. Микеланджело Буонарроти
  
Азбука  Физкультура малышам

Детская Энциклопедия

Статистика

Микеланджело Буонарроти

Микеланджело Буонарроти

«Не родился еще человек, который, подобно мне, был бы столь склонен любить людей»,— писал о себе великий итальянский скульптор, живописец, архитектор и поэт Микеланджело.

Он создал гениальные, титанические про­изведения и еще более значительные мечтал создать. Однажды, когда художник был на мраморных разработках в Карраре, он задумал высечь статую из целой горы. Он представил себе — корабль возвращается домой из дале­кого плавания, и вместе с цепью гор из синего моря поднимается белая, сверкающая на солн­це огромная статуя. Несокрушимая, как сама гора, она прославляет красоту и силу свобод­ного человека...

Микеланджело родился 6 марта 1475 г., детство провел во Флоренции. Ему было 13 лет, когда он стал учеником художника Гирландайо. К 25 годам он создал уже много скульптурных работ, лучшие из которых — «Вакх» (ок. 1497—1498; Национальный музей во Флорен­ции) и «Оплакивание Христа» (1498—1501), собор св. Петра, Рим).

В 26 лет художник берется за невероятно трудную работу. Один скульптор начал высе­кать статую из мраморной глыбы высотой более 5 м, но испортил мрамор к бросил его. Лучшие мастера, даже Леонардо да Винчи, отказались делать скульптуру из этого искалеченного мра­мора. Микеланджело согласился. Через три года статуя была готова. Это был иудейский мальчик Давид, победивший в единоборстве врага своей родины — самого сильного фили­стимлянина великана Голиафа. Скульптор по­казал своего героя в момент, когда тот приго­товился к битве: брови его сдвинуты, ноздри раздуты, широко раскрытыми глазами смотрит он на великана, сжимая в левой руке пращу. В 1505 г. статую поставили на площади Флорен­ции, под открытым небом, чтобы ее видели все. Более трех столетий простояла здесь любимая мраморная статуя флорентийцев, которую жи­тели называли Гигантом.

В 1873 г. статую перенесли в Академию ху­дожеств, в специально для нее построенный зал.

На ее месте на площади Синьории по требова­нию жителей была поставлена мраморная ко­пия, а на площади Микеланджело в 1875 г., когда отмечалось 400-летие со дня рождения скульптора, воздвигли бронзовую копию Да­вида.

В 1508 г. папа Юлий II дал Микеланджело заказ — сделать роспись потолка Сикстинской капеллы в Риме. Раз­меры будущей росписи превышали 600 кв. м. В невероятно трудных условиях, лежа на спине на высоких лесах, художник сам, без помощни­ков, воссоздал в образах на потолке капеллы библейскую легенду, повествующую о собы­тиях от сотворения мира до потопа. Лучший образ этой росписи — первый человек Адам. Мужественный и прекрасный, с еще неразбу­женной мыслью и нераскрывшимися силами, лежит он на склоне холма, протянув руку к создавшему его богу. Через плечо бога смот­рит ангел, изумленный красотой человека. Роспись потолка Сикстинской капеллы — об­разец понимания синтеза живописи и архи­тектуры в эпоху Возрождения.

Четыре года провел Микеланджело за этой работой. От чрезмерного и постоянного напря­жения у художника болело все тело. Его глаза почти перестали видеть: чтобы прочесть книгу или рассмотреть какую-нибудь вещь, ему надо было поднимать ее высоко над головой. Посте­пенно этот недуг прошел.

В 1520 г. Микеланджело принялся за соору­жение во Флоренции гробницы Медичи — пра­вителей города. Римский папа, сам принадле­жавший к роду Медичи, с помощью императора стремился покорить Флоренцию. Но в 1527 г.

Флоренция восстала, изгнала тиранов и восста­новила республику. Убежденный республика­нец, Микеланджело принял деятельное участие в защите родного города: он был назначен глав­ным инженером всех укреплений Флоренции. Но республика была побеждена, и художнику пришлось долго скрываться.

Папа согласился помиловать его, если ху­дожник закончит строительство капеллы, про­славляющей Медичи. Микеланджело снова при­ступил к работе и в 1534 г. закончил капеллу и находящиеся в ней гробницы Джулиано и Лоренцо Меди­чи. Четыре обнаженные фи­гуры на саркофагах — «Вечер», «Ночь», «Утро» и «День» — как бы символизи­ровали быстротекущее время. Слова, которые Микеланджело вложил в уста своей «Ночи», раскрывают отношение велико­го мастера к действительности:

...О, в этот век, преступный и постыдный, Не жить, не чувствовать —удел завидный.

Таковы были мысли побеж­денных флорентийцев. Окончив капеллу, Микеланджело поки­нул Флоренцию навсегда, но думы о родине не оставляли его.

В 1534—1541 гг. в той же Сикстинской капелле, где он расписывал потолок, художник создает фреску «Страшный суд». Колоссальная картина, по мысли церковников, должна была показать слабость челове­ка, его покорность божествен­ной воле. Но Микеланджело и в эту фреску внес дух не­покорности, дух борьбы.

В 1545 г. он кончает, на­конец, гробницу папы Юлия II, заказ на которую получил 40 лет назад. Лучшие статуи для этой гробницы были созданы еще в 1513—1516 гг. Это фигура Моисея, по библейской легенде — грозного и мудрого вождя еврейского народа, и изваяния двух свя­занных пленных юношей («Рабы»). Один из них, собрав все

свои богатырские силы, рвется из пут, а другой, побежденный, умирает. Здесь, как и во многих других поздних работах, художник не скрывает своего горя и отчаяния. Но и побежденные, свя­занные, умирающие люди у него всегда прекрас­ны и сильны. В этом утверждении красоты и силы человека — глубокий гуманизм Микеланджело. Микеланджело не высек из целой горы гран­диозную статую, как мечтал. Но он, так же как Браманте, а затем Рафаэль, строил величай­ший в мире собор св. Петра в Риме. 1 ян­варя 1547 г. он был назначен главным архитектором этого собора. И хотя строительство было начато до него и окончено после его смерти, собор св. Петра несет на себе печать великого гения Микеланджело: художник пере­делал план и построил большую часть собора, по его модели возведен прекрасный купол.

Даже архитектуру Микеланджело воспри­нимал как отражение красоты человека. «Совер­шенно несомненно, что архитектурные части подобны частям человеческого тела»,— говорил он.

Умер Микеланджело 18 февраля 1564 г. Его тело тайком увезли из Рима и похоронили на родине.

И сейчас во Флоренции на площади Микеланджело стоит бронзовая копия Давида как памятник художнику, который своим искусст­вом утверждал и защищал свободу и красоту человека.

ПОИСК
Block title
РАЗНОЕ