. Искусство средневековья в Западной и Центральной Европе
  
Азбука  Физкультура малышам

Детская Энциклопедия

Статистика

Искусство средневековья в Западной и Центральной Европе

Искусство средневековья в Западной и Центральной Европе

В конце V в. н. э. Западная Римская импе­рия прекратила свое существование. Бесконеч­ные войны, внутренние раздоры, восстания рабов ослабили некогда могучее государство. Древний Рим оказался бессильным противо­стоять нашествию германских и кочевых пле­мен (римляне называли эти племена варварами) и пал под их натиском (см. т. 8 ДЭ, ст. «Падение «Вечного города»). В результате нашествия варваров оказались разрушенными многие города, храмы, древние дороги, памятники искусства. Культура, которую завоеватели при­несли с собой, была ниже римской. Германцы не умели столь искусно, как римляне, строить каменные здания, крайне редко и примитивно изображали человека. Но зато они с исключи­тельным мастерством покрывали ярким орна­ментом и затейливой резьбой носовые части кораблей, изделия из металла, дерева, кости. Их орнаменты и украшения чаще всего пред­ставляли собой фигуры борющихся друг с дру­гом фантастических чудовищ, животных и птиц. Эти образы были порождены народной фанта­зией и долго сохранялись впоследствии в западноевропейском средневековом искусстве. Художественные традиции древних греков и римлян в начале средневековья в Западной Европе оказались забытыми, каменная архи­тектура переживала упадок.

Однако память о величии древнеримского государства, его могуществе и богатстве сохра­нилась надолго. Многие правители королевств, образовавшихся в Европе после падения Рима, мечтали о славе римских цезарей и византий­ских императоров. Франкский король Карл Великий, стремясь подкрепить свою власть величием и блеском римской короны, принял титул римского императора и даже пытался

возродить при своем дворе некоторые римские обычаи. В резиденции Карла городе Ахене был построен дворец и рядом с ним дворцовая цер­ковь — капелла, которая сохранилась. Зодчий Ахенской капеллы (ок. 798—805) Одо из Меца, возможно, подражал архитектуре византийского храма Сан-Витале в Равенне.

Но здание, построенное для Карла, тяжелее и массивнее византийского.

Храмы и дворцы в VIII — X вв., в эпоху Каролингов (так называют династию франк­ских королей, виднейшим представителем кото­рой был Карл Великий), украшались росписями и мозаиками, которые, к сожалению, почти все погибли. Гораздо лучше сохранились до наших дней каролингские изделия из слоновой кости и особенно рукописные книга с иллюстрация­ми — миниатюрами. Эти книги перепи­сывались по заказу императора. Создавая миниатюры, художники Карла Великого стре­мились подражать рисункам и живописным произведениям, созданным в Древнем Риме и Византии. Они умело изображали человече­скую фигуру, пейзажи, архитектурные соору­жения, но пользовались для этого уже сложив­шимися правилами, установленными церковью. Иллюстрации каролингских книг исполнены пером или тонко подобранными гуашными крас­ками и золотом.

Но культура эпохи Каролингов не была похожа на римскую. Она всецело находилась под контролем христианской церкви. Церковь была главным заказчиком художественных произведений и властно направляла развитие искусства и культуры в своих интересах.

Начиная с X в. культурными центрами средневековой Европы стали монастыри. Мона­хи переписывали книги, среди них было немало строителей и художников. Роскошные книги, богато украшенные миниатюрами, создавались, например, в немецких монастырях X в. Рейхенау, Фульде и др. А в мастерской немецкого епископа Бернварда Гильдесгеймского отли­вали скульптурные изделия из бронзы.

В начале XI в. после длительного упадка архитектуры по всей Европе началось строи­тельство каменных зданий. Воздвигнутые в XI—XII вв. каменные сооружения позднее получили название романских. Роман­ским называют и все изобразительное искус­ство этого времени.

Термин романский стиль был введен в начале XIX в. французскими археоло­гами. Изучая здания раннего средневековья, ученые обнаружили, что отчасти эти здания напоминают постройки Древнего Рима: те же полукруглые арки, элементы украшений и т. д. Поэтому они предложили назвать это искусство романским (т. е. римским), так же как были названы романскими языки некоторых европейских народов, происшедшие от латин­ского языка.

