. Средневековое искусство стран Ближнего Востока
  
Азбука  Физкультура малышам

Детская Энциклопедия

Статистика

Средневековое искусство стран Ближнего Востока

Средневековое искусство стран Ближнего Востока

К началу VIII в. могущественный Арабский халифат объединил под своей властью огромные территории. Его владения простирались от Северо-Западной Африки и Испании до совре­менной Киргизии и Индии. Многочисленные народы, жившие на этих землях, отличались друг от друга и уровнем общественного разви­тия, и языком, и культурными традициями. Художественная культура их также была раз­лична. Сирийские ткани не спутаешь с египет­скими, а керамику Ирака — с изделиями ту­рецких мастеров.

Распространение ислама, запрещавшего изо­бражать людей и животных, наложило опре­деленный отпечаток на развитие средневеко­вой художественной культуры Ближнего Во­стока. Расцветает искусство орнамента, а скульптура и живопись почти затухают.

Ведущую роль в создании художественной культуры Арабского халифата играли Сирия и Ирак — страны с древними традициями в искусстве. С самого начала существования халифата во всех городах и даже в самых маленьких селениях Ближнего Востока строи­лись здания для ежедневной молитвы — мечети. Здесь сложился тип так называемой дворовой, или колонной, мече­ти с обширным прямоугольным двором, обне­сенным надежными, нередко даже крепостны­ми стенами. Молитвенный зал находился в глубине, и его перекрытия покоились на колоннах или столбах. Внутри мечети отделы­вались цветным камнем, керамическими израз­цами, орнаментом, вырезанным на каменных панелях или штукке — особой облицовоч­ной штукатурке. После полировки штукк приобретал вид мрамора. Особенно богато отделы­вался михраб — ниша, указывавшая моля­щимся направление на Мекку.

Соборная мечеть Валида I в Дамаске — одно из знаменитейших сооруже­ний VIII в.— должна была, по замыслу халифа, своим великолепием затмить все другие здания. И действительно, великолепные мозаики мечети вошли в сокровищницу мирового искусства.

Развивается и светская архитектура. Среди множества сооружений выделяются загородные замки — резиденции омейядских халифов, построенные в Сирийской пустыне. До нас дошли настенные росписи одной из таких резиденций — Кусейр-Амры. Сюжеты их разнообразны: здесь и купающиеся женщины, и единоборство атлетов, и сцены охоты. Цент­ральное место занимает изображение халифа, сидящего на троне и окруженного покоренными иноземными царями.

В 836 г. на Тигре, к северу от Багдада, воз­никли первые постройки новой резиденции аббасидских халифов — Самарры. Вскоре она превратилась в большой цветущий город, но уже через несколько десятилетий была поки­нута. При раскопках здесь обнаружены руины дворцов халифа, жилых домов и соборной дво­ровой мечети с минаретом. На стенах — остатки росписей и орнамента.

Дальнейшее развитие живописи на Ближ­нем Востоке представлено книжными иллю­страциями — миниатюрами арабо-месопотамской школы XII — XIII вв. Сюжетом миниатюр служили эпизоды макам — новелл. Особенно широкую известность получили мини­атюры к макамам арабского писателя аль-Харири (1054—1122), рассказывающие о приключе­ниях некоего Абу Зейда, объездившего весь свет и попадавшего в самые различные пере­делки. Рисунки изображают торжественный прием у халифа, суд и наказание преступника, проповедь в мечети, сцены на рынке, празднич­ную процессию, отдых каравана в пути и т. п. Несмотря на условную композицию, нарушение пропорций и отсутствие перспективы, эти и другие миниатюры поражают выразительностью не только отдельных деталей, но и характери­стик различных персонажей.

Средневековая керамика Сирии и Ирака необычайно разнообразна. Наивысшее дости­жение ее — люстровая керамика. Она изготовлялась особым способом: на глазу­рованную поверхность наносили краску спе­циального состава, которая после обжига при­обретала характерный металлический отблеск.

Среди изделий из металла выделяются бронзовые сосуды и куриль­ницы в форме птиц — орла, фазана, утки и т. п. (VIII — X вв.). Для последующих веков, особенно XIII — XV, характерны изделия с тонкими кружевными чеканными и гравиро­ванными узорами.

XII — XIV века — время расцвета стеклоделия. Главными центрами его были Алеп­по и Дамаск; их изделия шли не только в стра­ны Востока, но и в Европу. Стеклянные кубки, чаши, бутыли расписывались аллегорическими и жанровыми сценами, традиционным орна­ментом из ветвей и листьев, декоративными надписями.

