. Древнее искусство Причерноморья
  
Азбука  Физкультура малышам

Детская Энциклопедия

Статистика

Древнее искусство Причерноморья

Древнее искусство Причерноморья

На территории современного Краснодар­ского края, в Северном Причерноморье, в Крыму, на юге Украины около двух с поло­виной тысяч лет назад находились два очага культуры: крупные греческие города-колонии Пантикапей, Ольвия, Херсонес, Фанагория, Горгиппия, служившие проводниками античной цивилизации, а также поселения скифов и дру­гих местных племен.

Здесь воздвигались огромные дворцы и вели­чественные храмы. Мощные крепостные стены с суровыми башнями окружали шумные города. В глухих местах вырастали монументальные гробницы, хранящие покой некогда могущест­венных правителей. Высокая строительная тех­ника, умение воплотить в архитектурные формы мысли и чувства, свойственные эпохе, характе­ризуют лучшие из этих произведений.

Раскопки под Севастополем начались в XIX в. Археологи нашли здесь остатки древ­них построек некогда богатого города Херсонеса. Сохранились оборонительные стены, защищавшие город от набегов кочев­ников, городские ворота III в. до н. э., сложенные из крупных хорошо отесанных камней, остатки храмов и даже улиц. А совсем недавно в Херсонесе найдены всевозможные вещи из стекла и тигли с остатками стеклянной массы. Значит, здесь были свои мастера-стекло­дувы, знавшие секрет сложного искусства. Это говорит о том, что Херсонес был одним из крупнейших центров древней культуры.

Мы можем представить себе, как выглядели и жилые дома в таких городах. На Украине, на берегу Днепровско-Бугского лимана, на месте древней Ольвии (см. т. 8 ДЭ, ст. «Древняя Ольвия»), были найдены руины большой двухэтажной постройки. На ули­цу этот дом, как и другие дома той эпохи, выхо­дил глухими стенами и выглядел как маленькая крепость. Вокруг внутреннего двора, обнесен­ного красивой колоннадой, группировались жилые помещения. Полы украшались мозаи­кой, стены штукатурились и покрывались кра­сочными росписями. В маленьких садиках росли деревья, благоухали цветы, журчали струи фонтанов.

Лучше сохранились в Причерноморье древ­ние погребальные памятники. Каждый, кто бывал на юге Украины, в Крыму, на Северном Кавказе, видел в степях курганы — усыпаль­ницы древних людей. Под Керчью, в царском кургане, был открыт громадный склеп IV в. до н. э. с квадратной камерой, завершающейся высоким конусообразным перекрытием. Ко вхо­ду ведет длинный коридор, сложенный из камней керченского известняка. Это монумен­тальное сооружение в полном смысле слова уникально, так как ничего подобного по фор­мам и размерам до сих пор не найдено.

Каменные стены небольшого склепа в древ­нем Пантикапее (современной Керчи) художник I в. до н. э. покрыл замечательными фресками. На противоположной от входа стене живописец изобразил бога подзем­ного мира Плутона, похищающего дочь Деметры — прекрасную девушку Кору. Воз­ничий яростно нахлестывает бешено мчащуюся четверку коней. В колеснице, крепко держа Кору, стоит чернобородый бог-похититель.

Другие стены склепа покрыты красочными гирляндами цветов, плодами. Но внимание сразу же приковывает лицо матери Коры, древ­негреческой богини плодородия Деметры, которую художник изобразил на по­толке склепа в круглом большом медальоне (теперь этот склеп так и называют — склеп Деметры). В широко раскрытых красивых глазах богини выражена глубокая скорбь.

Широкое распространение в древности полу­чает и скульптура. В ее памятниках прослав­ляются подвиги смелого, сильного человека. Мастера изображают могучих мифических геро­ев, прекрасных богов.

В одном из залов Эрмитажа можно увидеть огромную мраморную статую льва, найденную в Керчи. Лев попирает лапой голову быка, повернув морду и свирепо оскалив пасть. И поныне он производит сильное впечатление беспредельной властностью, заключенной в его образе.

