. Рафаэль Санти
  
Азбука  Физкультура малышам

Детская Энциклопедия

Статистика

Рафаэль Санти

Рафаэль Санти

(1483 1520)

Самым светлым и радостным художником эпохи Возрождения был Рафаэль Санти из го­рода Урбино.

Всем своим творчеством Рафаэль говорил: человек должен быть прекрасен — у него долж­но быть красивое и сильное тело, всесторонне развитый ум, добрая и отзывчивая душа. Таких людей изображал Рафаэль в своих картинах. Таким человеком был он сам.

Рафаэль родился в 1483 г. Первые уроки рисования и живописи он получил у своего отца — художника и поэта Джованни Санти. Семнадцати лет Рафаэль приехал в город Перуджа и стал учеником художника Перуджино. Одна из картин Рафаэля этого времени — «Сон рыцаря» (конец XV в.). Юноша уснул на распутье.

И во сне ему явились две прекрасные женщины: одна, с цветами в руках, олицетворяет Наслаждение, другая, с мечом и книгой,— Доблесть. Которой из них отдаст предпочтение юноша, вступающий в жизнь, какой путь он изберет? Таков глубокий симво­лический смысл картины.

В 1504 г. Рафаэль приехал во Флоренцию — город, где в то время жили и работали величай­шие художники Италии Леонардо да Винчи и Микеланджело. Здесь есть у кого учиться. И Рафаэль учится. Учится и работает. Более всего его привлекает в это время образ мадонны с ребенком. Нежной и юной матерью изображает Рафаэль мадонну, он прославляет в ней гар­моничного человека, прекрасного душою и те­лом. Мадонны Рафаэля полны такой прелести, что счастливый владелец одной из этих картин, герцог Тосканский, приобретший свою карти­ну почти через 300 лет после ее создания, ни­когда не расставался с ней и даже возил с собой в путешествия. (Речь идет о «Мадонне Грандуке», ок. 1505—1506, Галерея Питти, Флоренция.) «Периодом мадонн» называют фло­рентийский период творчества Рафаэля.

Написанный Рафаэлем в эти годы авто­портрет совершенно естественно входит в галерею прекрасных образов, созданных им: так обаятелен, изящен и приветлив молодой художник, изображенный на картине.

В 1508 г. папа Юлий II вызвал Рафаэля в Рим и одновременно с другими художниками поручил ему роспись станц — парадных залов Ватиканского дворца. Вскоре Юлий II при­казал рассчитать всех художников и оставил одного Рафаэля. С 1509 по 1517 г. было рас­писано три зала, лучший из них «зал Подпи­си» — станца делла Сеньятура. Каждую из четырех стен этого зала занимает огромная фреска. Это — «Поэ­зия», «Богословие», «Правосудие» и «Фило­софия» («Афинская школа»). На фреске «Афин­ская школа» (1509—1511) изображен простор­ный, залитый солнцем храм. У его входа беседуют знаменитые греческие философы и их ученики. Над ними возвышаются две статуи: Аполлона — бога красоты и Афины — богини мудрости. В светлом проеме арки храма выделяются высокие фигуры двух величайших мыслителей Древней Греции — Аристотеля и Платона.

Создавая образы идеальных, рожденных его творческим вдохновением прекрасных людей, Рафаэль рисовал и портреты современников. Он умел остро передать в портрете характер человека, умел выявить его лучшие черты и сохранить при этом поразительное сходство. О пор т ре те Юлия II (ок. 1511) млад­ший современник художника историк искусства Вазари говорит: «Он исполнил еще маслом порт­рет папы Юлия так живо и правдоподобно, что было жутко на него глядеть, словно бы и в самом деле он сидел перед нами живой...»

Умевший так точно передать в портрете не­повторимую внешность, неповторимую духов­ную жизнь человека, Рафаэль совсем по-дру­гому работал над образами мадонн. Художник говорил, что, рисуя мадонну, он вспоминает всех красавиц, виденных им в жизни. Обая­тельный образ женщины создал Рафаэль в про­славленной картине «Сикстинская ма­донна» (1515—1519;). Она идет по облакам навстречу своей страшной судьбе, зная, что для счастья людей должна отдать смерти самое дорогое, что у нее есть,— сына. Обычный религиозный сюжет превраща­ется в прославление величия человека, способ­ного во имя высшего долга идти навстречу му­кам и смерти. Красоте этого подвига соответ­ствует внешняя красота мадонны — это высо­кая, стройная, сильная женщина, полная женственной прелести.

Рафаэль был не только великим живопис­цем, но и превосходным архитектором. Он стро­ил дворцы, виллы, церкви, небольшие часовни. В 1514 г. папа Лев X поставил Рафаэля во главе строительства величайшего в мире купольного храма — собора св. Петра. Рафаэль должен был изменить проект, созданный Браманте, и продолжить строительство. «Но в мечтах своих,— писал Рафаэль,— я думаю о будущем! Я желал бы воскресить чудные формы античных сооружений...» Он мечтал о «воскрешении Древнего Рима» — титаническом предприятии, достойном художника Возрож­дения. По раскопкам, обмерам и книгам древ­неримского архитектора Витрувия Рафаэль хотел представить себе облик «Вечного города», составить его описание и сделать большую картину.

Смерть прервала эту работу Рафаэля. 6 ап­реля 1520 г., в возрасте 37 лет, он умер. Его похоронили в одном из красивейших зданий Рима — в Пантеоне1, который стал усы­пальницей великих людей Италии.

1Пантеон в Риме — «храм всех богов», па­мятник древнеримской архитектуры II в.

ПОИСК
Block title
РАЗНОЕ