Немало шедевров оставило нам и средне­вековое искусство Египта. Самый ранний из дошедших до нас памятников средневековой архитектуры Египта — мечеть Амра в Фустате (Каир). Это — классический пример дворовой мечети. Плоское перекрытие мо­литвенного зала покоилось на полукруглых арках, опиравшихся на невысокие стройные колонны.

В XI в. необычайно разросся и достиг пыш­ного расцвета Каир, ставший с конца X в. столицей Египта. Современники восторженно описывали его базары, караван-сараи, мечети, многоэтажные жилые дома. И над всеми этими зданиями возвышался дворец халифов, обне­сенный мощной крепостной стеной. Каменная крепостная стена с монументальными башнями и воротами, украшенными резьбой, окружала также весь город.

Новым в архитектуре X—XV вв. было соз­дание больших архитектурных комплексов и ансамблей. Так, мечеть-мавзолей султана Хасана в Каире (1356— 1363), которая считается одной из вер­шин средневекового египетского зодчества, включает усыпальницу султана, собственно мечеть, четыре медресе (духовные школы) и четыре минарета, из которых сохранились лишь два. Мозаичные полы здания выложены различными породами камня, стены украшены резным мрамором и алебастровым фризом с деко­ративными надписями на фоне переплетаю­щихся растений. Бронзовые двери главного входа и усыпальницы султана отделаны резьбой, чеканкой, инкрустированы золотом и сере­бром.

Открытые в последнее время фрагменты стен­ных росписей и миниатюрной живописи, так же как и изображения на предметах обихода (резное дерево, керамика), говорят о том, что в X—XII вв. в Египте существовала само­стоятельная живописная школа.

Среди многочисленных отраслей египетского художественного ремесла особенно славились льняные и шелковые ткани, зо­лотисто-желтые, с пурпуром и небольшими вкраплениями глубокого синего цвета.

Египетские изделия из металла и стекла очень схожи с сирийскими и иракскими. Но египетскую керамику XI—XII вв. от любой другой отличал рисунок: на белом фоне широ­кими мазками темно-синего цвета наносились обобщенные изображения птиц и зверей.

Своеобразными чертами отличается средне­вековое искусство Малой Азии. В середине XI в. малоазийские провинции Византии были завое­ваны тюрками-сельджуками, которые создали здесь несколько феодальных мусульманских княжеств. Самым значительным из них был Румский султанат (современная Турция) со столицей Конья.

Сельджукское искусство Малой Азии тес­но связано и с культурой Византии (см. ст. «Искусство Византии»), и с искусством Си­рии, Закавказья, Ирана. Творчески перера­батывая эти подчас разнородные элементы, малоазийские зодчие и мастера прикладного искусства создали к середине XIII в. целост­ное, яркое и своеобразное искусство. В архи­тектуре появились новые типы сооружений: зодчие объединили мечеть и медресе в одном здании. Выделялись стройные башни минаре­тов с высоким шатровым верхом и входные порталы, украшенные орнаментальной резьбой по камню. Особенно замысловатым орнаментом и виртуозностью исполнения отличались пор­талы Большой мечети в Дивриге (1228) и Индже-минар в Конье (1251-1252).

При отделке зданий мастера-камнерезы сме­ло вводили в композицию орнамента изображе­ния фантастических животных, львов, орлов и даже человеческие фигуры. Широко применя­лись изразцы темно-синего цвета, особенно для внутреннего убранства и облицовки куполов.

К концу XIV в. образовалась обширная Османская империя, и в искусстве Малой Азии начался новый период.

Архитектура османской Турции, в которой были продолжены и развиты основные тради­ции малоазийского зодчества XIII — XIV вв., тяготеет к монументальности. Наиболее ярко эта тенденция выразилась в творчестве прослав­ленных зодчих XVI в. — Хайр ад-дина, Мехмед-аги и хаджи-Синана.

Из творческого наследия хаджи-Синана особенно замечательны мечеть Сулеймание в Стамбуле и мечеть Селимие в Адрианополе. Обе они по смелости замысла, совершенству композиции и конструктивного решения не уступают прославленному констан­тинопольскому храму св. Софии.  По углам зданий возвышаются четыре стройных минарета. Внутри мечети отделаны мрамором, порфиром, многоцветными изразца­ми. На окнах — цветные витражи.

Для светской архитектуры этого времени характерны павильоны-дворцы в садах — кешки. Простые и строгие по внешнему обли­ку, эти здания внутри были богато украшены многоцветными изразцовыми плитами с изобра­жениями кипарисов, тюльпанов, нарциссов и каллиграфическими декоративными надписями.

