. ИСКУСТВО НЕМЕЦКОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ. Альбрехт Дюрер
  
Азбука  Физкультура малышам

Детская Энциклопедия

Статистика

ИСКУСТВО НЕМЕЦКОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ. Альбрехт Дюрер

ИСКУСТВО НЕМЕЦКОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ. Альбрехт Дюрер

(1471 — 1528)

В середине 90-х годов XV в. в Италию при­ехал молодой немецкий художник. Путешест­вовать в Италию не было в обычае у немецких живописцев, и молодой немец был одним из немногих, кто решился на это.

Италия, родина Возрождения, произвела на него огромное впечатление. Его увлекло светлое искусство этой страны и многоликая жизнь итальянских городов. Но еще больше он был поражен образованностью итальянских художников, тем уважением и почетом, каким

«АЛЬБРЕХТ ДЮРЕР БЫЛ ЖИВОПИСЦЕМ, ГРАВЕ­РОМ, СКУЛЬПТОРОМ, АРХИТЕКТОРОМ И, КРОМЕ ТОГО, ИЗОБРЕЛ СИСТЕМУ ФОРТИФИКАЦИИ...»

Ф. ЭНГЕЛЬС

они пользовались у себя в стране. Как это было не похоже на его родную Германию!

Вернувшись домой, художник написал ав­топортрет (1498), изобразив себя не простым ремесленником, каким был в те годы в Герма­нии художник, а богато одетым дворянином. Руки спокойно сложены, глаза внимательно и с достоинством смотрят на зрителя. Это сво­бодный и независимый человек, знающий себе цену. На картине подпись — «Альбрехт Дюрер».

Альбрехт Дюрер был величайшим худож­ником и новатором немецкой живописи. Он родился в Нюрнберге, городе, где процветало книгопечатание. Отец Дюрера был золотых дел мастер. Первые навыки рисования Дюрер получил в мастерской отца. Заметив, однако, что сын проявляет больше склонности к живописи, чем к ювелирному делу, Дюрер-стар­ший отдал пятнадцатилетнего Альбрехта в уче­ние к нюрнбергскому живописцу Вольгемуту. Через четыре года Дюрер отправился в обяза­тельное для каждого начинающего художника путешествие по немецким городам. Он должен был усовершенствовать свое искусство, чтобы получить звание мастера. А затем он совер­шил свое первое путешествие в Италию, о ко­тором вы уже знаете.

Дюрер жил в тревожное и бурное время. С конца XV в. Германия была охвачена рево­люционным движением. Восставали крестьяне, волновались города. Всеобщее недовольство вызывала католическая церковь, нещадно оби­равшая и обманывавшая народ. Это было время Реформации и Великой крестьянской войны (см. т. 8 ДЭ, ст. «Реформация в Европе»). В эти годы передовые люди Германии — уче­ные, писатели, художники стремились противо­поставить невежеству католических священ­ников, диким суевериям, которые поддерживала церковь, научные знания, мысли о нрав­ственном достоинстве и земной красоте чело­века.

Разносторонность интересов, столь харак­терная для людей Возрождения, отличала и Дюрера. Он писал картины, создавал гравю­ры на дереве, одним из первых обратился к гра­вюре на медных досках, был инженером и архи­тектором, изучал математику, был теорети­ком искусства, читал древних авторов, сочи­нял стихи.

Одиннадцать лет спустя после первой по­ездки в Италию, уже признанным мастером, Дюрер вновь отправился в Венецию. Он удивил итальянцев тонкостью своего искусства, но и сам многому научился у них. От итальян­ских теоретиков искусства перенял Дюрер учение о пропорциях человеческого тела, а впо­следствии и сам внес много нового в науку о пропорциях. Результаты своих исследований и наблюдений художник изложил в «Четырех книгах о пропорциях».

В 1520—1521 гг. Дюрер путешествовал по Нидерландам. И где бы он ни был, он везде рисовал. Художник заносил в свои путевые альбомы горные пейзажи и виды городов, зайца и носорога, портреты встречных людей. Его привлекали нравы и обычаи страны, одеж­да, местные достопримечательности и диковин­ные вещи. Эти рисунки помогали ему потом создавать картины и гравюры.

Дюрер создал свыше 200 гравюр, которые красноречиво рассказывают о разнообразных интересах художника. Современник крестьян­ских войн, Дюрер с явной симпатией изобра­зил простых крестьян («Три крестьяни­на», ок. 1497). Глубокой правдой и близостью к жизни отличаются и его произведения на ре­лигиозные темы. Смутное время религиозных споров и феодальных распрей Дюрер отразил в гравюрах, иллюстрирующих «Апокалип­сис»1 (1498). Мрачные видения церковной книги художник как бы переносит в современ­ность. Вот четыре фантастических грозных всадника на лохматых конях — война, мор, нужда, смерть — топчут копытами всех людей, не выделяя ни богатых, ни знатных. Вот епис­копа пожирает дьявол, а праведниками ока­зались люди низших сословий. Ясно, кому отда­вал свои симпатии художник.

На одной из лучших своих гравюр — «Свя­той Иероним в келье» (ок. 1514) Дюрер изобразил старого отшельника похожим на ученого своего вре­мени. На полках стоят книги, на стене — пе­сочные часы, на подоконнике лежит череп. В комнате царит тишина; заснули лев и соба­ка — верные спутники Иеронима. С виртуоз­ным мастерством передает художник мягкий свет, льющийся из окна, все мелочи обстановки кельи.

Искусство Дюрера-гравера восхищало со­временников. Знаменитый Эразм Роттердам­ский восторженно восклицал: «Чего только он не может выразить в одном цвете, т. е. черными штрихами! Тень, блеск, выступы и углубле­ния... огонь, лучи, молнии, пелену тумана, все ощущения, чувства, наконец, саму душу человека».

Не менее велик Дюрер и в живописи. Кал­лиграфически точная линия рисунка сочета­лась в его живописных работах с насыщенными глубокими красками. Святые на его карти­нах — это живые люди, сильные душой и те­лом. Его мадонна с младенцем Христом («Мария с младенцем», 1512) столь же красива, как и молодая венецианка, которую Дюрер написал в Италии в 1505 г. (обе картины в Художественно-историческом музее в Вене). А в «Четырех апостолах» (1526, Мюнхен), спорящих о книгах, которые они держат в руках, Дюрер создал монумен­тальные образы, воплощающие черты различ­ных человеческих характеров. Дюрер особенно любил изображать своих современников. Он создал большое количество портретов — живо­писных, награвированных или просто рисун­ков. Среди них и волевой, порывистый неизвест­ный молодой человек («Молодой человек», 1512), и спокойный умный друг худож­ника Хольцшуэр («Иероним Хольцшуэр», 1526; один портрет хранится в Дрез­дене, другой — в Берлине).

1 «Апокалипсис» — раннее христианское про­изведение, помещенное в конце Евангелия. Оно из­лагает в виде фантастических видений предсказания о «конце света», «страшном суде», об установлении на земле «вечного царства» Христа и праведников.

ПОИСК
Block title
РАЗНОЕ