. Средневековое искусство Закавказья
  
Азбука  Физкультура малышам

Детская Энциклопедия

Статистика

Средневековое искусство Закавказья

Средневековое искусство Закавказья

Много сотен памятников древней архитек­туры можно встретить в Закавказье. Феодалы строили себе замки там, куда неприятелю было труднее добраться. В Армении на утесе между горными речками Анберд и Архашан около VII в. н. э. был построен трехэтаж­ный замок-дворец Анберд. Архитектура замка проста и сурова. Даже сейчас, в разва­линах, он производит грозное впечатление. Крупные каменные блоки стен должны были принимать на себя удары вражеских метатель­ных снарядов и стенобитных орудий. Украше­ний никаких нет, только красочные фаянсовые тарелки вделаны в кладку под зубцами башен: по поверью, они оберегают от дурного глаза. В Анберде было несколько церквей; та, что сохранилась до наших дней,— одна из самых красивых во всей Армении.

В X в. столицей армянского царства Багратидов был город Ани. В Ани сохранились церкви, мосты, дворцы, гостиницы, жилые дома. Здесь стоит один из самых величественных соборов Закавказья. Его построил в конце X — начале XI в. архитектор Трдат. Здесь найден редчайший памятник скульптуры —раскрашенная статуя армян­ского царя Гагика I (XI в.).

Далеко за пределами Армении известен самый знаменитый памятник средневековой ар­мянской архитектуры (хотя до нас дошли толь­ко его развалины) — храм Звартноц («храм Бдящих сил», т. е. небесных ангелов), по­строенный в VII в. Храм Звартноц был неви­данным дотоле по своему замыслу и компо­зиции: круглый, в три яруса, он стоял на высоком ступенчатом постаменте. Интересно, что на фасаде храма были изображены портреты его строителей с инструментами в руках.

Звартноц расположен в предместье города Эчмиадзина (в древности он назывался Вагаршапат). Когда в IV в. христианство стало госу­дарственной религией, Вагаршапат стал духов­ным центром Армении. Здесь сохранились заме­чательные постройки IV—VII вв. — времени расцвета средневековой армянской архитекту­ры: это Эчмиадзинский собор (IV в.; он существует около 1650 лет и не раз переделывался) и стройный храм Гаяне (VII в.). По преданию, его возвели на месте погребения тела мученицы Гаяне, убитой, как и ее подруги Рипсимэ и Шогакат, за распростра­нение христианства. В честь Рипсимэ и Шогакат также возведены храмы.

Церковные постройки Закавказья совсем не похожи на мечети Средней Азии. Их план имеет форму креста (символ христианской церкви), в месте пересечения крыльев креста возвышается купол.

Великолепные церковные здания сохрани­лись от средних веков в Грузии. В 20 км от Тбилиси, при впадении реки Арагви в Куру, расположен небольшой городок Мцхета. В глу­бокой древности это была столица Грузии. Главные сооружения Мцхеты — храмы, потому что здесь находился глава грузинской церкви — католикос. Уже издалека виднеется грандиоз­ный собор Свети-Цховели («Животво­рящий столп», 1010—1029). Храм Свети-Цховели величав не только снаружи, но и внутри: грандиозное пространство залито светом, лью­щимся из 16 окон купола.

На возвышающейся над Арагви невысокой горе, прямо напротив Мцхеты, жена первого христианского царя Грузии царица Нина воз­двигла крест. В честь этого события грузинской церковью был установлен ежегодный праздник. В конце VI в. здесь построили церковь, кото­рая получила название Джвари (т. е. «Крест»). Архитектор поставил здание на самом краю скалы, и кажется, будто храм вырастает из нее. Его хорошо видно с противоположного берега Арагви, из Мцхеты. Он замечательно завершает весь мцхетский пейзаж. Именно Джвари — эту жемчужину грузинской архи­тектуры — так поэтично описал Лермонтов в поэме «Мцыри». Небольшой по размерам храм кажется величественным. Он удивительно кра­сив по своим пропорциям, по чистоте и гармо­нии форм. Джвари стал художественным образ­цом для церковных построек Грузии и в более поздние века.

В средневековой архитектуре Грузии про­должались и древние традиции скального зод­чества. В XII—XIII вв. в ущелье реки Куры, в 30 км от села Аспиндза, в толще грандиозной скалы был высечен пещерный мона­стырь Вардзиа. Он состоит из несколь­ких сотен высеченных в скале (на протяжении 900 м) помещений религиозного назначения, соединенных ходами. Прославлен этот мона­стырь и великолепными росписями.

ПОИСК
Block title
РАЗНОЕ