Архитектура играла в романском искусстве ведущую роль. В эпоху феодальных междоусо­биц каменные здания служили защитой от напа­дений. Поэтому романские постройки имеют вид крепостей: у них массивные стены, узкие окна, высокие башни, с которых можно наблюдать за приближающимся врагом.

Рыцарский замок, монастыр­ский ансамбль и храм — главные типы романских сооружений.

Рыцарские замки строили на высоком холме или крутом откосе реки. Их обносили непри­ступной стеной и глубоким рвом. Вход в замок, подобно гигантской пасти, ощеривался зубьями металлической решетки. В центре замка нахо­дилась высокая башня — донжон. С воз­ведения донжона чаще всего начинали строи­тельство замка.

Монастыри в Западной Европе не принимали участия в войнах, и их стены не были укрепле­ны. Строились монастыри по определенному плану. Вокруг открытого двора, обнесенного аркадой, группировались различные служ­бы, кельи монахов и храм, который был цент­ром всего ансамбля. Наиболее значительные романские церкви были построены во Франции, Германии, Англии и Италии.

По всей Западной Европе каменные храмы строили первоначально с плоскими деревян­ными потолками, позднее начали перекрывать внутренние помещения каменными полукруг­лыми сводами. Эти своды были массив­ными, и, чтобы они не обрушились, романские зодчие делали очень толстые стены. Изнутри романские церкви украшались настенными рос­писями — фресками, снаружи — рель­ефами, которые ярко раскрашивались.

И росписи, и произведения скульптуры в романских храмах исполнены суровой строго­сти, порой наивны, но всегда назидательны. Они должны были поучать окрестное населе­ние, внушать ему страх перед богом. Церков­ники предписывали художнику, как он должен изображать тот или иной сюжет.

Человеческие фигуры делались плоскими, пропорции тела часто нарушались. Но мастера этой эпохи умели подметить и передать в росписи или скульптуре выразительный жест, занимательно рассказать о событии.

Стены храмов, а также парадных залов рыцарских замков, помимо росписей, были украшены ткаными коврами, порой рассказы­вающими о событиях и нерелигиозного харак­тера.

До наших дней сохранился огромный ко­вер из собора в Байё (XI в.), изображаю­щий завоевание Англии норманнами. Он вышит шерстяными нитками восьми цветов на полосе 70 м длиной и 50 см шириной. Этот ковер служит своего рода художественной энциклопедией жизни XI в., так как на нем изображены сотни персонажей: и земледельцы, и ремесленники, и кораблестроители, и солдаты. Здесь и сборы в поход, и отплытие кораблей, и жаркие схватки.

Иногда романские художники давали волю своей фантазии и населяли страницы рукопис­ных книг и стены храмов фигурами фантасти­ческих птиц и животных, изображениями, заим­ствованными из народных поверий.

В конце XII в. на смену романскому стилю пришел новый — готический. Назва­ние готическое искусство, готика возникло в Италии в эпоху Возрождения (см. статьи раздела «Искусство эпохи Возрож­дения»). Так художники Возрождения назы­вали средневековое искусство, считая его поро­ждением варварского племени готов, которое разрушило Рим. В настоящее время готиче­ским называют искусство Европы, главным об­разом Западной, конца XII—XIVвв.

Эпоха готики — время расцвета новых культурных центров средневековья — городов. Появление городов во многом изменило жизнь средневекового общества. Города вели борьбу против феодалов за свою независимость. Это рождало у горожан дух свободы, критиче­ское отношение к феодальному строю.

В городах зародилась наука, высокого расцвета достигли художественное ремесло, рыцарская поэзия и народная сатира (см. т. 11 ДЭ, ст. «Литература средневековья в Западной Европе»).

Ведущим видом искусства в эпоху готики оставалась архитектура. А так как церковь еще прочно сохраняла свою власть над умами людей, то главное место в строительстве зани­мали храмы. Однако наряду с храмами в этот период начали строить ратуши — здания городского самоуправления. Ратуши воздви­гались обычно на центральной площади или набережной и были наиболее значительными городскими сооружениями.

