. Искусство Византии
  
Азбука  Физкультура малышам

Детская Энциклопедия

Статистика

Искусство Византии

Искусство Византии

Византия — это государство, возникшее на обломках античной рабовладельческой цивили­зации в восточной части Римской империи в результате ее распада. Естественно, Визан­тия унаследовала многие традиции греко-рим­ской художественной культуры. Однако в но­вых исторических условиях эти традиции полу­чили совершенно иное развитие.

В средневековье в Византии складывалось феодальное общество с его сословной иерархией. Общественная и культурная жизнь страны под­чинялась деспотической власти императора и церкви. Жизнерадостная мифология античности была вытеснена аскетическими идеалами хри­стианской религии. Религиозная идеология ограничивала кругозор художников, сковы­вала их творческие искания. И все же искусство Византии, озаренное отблеском великой куль­туры античности, оставило нам немало памят­ников непреходящей художественной ценности.

В VI в., при императоре Юстиниане I, Ви­зантийская империя достигла расцвета. Искус­ство прославляло мощь и военные триумфы государства. Столицу империи Константинополь (ныне Стамбул) украсили новые построй­ки — Ипподром, Большой дворец и знаменитый храм св. Софии (храм Премудрости), воздвигнутый в 532—537 гг. архитекторами Анфимием из Тралл и Исидором из Милета.

Храм св. Софии построен по типу базилики, т. е. прямоугольного в плане здания, разделенного внутри колоннами на не­сколько частей — нефов. Увенчан храм грандиозным куполом, имеющим в диаметре 31,5 м. В его основании прорезано 40 окон. Если смотреть на купол изнутри, то кажется, что он парит над головами молящихся. И купол, и огромное пространство внутреннего помеще­ния, и разноцветная мраморная облицовка стен — все это способствовало торжественности богослужений, внушало мысли о могуществе церкви.

Наряду с религией искусство прославляло власть императоров. Стены церкви Сан-Витале (ок. 547) в итальянском городе Ра­венна, тогда входившем в Византийскую импе­рию, украшают всемирно известные мозаич­ные изображения императора Юстиниана I и его супруги Феодоры в сопровождении их придворной свиты. Торжественная строгость поз, пышность одеяний не помешали художнику верно передать здесь портретное сходство, создать очень выразительные образы.

В VII в. в Византии ослабляется централи­зованная власть императора. И все отчетливее проявляются собственные традиции искусства различных народов, включенных в орбиту Ви­зантийской империи,— народов Малой Азии, Грузии, Армении, славян Балканского полу­острова и др. Придворное столичное искус­ство Константинополя стало менее блестящим. Огромные соборы типа базилик уступают место небольшим храмам так называемого крестово-купольного типа (план передает форму креста, центр которого увенчан купо­лом на барабане1).

Монументально-декоративная живопись да­ла в это время такие прекрасные образцы, как фрески римской церкви Санта-Мария Антиква и радостные живописные мозаики церкви Успения в Ни­кее (разрушены в XX в.).

В VIII—IX вв. изобразительное искусство Византии во многом изменилось в связи с вы­ступлениями иконоборцев, т. е. противников почитания икон и других священных изобра­жений.

Под влиянием иконоборцев в живопись шире вошли светские темы. И несмотря на победу церковников в этой борьбе, несмотря на то что искусство становилось все более далеким от жизни, условным, иконописцы нередко воплощали в «священных» образах на­пряженную духовную жизнь, истинно челове­ческие чувства. Так, в прославленной иконе «Владимирская богоматерь» (XII в.) сила выражения глубокого материн­ского чувства доныне потрясает зрителя.

Лишенный возможности свободно выбирать образы и темы, византийский мастер направлял свои усилия на совершенствование манеры изображения, достигая высокого мастерства линий, красок и композиции.

Новый расцвет искусства Византии падает на периоды македонский (середина IX — сере­дина XI в.) и комниновский (середина XI — конец XII в.), названные так по именам импе­раторских династий. В архитектуре этого вре­мени преобладали постройки крестово-купольного типа (храмы Килиссе-Джами в Констан­тинополе, XI в., Феодоры в Афинах, XI в., Пантелеймона в Солуни, XII в., и др.). В XI — XII вв. были созданы прекрасные по художест­венному мастерству памятники монументальной живописи — мозаики церквей Луки в Фокиде, Неа Мони на острове Хиос, Дафни близ Афин  и др. Раз­вивалась миниатюрная живопись, богато ук­рашавшая рукописи. Процветало прикладное искусство: резьба по слоновой кости, эмаль, ювелирное искусство, украшение тканей.

Последний расцвет искусства Византии сов­падает с временем правления династии Палеологов (1261 —1453). Вновь возрождаются антич­ные традиции. В изобразительном искусстве сквозь догматику религиозных образов проби­вается живое человеческое переживание, взвол­нованность чувств. В мозаиках и фресках церквей Кахрие-Джами (Констан­тинополь), Метрополии, Пантанассы и Перивлепты (все три — в Мистре, Греция) эта тенденция проявилась осо­бенно наглядно. И все же творческие силы Византии иссякали. Недаром замечательный живописец палеологовской эпохи Феофан Грек (1330-е годы — ок. 1410) покинул Византию и обрел новые творческие возможности на Руси (с 1370-х годов), ставшей для него второй роди­ной. В области же архитектуры эпоха Палеологов не дала принципиально новых решений.

Застойность общественного и культурного раз­вития Византии облегчила завоевание ее тур­ками: в 1453 г. Византийское государство перестало существовать.

Прогрессивные элементы традиций визан­тийского искусства получили дальнейшее раз­витие уже в искусстве других государств, в частности Древней Руси, народов Балкан­ского полуострова, Италии, Кавказа.

1 Этот термин объяснен в статье «Архитектурные стили» и в словаре-указателе, помещенном в конце тома.

ПОИСК
Block title
РАЗНОЕ