. ИСКУССТВО ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ. Искусство Итальянского Возрождения
  
Азбука  Физкультура малышам

Детская Энциклопедия

Статистика

ИСКУССТВО ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ. Искусство Итальянского Возрождения

ИСКУССТВО ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ. Искусство Итальянского Возрождения

Джотто, Брунеллески, Донателло, Мазаччо, Браманте, Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, Джорджоне, Тициан, Веронезе, Палладио

Во второй половине XIV в. в итальянском городе Сиена в земле нашли мраморную статую. На ее пьедестале высечено слово «Лисипп» — имя скульптора, изваявшего эту статую 18 ве­ков до этого. Красота статуи потрясла сиенцев. Статую торжественно установили на площади города, и горожане любовались ее красотой.

Вскоре Сиена потерпела поражение в войне с Флоренцией. Магистрат города решил, что статуя, этот языческий идол, навлекла несча­стье на Сиену. Прекрасную статую безжалостно разбили на мелкие куски; суеверные сиенцы тайно отнесли обломки на границу Флоренции и там зарыли в землю, чтобы они приносили несчастье уже не их городу Сиене, а Фло­ренции.

В этой маленькой истории отразилась оже­сточенная борьба между старыми и новыми взглядами на мир, на человека, на искусство, которая кипела тогда во всей Италии и в других европейских странах. Средневековая церковь считала монаха, истощавшего свое тело в по­стах, проводившего дни и ночи в размышле­ниях о боге и загробной жизни, идеалом чело­века. Нарождающийся и тогда еще революцион­ный класс буржуазии противопоставил унижен­ному церковью человеку нового героя, стремя­щегося изведать все радости жизни, познать и подчинить себе окружающий мир. Искусство Возрождения, призванное прославить этого но­вого героя, искало источник вдохновения в культурном наследии античного мира. По всей Италии шли раскопки. После веков забвения люди снова увидели «Лаокоона», «Аполлона Бельведерского», «Спящую Ариадну» (III—I вв. до н. э., Ватиканский музей, Рим; см. ст. «Искусство Древней Греции») и другие антич­ные статуи.

«В спасенных при падении Византии руко­писях, в вырытых из развалин Рима античных статуях перед изумленным Западом предстал новый мир — греческая древность; перед ее светлыми образами исчезли призраки средне­вековья; в Италии наступил невиданный рас­цвет искусства, который явился как бы отбле­ском классической древности и которого никог­да уже больше не удавалось достигнуть»,— писал об этой эпохе Ф. Энгельс (см. т. 8 ДЭ, ст. «Люди и идеи Возрождения»).

Но искусство нового времени не было про­стым подражанием античному искусству. Оно создало новые формы, свой стиль — стиль ренессанс (возрождение). Оно заставило служить себе бурно развивающуюся науку: художники эпохи Возрождения занимались анатомией, археологией, математикой. Они да­ли математическое обоснование закона пер­спективы — научной дисциплины, которая изучает закономерности изображения предметов в соответствии с их зрительным восприятием и дает возможность верно, реалистически изобразить пространство. Леонардо да Винчи беседовал с лучшими анатомами и математиками своего времени как первый среди равных. Утомленный работой, Микеланджело часто засыпал рядом с анатомируемым трупом, а утром снова брался за ланцет и изучал мышцы человека.

«ЭТО БЫЛ ВЕЛИЧАЙШИЙ ПРОГРЕССИВНЫЙ ПЕ­РЕВОРОТ, ПЕРЕЖИТЫЙ ДО ТОГО ЧЕЛОВЕЧЕСТ­ВОМ, ЭПОХА, КОТОРАЯ НУЖДАЛАСЬ В ТИТАНАХ И КОТОРАЯ ПОРОДИЛА ТИТАНОВ ПО СИЛЕ МЫС­ЛИ, СТРАСТНОСТИ И ХАРАКТЕРУ, ПО МНОГОСТО­РОННОСТИ И УЧЕНОСТИ».

Ф. ЭНГЕЛЬС

Ночи напролет просиживал художник Паоло Уччелло над задачами по перспективе. Такое страстное занятие наукой, такое внимательное изучение жизни дало прекрасные плоды: худож­ники итальянского Возрождения создали жизне­радостное реалистическое искусство. Жизнен­ность, правдивость создаваемых образов пора­жала порой даже самих художников. Расска­зывают, что когда скульптор Донателло закан­чивал работу над заказанной ему статуей про­рока, которую он делал с известного флорен­тийца по прозвищу Цукконе (Лысый), мрамор­ный Цукконе казался ему таким живым, что Донателло, яростно работая резцом, в гневе кричал ему: «Да говори, говори же, наконец!»