Величественные готические соборы также, как правило, строили на центральной городской площади. Храм был не только культовым со­оружением, но и центром общественной жизни средневекового города. Перед собором собира­лись городские сходки, в самом соборе совер­шались важные государственные акты, чита­лись лекции студентам средневековых универ­ситетов. Возводили готические соборы на сред­ства горожан мастера-каменщики, строили их очень долго, иногда несколько столетий.

Зодчие готических соборов были искуснее романских мастеров. Они научились делать своды храмов более легкими. Первоначально из камня выкладывали каркас свода. Затем промежутки между образующими каркас арка­ми (нервюрами) заполняли облегченными плитами камня. Укрепляли своды приставленны­ми к наружной стене опорными столбами — контрфорсами. Основание свода и контр­форс соединяли специальными упорными арка­ми — аркбутанами. Теперь не нужно бы­ло делать массивных стен. Поэтому готические архитекторы смело прорезали стены высокими окнами и широкими арками, которые имели стрельчатое (устремленное вверх) очертание. Да и сами здания стали значительно выше.

Готический стиль раньше всего сложился во Франции, а затем проник в Англию, Герма­нию, Чехию и многие другие страны Европы. Во Франции наиболее значительные соборы по­строены в Париже, Реймсе, Амьене, но самый совершенный среди них — собор в Реймсе.

Огромный по своим размерам Реймский собор (XIII — XIV вв.;) поражает величественностью за­мысла и дерзновенной смелостью тех, кто этот за­мысел осуществил. В едином неудержимом поры­ве здание устремляется ввысь. Вверх тянутся стрельчатые арки порталов, высокие окна. Чем выше поднимается взгляд, тем более легким становится здание, тоньше и ажурней каменная резьба. В легкое затейливое кружево сплетается камень в центральном круглом окне — розе, в арках и арочках, в бесчисленных резных ба­шенках.

Изнутри собор производит не менее вели­чественное впечатление. Высокие стройные столбы, окруженные тонкими полуколонками, легко поднимаются вверх к освещенным окнам, которые мерцают в глубине храма разноцвет­ными витражами (см. ст. «Монументаль­ная живопись»). Проникая сквозь витражи, свет разноцветными бликами играет на полу, колоннах и арках собора.

Готические храмы щедро украшались произ­ведениями скульптуры. В готических статуях ваятели пытались передать душевные пережи­вания своих героев, сделать более выразитель­ными позы и жесты фигур. Святые утрачивают былую строгость, становятся более похожими на земных людей. Скульпторы Реймского собора в образе богоматери подчеркнули ее жен­ственность и душевную красоту. Св. Иосиф на портале того же собора похож на га­лантного рыцаря. У него кокетливо закру­чены усы, в прищуренных глазах светится ум, на губах играет улыбка.

Немецкие скульпторы сделали попытку создать вымышленные портреты светских лю­дей. В немецком городе Наумбурге и поныне в городском соборе стоят двенадцать статуй донаторов, т. е. феодалов, пожертвовавших деньги на строительство собо­ра (ок. 1250). Правда, мастера, создавшие ста­туи, никогда не видели этих людей, так как те умерли за 200 лет до этого. Но каждую ста­тую безвестные скульпторы наделили ярким и индивидуальным характером. Здесь трусливый граф Дитрих, безвольный маркграф Герман со своей лукавой женой Риглиндой, мужест­венный воин маркграф Эккегард и его юная задумчивая жена Ута.

Среди статуй и рельефов готических соборов можно встретить изображения героев древних легенд и рыцарских романов, диковинных хи­мер, символические изображения месяцев.

Искусство средних веков было создано тру­дом многих поколений безвестных художников. Жадно тянулись они к познанию жизни, овла­девали мастерством. Но, подчиняясь автори­тету церкви, вынуждены были рассказывать о своих мыслях и чувствах в условных, отвле­ченных образах. Это ограничивало их творче­ство, сковывало развитие мастерства.

Однако искусство готики было полно внут­ренних революционных сил. Жизнь пробивалась в нем сквозь символы и отвлеченные понятия, которые утверждала церковь. Готика непо­средственная, предшественница искусства эпо­хи Возрождения (см. раздел «Искусство эпохи Возрождения»).

ПОИСК
Block title
РАЗНОЕ