

Гольбейн часто писал портреты людей не­заурядных, выделявшихся своими способно­стями и умом. Таков Шарль де Моретт, посланник французского короля в Англии (1534—1535). Моретт облачен в богатые одежды, на гру­ди — золотая цепь. Сила и внутренняя энер­гия угадываются в суровом лице этого че­ловека, в жесте руки, обхватившей кинжал.

Портрет Моретта был написан в Лондоне, куда Гольбейн переехал в конце своей жизни.

Здесь он стал придворным художником анг­лийского короля Генриха VIII. Помимо парад­ных живописных портретов членов королев­ской семьи и приближенных короля, Гольбейн создал в это время много карандашных порт­ретов. Они написаны легкими, уверенными штрихами и нередко подцвечены цветным мелком.

Сложной и трагической была судьба худож­ника Матиаса Грюневальда (р. после 1460— 1528). За свою приверженность идеалам реформации и сочувствие восставшим кре­стьянам он лишился места при епископском дворе в Майнце, где считался придворным художником, вынужден был бежать и лишь чудом избежал суда церкви. Его живопись выделяется редкой для немецких художников эмоциональной насыщенностью цвета.

Грюневальд писал картины исключительно на религиозные сюжеты. Но в них он умел по­ведать о мыслях и чувствах, которые волновали его современников. Наиболее известная работа Грюневальда — алтарь для монас­тыря в Изенгейме (ок. 1512—1516). Как правило, алтарь имел три створки, на ко­торых изображались религиозные сцены. Обыч­но створки были закрыты, а во время богослу­жения их открывали. Поэтому алтари украша­лись как снаружи, так и изнутри.

На внешних сторонах створок Изенгеймского алтаря Грюневальд изобразил распятого Христа. Его израненное, кровоточащее тело выделяется на фоне иссиня-черного неба. Под­линное горе охватило людей, пришедших к рас­пятию. Мать Христа, обессилев, падает на руки стоящего рядом человека. Плача, взметнула вверх руки Мария Магдалина. Сумрачны и су­ровы краски, которыми написал художник эту сцену. Образ истерзанного Христа напоми­нал о мучениях и кровавых расправах, кото­рым подвергались восставшие крестьяне.

Но вот открываются створки, и перед зрителем возникает радостная сцена. Светлеют крас­ки. Лучи солнца заливают горный пейзаж и да­ли равнины. Молодая мадонна нежно склони­лась к младенцу, бережно поддерживая его руками. Улыбка играет на губах женщины, лицо озарено счастьем материнства. Ангелы славят светлую радость и мир.

О счастье и мире мечтали многие современ­ники Грюневальда в раздробленной, обесси­ленной феодальными распрями Германии. Меч­там этим не суждено было сбыться. Поражение народного движения, победа князей на долгие годы задержали развитие Германии, ее куль­туры.

Из статей этого раздела вы узнали, что изо­бразительное искусство эпохи Возрождения в разных странах имело свои особенности. Но подчеркнем еще раз, что общим и главным для искусства этого времени был реализм.

Реализм искусства эпохи Возрождения был большим шагом вперед от символического и условного искусства средневековья. Перед гла­зами художников XIV—XV вв. открылась кра­сота человеческого тела и окружающей приро­ды. Живой интерес к человеку, его пережива­ниям, мыслям и поступкам породил в живописи, скульптуре, графике жизненный, яркий и слож­ный образ человека, и прежде всего человека — деятеля, мыслителя, героя.

В реализме, в любви к жизни, к человеку, ко всему окружающему миру неиссякаемая сила искусства эпохи Возрождения.

ПОИСК
Block title
РАЗНОЕ