Трудный путь прошло искусство Возрож­дения. Еще во второй половине XIII в. скуль­птор Никколо Пизано (1220 — после 1278) в своих творческих поисках смело обратился к античному искусству. Правда, скульптуры его немного тяжеловесны, но полны жизнен­ных сил и того чувства человеческого достоин­ства, которое с гордостью ощутили в себе люди Возрождения.

В конце XIII — начале XIV в. в творчестве Джотто (1266 или 1276 —1337) отразился пере­ломный период искусства — переход от услов­ных традиций средневековья к реалистическим традициям эпохи Возрождения. Живописцы средневековья не передавали пространства. Иногда они изображали фигуры просто на зо­лотом фоне. А на картинах и фресках родо­начальника реализма эпохи Возрождения Джот­то мы видим пространство, видим природу: деревья, скалы, храм. Люди стоят как живые, четко построенными группами,— кажется, мо­жно подойти и стать рядом с ними. Складки одежд падают на землю, обрисовывая формы тела. Композиции Джотто величественны и просты. Более всего его привлекают люди, му­жественно и смело идущие навстречу своей судьбе. В одной из сцен его замечательного фре­скового цикла капеллы дель Арена в Падуе, в «Оплакивании Христа» (начало XIV в.), богоматерь склонилась к мертвому сыну. У нее скорбное и суровое лицо человека, не сломлен­ного горем. Мужеством в испытаниях, сдержан­ностью отличаются герои этого художника.

В развитии искусства итальянского Возрож­дения выделяют три основных этапа. Первый этап (XV в.) — Раннее Возрождение, или Ранний Ренессанс,— это период освоения нового стиля. Центр художе­ственной жизни Италии это­го столетия — Флоренция.

В первой половине XV в. во Флоренции жили и рабо­тали три художника, полу­чившие прозвище «отцов Воз­рождения»: архитектор Брунеллески, скульптор Дона­телло и живописец Мазаччо. Языком архитектуры, скуль­птуры и живописи они про­славляли физическую красо­ту человека. Вопреки учению церкви они утверждали право людей на свободу и счастье, говорили о том, что чело­век силой разума может и должен познать законы мира.

Самым выдающимся зод­чим Раннего Возрождения был Филиппо Брунеллески (1377— 1446). Он первым создал архитектурные формы, кото­рые на протяжении следую­щих двух столетий исполь­зовались и совершенствова­лись итальянскими зодчими, а позже стали применяться архитекторами многих стран Европы. Брунеллески был и первым исследователем законов перспективы. В течение 14 лет он кропотливо изучает в Риме сохранившиеся памятники античности: обме­ривает, зарисовывает, анализирует компози­ционные и строительные приемы древних ма­стеров. В античных памятниках он находит прообразы форм нового стиля.

Общепризнанный шедевр творчества Бру­неллески, характеризующий все новаторство зодчего,— небольшая церковка во Флоренции, капелла Пацци. Ее архитектурные формы грациозны, пропорции изящны. Это ясное, светлое, жиз­нерадостное сооружение совсем не похоже на прежние церкви.

Мягкостью и приветливостью отличается и архитектура Воспитательного дома (приюта) (1444—1445), также созданного Брунеллески во Флоренции. Просторная кры­тая галерея — лоджия, идущая по всему фасаду дома, создает «приглашающий» вход. Здание интересно тем, что построено буквой «П» и образует внутренний дворик,— этот новый планировочный прием впоследствии повто­ряется в городских дворцах — палаццо.

Скульптор Донателло (1386—1466) достиг в своих работах замечательных высот реализма. Наряду с фигурами древних героев и святых Донателло начал воссоздавать облик современ­ников. Скульптор всматривается в окружающую его жизнь. С одинаковым увлечением он рабо­тает над конной статуей полководца Гаттамелаты (1446—1453) и фигурой флорентийца, по прозвищу Цукконе. Герои Донателло не­покорны и горды, в них чувствуется готовность к борьбе и жажда справедливости.

Живописца Мазаччо (1401 —1428) современ­ники сравнивали с кометой — так ярко он блес­нул и так быстро сгорел. Мазаччо прожил лишь 27 лет, но за свою короткую жизнь сумел внести в живопись много нового. Он первый применил в своих произведениях научную перспективу, разработкой которой занимался архитектор Брунеллески.

«НОВОЕ ВРЕМЯ НАЧИНАЕТСЯ С ВОЗВРАЩЕНИЯ К ГРЕКАМ».

Ф. ЭНГЕЛЬС

Мазаччо, Донателло и Брунеллески открыли XV век. За ними последовал блестящий ряд замечательных художников, работавших на протяжении столетия в разных областях и го­родах Италии. Славу флорентийского искусства XV в. составили живописцы Паоло Уччелло, Андреа дель Кастаньо, Беноццо Гоццоли, фра Филиппо Липпи, Доменико Гирландайо. На рубеже XV—XVI столетий вокруг двора неко­ронованного правителя Флоренции Лоренцо Медичи, или — как его звали — Великолепного, собрался кружок художников и поэтов. Там были живописцы Сандро Боттичелли, Антонио Поллайоло, Филиппино Липпи, скульптор Андреа Верроккьо. В Умбрии прославился Пьеро делла Франческа — всегда величествен­ный и монументальный в своем искусстве. В Па­дуе — суровый и строгий Андреа Мантенья.

