. Леонардо да Винчи
  
Азбука  Физкультура малышам

Детская Энциклопедия

Статистика

Леонардо да Винчи

Леонардо да Винчи

(1452 —1519)

Один из величайших итальянских худож­ников эпохи Возрождения Леонардо да Винчи был и выдающимся ученым, мыслителем и ин­женером. Он всю жизнь наблюдал и изучал природу — небесные светила и законы их дви­жения, горы и тайны их возникновения, воды и ветры, свет солнца и жизнь растений. Как часть природы Леонардо рассматривал и чело­века, тело которого подчинено физическим за­конам и в то же время служит «зеркалом души». Свою пытливую, деятельную, беспокойную лю­бовь к природе он проявлял во всем. Именно она помогала ему открывать законы природы, ставить ее силы на службу человеку, именно она сделала Леонардо величайшим художником, с одинаковым вниманием запечатлевавшим рас­пускающийся цветок, выразительный жест че­ловека и туманную дымку, заволакивающую далекие горы. Искусство, наука, изобретатель­ство тесно переплелись в деятельности Лео­нардо да Винчи.

Леонардо родился в 1452 г. в окрестностях маленького городка Винчи (поэтому его и назы­вали Леонардо да Винчи). В четырнадцатилет­нем возрасте он переехал во Флоренцию. Отец отдал Леонардо на обучение в художественную мастерскую Андреа Верроккьо — живописца, архитектора и выдающегося скульптора, чело­века разностороннего, как многие образованные люди эпохи Возрождения. Леонардо многому научился в мастерской Верроккьо, но скоро, по признанию современников, оставил далеко позади и своих соучеников, и своего учителя.

Откуда же почерпнул молодой художник знания, придавшие ему столько творческих сил? Прежде всего у природы, у самой жизни. Лео­нардо с юных лет не расставался со своей запис­ной книжкой. Он беспрестанно делал беглые наброски, изображая холмы и поля, травинки и желуди, дерево, прекрасное девическое лицо, умывающуюся кошку, складки ткани. «В на­ставницы себе я взял природу, учительницу всех учителей»,— писал он о своей работе. Это желание и умение наблюдать, изучать природу позволило ему живо подмечать и передавать то, чего не могли передать художники старшего поколения.

В Эрмитаже в Ленинграде хранится одна из наиболее ранних работ Леонардо да Винчи, дошедших до нашего времени,— «Мадонна с цветком», или «Мадонна Бенуа» (наименование «Бенуа» происходит от фамилии бывшего владельца картины;). Леонардо взял тему очень обычную для его времени: в образе мадонны с младенцем художники эпохи Возрождения воспевали мате­ринство. Леонардо изобразил юную мать в тот момент, когда она играет со своим ребенком — протягивает ему цветок и со смехом следит за тем, как неловко он старается его схватить. Перед зрителем возникает простая жизненная сценка. Добиваясь впечатления реальности, Леонардо старался сделать изображение объем­ным, рельефным. Основное изобразительное

«ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ БЫЛ НЕ ТОЛЬКО ВЕЛИ­КИМ ХУДОЖНИКОМ, НО И ВЕЛИКИМ МАТЕМАТИ­КОМ, МЕХАНИКОМ И ИНЖЕНЕРОМ, КОТОРОМУ ОБЯЗАНЫ ВАЖНЫМИ ОТКРЫТИЯМИ САМЫЕ РАЗ­НООБРАЗНЫЕ ОТРАСЛИ ФИЗИКИ».

Ф. ЭНГЕЛЬС

средство художника, которое помогает ему в этом,— светотень, т. е. передача рельеф­ности предметов на плоскости картины с по­мощью игры света. Леонардо, который знал и изучал вопросы падения и отражения светового луча, сознательно, как ученый, подметил и пе­редал множество оттенков света, тончайшие переходы тени, иногда прерывая густую тень нежной полосой отсвета. Этими изобразитель­ными средствами Леонардо пользовался на про­тяжении всего своего творчества.

В 1481 г. Леонардо да Винчи покинул Фло­ренцию и переехал в Милан, правитель кото­рого, Лодовико Сфорца, хотел привлечь к своему двору Леонардо — и художника и инже­нера-изобретателя. Создание бронзового конно­го памятника отцу Лодовико Сфорца было пер­вым поручением, которое Леонардо получил в Милане. Но грандиозный многолетний труд Леонардо погиб — памятник, вылепленный, но еще не отлитый в бронзе, был уничтожен через несколько лет при взятии Милана французами.

Пострадала (на этот раз от сырости) и дру­гая важнейшая работа Леонардо, выполненная в Милане,— фреска «Тайная вечеря», написанная в 1495—1497 гг. на стене трапез­ной в монастыре Санта-Мария делле Грацие. Тема «Тайной вечери» заимствована из легенды о Христе: преследуемый врагами Христос тайно встречается за ужином (вечерей) со своими ближайшими учениками, дает

им наставления и затем произносит предсказа­ние: «Один из вас предаст меня». Все поражены и стараются угадать имя предателя. И Леонардо показал, как по-разному выражаются чувства людей, дал каждому характерный облик и дви­жение. Слева простодушный, грубоватый чело­век поднялся, тяжело опираясь руками о стол, и, пораженный, смотрит на Христа. Следую­щий, протянув руку за спиной соседа, осторож­но, успокоительно прикасается к плечу стари­ка, который, зажав в руке нож, вскочил и уже готов броситься на неизвестного врага. А пре­датель Иуда сидит рядом с ними, плечом к пле­чу; он откинулся в испуге, протянув, словно защищаясь, руку,— он боится разоблачения, но все же прижимает к себе кошелек с три­дцатью сребрениками, которые уже получил вперед как плату за свое предательство.

В этом произведении Леонардо проявил себя как тонкий знаток человеческих характеров и поведения и вместе с тем как великий живопи­сец. Заметьте хотя бы такую особенность: цвета плащей у сидящих за столом людей художник подобрал с таким расчетом, чтобы сила цвета постепенно возрастала к центру и подчеркивала значение фигуры Христа, выделяющейся на фоне далекого голубоватого пейзажа.

Последние два десятилетия жизни Леонардо провел в скитаниях, переезжая с места на место, не находя настоящего применения своим талан­там. Наиболее важное из произведений этого периода — портрет, хранящий­ся в Лувре (Париж) и извест­ный во всем мире под названи­ем «Джоконда» (начало XVI в.). Молодая женщина, изображен­ная на картине, смотрит на зри­теля. Ее внимательный взгляд, чуть-чуть улыбающийся рот вы­ражают как будто противоре­чивые, меняющиеся оттенки чувств и настроений — задум­чивость, мечтательность, затаен­ную насмешку, подавленную печаль. Воздушная игра свето­тени в этой картине не только создает рельеф форм, не только помогает передать мимику ли­ца, но и способствует впечат­лению изысканности, тонкости и сложности душевной жизни. В этом произведении Леонардо основное значение приобретает богатство внутреннего мира че­ловека, которое способна запе­чатлеть живопись.

Последние годы жизни Лео­нардо да Винчи провел во Фран­ции и умер в 1519 г. в замке Клу близ Амбуаза. До нашего времени дошло всего около де­сяти картин Леонардо, бесспор­но выполненных им самим, но кроме того, много рисунков, чертежей и раз­личных записей.

ПОИСК
Block title
РАЗНОЕ