Древние скульпторы юга нашей страны создавали надгробные рельефы, в которых изображали сцены из жизни. На одном из надгробных памятников Пантикапея изображен некто Стратоник, очевидно ученый или писатель, так как рядом с ним столик со свитками — его трудами. Надпись на плите прославляет его «неизмеримую пре­лестную мудрость».

Порой на древних постаментах статуй, на надгробных рельефах можно прочитать эпита­фии, исполненные большого чувства и поэзии.

Безвестные мастера, имена которых ис­тория не сохранила, создавали небольшие статуэтки из обожженной гли­ны —терракоты. Глину оттискивали в формах и получали фигурки богов, людей, кокетливых девушек, смешных комических ак­теров, разнообразных животных. Их обычно раскрашивали, покрывали яркими красками прически, одежды, изображали бусы, браслеты и другие украшения. На некоторых статуэт­ках раскраска сохранилась до наших дней.

Редко, но все же археологи находят здесь и портретные изображения. В Анапе — на месте древнего города Горгиппии — обнаружена мра­морная статуя Неокла, очевидно пра­вителя города. Скульптору удалось передать на его лице задумчивость и легкую грусть — такое выражение лица характерно для портре­тов того времени. С помощью инструментов —троянок, скарпелей, буравчи­ков — мастер II в. н. э. воссоздал и пыш­ную шевелюру Неокла, и его завивающуюся в колечки бороду.

Отношение древних народов, населявших нашу Родину, к миру было глубоко поэтичным.

Даже на такие, казалось бы, обычные для обихода человека предметы, как чаши, блюда, вазы, древние художники наносили подчас очень выразительные рисунки на мифологиче­ские сюжеты. Археологи находят на юге нашей страны и фигурные сосуды. Так, в Ленинградском Эрмитаже хранятся сосуды для душистого масла, найденные в Фанагории. Один из них изображает сфинкса, другой — сирену, третий — пожалуй, самый красивый — богиню красоты и любви Афродиту. Она рож­дается из морской пены и показана между створ­ками большой раковины. Нежные тона розовой и голубой красок сочетаются в этих сосудах с позолотой. Интересно, что краски хорошо сохранились, несмотря на то что древние сосу­ды пролежали в земле два с половиной ты­сячелетия.

Племена скифов находились на более низкой ступени развития, чем народы, населявшие города Северного Причерноморья и Кавказа (см. т. 8 ДЭ, ст. «Скифские курганы»). Построй­ки ранних скифов (VI — III вв. до н. э.) были примитивны, невелики по размерам, изготовле­ны из непрочных материалов — дерева, глины — и потому почти не сохранились. Зато дошли до нас оригинальные и своеобразные памятники их прикладного искусства: ножны мечей, зеркала, гребни, бронзовые и золотые пластинки, украшенные изображениями охоты, диких зверей. Эти рисунки отличаются схематичностью и обоб­щенностью форм и вместе с тем сложностью декоративных узоров. Их часто называют памят­никами скифского звериного стиля. Человек в искусстве скифов появлялся редко, чаще это фантастические существа, составлен­ные из различных реальных животных, обладав­ших качествами, к которым стремился сам чело­век,— силой, быстротой, ловкостью. В более поздний период в искусстве крымских скифов (первые века нашей эры) появляются новые черты.

В столице скифов Неаполе Скифском (ок­раина современного Симферополя) были найдены каменные сооружения и мавзолей скифского царя, рос­писи на стенах склепов, рельефы с изоб­ражениями скифских царей.

Прекрасные произведения искусства наро­дов, населявших когда-то юг страны, можно увидеть сейчас в Государственном Эрмитаже в Ленинграде, в музеях Москвы, Керчи, Одес­сы, Севастополя, Херсона, Николаева, Анапы и других городов СССР.

ПОИСК
Block title
РАЗНОЕ