Искания этих выдающихся итальянских ху­дожников Раннего Возрождения получили за­вершение в гениальном творчестве мастеров первой половины XVI в.— Браманте, Леонардо да Винчи, Рафаэля и Микеланджело. Время, когда работали эти мастера, именуется Высо­ким Возрождением или Высоким Ре­нессансом.

Высокое Возрождение, так же как и Раннее, оставило нам немало сооружений, которые по праву считаются шедеврами мировой архитек­туры. Автором многих из них был замечатель­ный архитектор Донато д'Анджело Браманте (1444-1514).

Творчество Браманте определило пути раз­вития итальянской архитектуры XVI в. Он первый возродил в своих постройках величест­венность и монументальность, свойственные луч­шим сооружениям Древнего Рима. И именно благодаря ему эти черты становятся характер­ными для архитектуры Высокого Ренессанса.

Наиболее блестящие сооружения, принес­шие Браманте славу величайшего архитектора своего времени, он создал в Риме. Среди лучших его работ — грандиозные ватиканские сооружения (начаты в начале XVI в.).

Сохранившаяся часть ансамбля — дворы-сады— и сейчас поражает своей композицией. Дворы располагаются на одной оси, один ниже дру­гого, соединяясь ступенями. Они предназнача­лись для торжеств, триумфальных шествий и театральных представлений. А вокруг — мону­ментальные здания, величественные арки, скульптуры, цветы.

В одном из римских монастырей Браманте построил маленькую церквушку — Темпьетто (1502—1503). Уже современники счи­тали ее шедевром за исключительно уравнове­шенную композицию, выразительность облика и простоту архитектурных средств. Круглое в плане здание завершается куполом. Глухие стены окружены колоннадой, украшены пи­лястрами и нишами.

Созданный затем Браманте проект со­бора св. Петра (1506—1514) не был им осуществлен. Но мысль зодчего о создании гран­диозного купольного сооружения не пропала даром. Ее использовали в своем проекте собора св. Петра Рафаэль и Микеланджело.

Выдающимся живописцем Возрождения, для которого живопись стала наукой, был Леонардо да Винчи (см. ст. «Леонардо да Винчи»). Жажда знаний, могучая сила разума, восхищение кра­сотой и многообразием природы, вера в вели­чие человека — вот черты, которые отличали Леонардо да Винчи и позволили ему стать не только великим художником, но и великим ма­тематиком, инженером, физиологом, ботаником.

Рафаэль Санти (см. ст «Рафаэль Санти») в своих картинах и стенных росписях про­славил ясную, разумно устроенную жизнь. Нежная красота его мадонн (мадонна — италь­янское название богородицы), спокойное ве­личие мудрецов и героев ватиканских рос­писей могли существовать только в том идеаль­ном мире, о котором мечтали, за который боролись гуманисты Возрождения.

Живописец, скульптор и архитектор, Микеланджело Буонарроти (см. ст. «Микеланджело Буонарроти»), много размышлявший, как и все лучшие люди Возрождения, о свободной и гармонической жизни, понимал, что право на эту свободу и всестороннее развитие че­ловек должен отстаивать в борьбе. Духовные и физические силы людей, мужество в борь­бе, страстность в размышлении о судьбах чело­века — вот основное содержание искусства Микеланджело.

Современниками Леонардо да Винчи, Рафа­эля, Микеланджело, Браманте были великие венецианские живописцы Джорджоне, Тициан, Веронезе (см. ст. «Венецианские художники XV—XVI вв.»). Искусство Возрождения, воспевающие силу и красоту человека, нигде не достигало такой праздничности и величия, как в картинах этих художников. Надо любить жизнь, говорит их живопись, надо радоваться каждому мгновению жизни, как празднику, надо уметь видеть красоту людей и природы, блеск драгоценных камней, все богатство и мно­гообразие красок мира.

В те же годы, когда писали свои картины Веронезе и Тинторетто, на Севере Италии рабо­тал Андреа Палладио (1508—1580) — лучший архитектор позднего Возрождения. В своем твор­честве Палладио использовал приемы греческой и римской архитектуры, однако он избежал пря­мого их копирования и создал оригинальные произведения. Великолепные здания, построен­ные Палладио, украшают его родной город Виченцу и Венецию. Палладио во многом предопре­делил дальнейшее развитие европейской архитек­туры, особенно архитектуры стиля классицизм.

ПОИСК
Block title
РАЗНОЕ