.
Меню сайта
|
Древнее искусство ПричерноморьяДревнее искусство ПричерноморьяНа территории современного Краснодарского края, в Северном Причерноморье, в Крыму, на юге Украины около двух с половиной тысяч лет назад находились два очага культуры: крупные греческие города-колонии Пантикапей, Ольвия, Херсонес, Фанагория, Горгиппия, служившие проводниками античной цивилизации, а также поселения скифов и других местных племен. Здесь воздвигались огромные дворцы и величественные храмы. Мощные крепостные стены с суровыми башнями окружали шумные города. В глухих местах вырастали монументальные гробницы, хранящие покой некогда могущественных правителей. Высокая строительная техника, умение воплотить в архитектурные формы мысли и чувства, свойственные эпохе, характеризуют лучшие из этих произведений. Раскопки под Севастополем начались в XIX в. Археологи нашли здесь остатки древних построек некогда богатого города Херсонеса. Сохранились оборонительные стены, защищавшие город от набегов кочевников, городские ворота III в. до н. э., сложенные из крупных хорошо отесанных камней, остатки храмов и даже улиц. А совсем недавно в Херсонесе найдены всевозможные вещи из стекла и тигли с остатками стеклянной массы. Значит, здесь были свои мастера-стеклодувы, знавшие секрет сложного искусства. Это говорит о том, что Херсонес был одним из крупнейших центров древней культуры. Мы можем представить себе, как выглядели и жилые дома в таких городах. На Украине, на берегу Днепровско-Бугского лимана, на месте древней Ольвии (см. т. 8 ДЭ, ст. «Древняя Ольвия»), были найдены руины большой двухэтажной постройки. На улицу этот дом, как и другие дома той эпохи, выходил глухими стенами и выглядел как маленькая крепость. Вокруг внутреннего двора, обнесенного красивой колоннадой, группировались жилые помещения. Полы украшались мозаикой, стены штукатурились и покрывались красочными росписями. В маленьких садиках росли деревья, благоухали цветы, журчали струи фонтанов. Лучше сохранились в Причерноморье древние погребальные памятники. Каждый, кто бывал на юге Украины, в Крыму, на Северном Кавказе, видел в степях курганы — усыпальницы древних людей. Под Керчью, в царском кургане, был открыт громадный склеп IV в. до н. э. с квадратной камерой, завершающейся высоким конусообразным перекрытием. Ко входу ведет длинный коридор, сложенный из камней керченского известняка. Это монументальное сооружение в полном смысле слова уникально, так как ничего подобного по формам и размерам до сих пор не найдено. Каменные стены небольшого склепа в древнем Пантикапее (современной Керчи) художник I в. до н. э. покрыл замечательными фресками. На противоположной от входа стене живописец изобразил бога подземного мира Плутона, похищающего дочь Деметры — прекрасную девушку Кору. Возничий яростно нахлестывает бешено мчащуюся четверку коней. В колеснице, крепко держа Кору, стоит чернобородый бог-похититель. Другие стены склепа покрыты красочными гирляндами цветов, плодами. Но внимание сразу же приковывает лицо матери Коры, древнегреческой богини плодородия Деметры, которую художник изобразил на потолке склепа в круглом большом медальоне (теперь этот склеп так и называют — склеп Деметры). В широко раскрытых красивых глазах богини выражена глубокая скорбь. Широкое распространение в древности получает и скульптура. В ее памятниках прославляются подвиги смелого, сильного человека. Мастера изображают могучих мифических героев, прекрасных богов. В одном из залов Эрмитажа можно увидеть огромную мраморную статую льва, найденную в Керчи. Лев попирает лапой голову быка, повернув морду и свирепо оскалив пасть. И поныне он производит сильное впечатление беспредельной властностью, заключенной в его образе. Древние скульпторы юга нашей страны создавали надгробные рельефы, в которых изображали сцены из жизни. На одном из надгробных памятников Пантикапея изображен некто Стратоник, очевидно ученый или писатель, так как рядом с ним столик со свитками — его трудами. Надпись на плите прославляет его «неизмеримую прелестную мудрость». Порой на древних постаментах статуй, на надгробных рельефах можно прочитать эпитафии, исполненные большого чувства и поэзии. Безвестные мастера, имена которых история не сохранила, создавали небольшие статуэтки из обожженной глины —терракоты. Глину оттискивали в формах и получали фигурки богов, людей, кокетливых девушек, смешных комических актеров, разнообразных животных. Их обычно раскрашивали, покрывали яркими красками прически, одежды, изображали бусы, браслеты и другие украшения. На некоторых статуэтках раскраска сохранилась до наших дней. Редко, но все же археологи находят здесь и портретные изображения. В Анапе — на месте древнего города Горгиппии — обнаружена мраморная статуя Неокла, очевидно правителя города. Скульптору удалось передать на его лице задумчивость и легкую грусть — такое выражение лица характерно для портретов того времени. С помощью инструментов —троянок, скарпелей, буравчиков — мастер II в. н. э. воссоздал и пышную шевелюру Неокла, и его завивающуюся в колечки бороду. Отношение древних народов, населявших нашу Родину, к миру было глубоко поэтичным. Даже на такие, казалось бы, обычные для обихода человека предметы, как чаши, блюда, вазы, древние художники наносили подчас очень выразительные рисунки на мифологические сюжеты. Археологи находят на юге нашей страны и фигурные сосуды. Так, в Ленинградском Эрмитаже хранятся сосуды для душистого масла, найденные в Фанагории. Один из них изображает сфинкса, другой — сирену, третий — пожалуй, самый красивый — богиню красоты и любви Афродиту. Она рождается из морской пены и показана между створками большой раковины. Нежные тона розовой и голубой красок сочетаются в этих сосудах с позолотой. Интересно, что краски хорошо сохранились, несмотря на то что древние сосуды пролежали в земле два с половиной тысячелетия. Племена скифов находились на более низкой ступени развития, чем народы, населявшие города Северного Причерноморья и Кавказа (см. т. 8 ДЭ, ст. «Скифские курганы»). Постройки ранних скифов (VI — III вв. до н. э.) были примитивны, невелики по размерам, изготовлены из непрочных материалов — дерева, глины — и потому почти не сохранились. Зато дошли до нас оригинальные и своеобразные памятники их прикладного искусства: ножны мечей, зеркала, гребни, бронзовые и золотые пластинки, украшенные изображениями охоты, диких зверей. Эти рисунки отличаются схематичностью и обобщенностью форм и вместе с тем сложностью декоративных узоров. Их часто называют памятниками скифского звериного стиля. Человек в искусстве скифов появлялся редко, чаще это фантастические существа, составленные из различных реальных животных, обладавших качествами, к которым стремился сам человек,— силой, быстротой, ловкостью. В более поздний период в искусстве крымских скифов (первые века нашей эры) появляются новые черты. В столице скифов Неаполе Скифском (окраина современного Симферополя) были найдены каменные сооружения и мавзолей скифского царя, росписи на стенах склепов, рельефы с изображениями скифских царей. Прекрасные произведения искусства народов, населявших когда-то юг страны, можно увидеть сейчас в Государственном Эрмитаже в Ленинграде, в музеях Москвы, Керчи, Одессы, Севастополя, Херсона, Николаева, Анапы и других городов СССР. |
ПОИСК
Block title
|