Турция XVI—XVIII вв. славилась кера­микой, тканями, изделиями из металла. Своеобразным мотивом турецкой керамики было стилизованное, но очень выра­зительное и динамичное изображение лодки с косым парусом. Для турецких тканей типичны очень крупные изображения цветка тюльпана или гвоздики. Излюбленная расцветка тканей— красные тона с золотом и серебром. Турецкие чеканщики и граверы украшали изделия из металла сценами борьбы животных, калли­графическими надписями с цитатами из Корана и традиционными благопожеланиями.

В XVI — XVII вв. в Турции получает зна­чительное развитие искусство книжной миниа­тюры.

Богатые художественные традиции к началу средневековья выработали и народы Ирана. Большого расцвета иранское искусство достиг­ло при Сасанидах в III—VII вв.

Завоевание Ирана арабами, враждебное отношение мусульманских богословов к изо­бразительному искусству тормозили развитие живописи и особенно скульптуры. Но сложившиеся в Иране художественные традиции ока­зались сильнее этого влияния, и в средние века художественная культура Ирана сохра­няла свою самобытность.

Архитекторами X—XI вв. была создана так называемая мечеть с четырьмя айванами, т. е. с четырьмя обширными свод­чатыми залами, расположенными по сторонам прямоугольного двора. Эти залы — айваны — открывались во двор входными арками. Вплоть до XIX в. по этому плану строились мечети и здания духовных училищ — медресе. Наибо­лее ранние дошедшие до нас мечети этого ти­па — мечеть Хайдерийе в Казвине и мечеть в Ардистане (XI — XII вв.).

Широкое распространение получили также башенные мавзолеи с шатровым или купольным перекрытием.

Впоследствии основным элементом здания в иранской архитектуре становится монумен­тальный портал. Все увеличиваясь в раз­мерах, он заслоняет собой остальные части здания, отчего сооружение становится плоско­стным, рассчитанным на обозрение лишь с одной стороны. Пышная орнаментальная от­делка подчеркивает главную роль портала в архитектурной композиции.

В отделке здания применялась и фигурная кладка кирпича, и резьба и роспись по ганчу (род алебастровой штукатурки), и много­цветные изразцовые облицовки, и мозаика, особенно распространенные в XIV—XV вв.

В конце XVI — XVII вв. Иран переживает большой экономический и культурный подъем, идет оживленное строительство. Во многих городах страны создаются большие архитектур­ные ансамбли. В начале XVII в. в столице Исфахане был построен архитектурный ансамбль на площади Майдане-Шах («Площадь шаха»), состоящий из двух величественных мечетей, дворца Али-Капу и крытого рынка. Все эти сооружения распо­ложены по сторонам огромного прямоугольного плаца. Такие ансамбли были шедеврами деко­ративного искусства и зодчества своего времени. Большое развитие получила в Иране книж­ная миниатюра. Наиболее ранние про­изведения ее относятся к XII—XIII вв., а наи­высшего расцвета она достигла в XVI — XVII вв. При дворе Сефевидов работали мно­гие выдающиеся художники-миниатюристы: Реза Аббаси, Афзаль ал-Хусайни, Реза Мусаввир и другие. Мастера украшали и иллюстри­ровали рукописи литературных произведений, научных трактатов и исторических сочинений. Затем появляются специальные альбомы, со­ставленные из листов работы известных масте­ров. Их сюжетами были эпизоды из «Шахнаме» великого Фирдоуси, композиции на темы произведений Хафиза, Низами, Саади и дру­гих классиков литературы (см. т. 11 ДЭ, ст. «Персидская классическая поэзия»). Иранские миниатюры отличались виртуозно-тонким ис­полнением, богатым и звучным цветом.

Керамические изделия иранских ремеслен­ников прославились на весь мир. Особенно интересны сосуды керамистов Рея и Кашана с многоцветными изображениями человеческих фигур и жанровых сцен.

На ярких поливных изразцах, применяв­шихся для отделки зданий, часто встречаются сцены из эпоса. Наивысшее достижение иран­ской художественной керамики — распис­ные люстровые сосуды и из­разцы.

Металлические изделия Ирана покрывались тонким кружевом чеканного или гравирован­ного орнамента, лентами надписей с благопожеланиями, которые иногда сочетались с изоб­ражениями людей и жанровыми сценами. Широ­ко распространена была инкрустация серебром или красной медью по бронзе.

Парчовые и шелковые ткани, особенно в XVI — XVII вв., наряду с богатым орнамен­том украшались изображениями на сюжеты из литературных произведений.

Иранские ковры, издавна славившиеся во всем мире, неповторимы по богатству и разнообразию узора, сочному насыщенному цвету. В их колорите преобладают красные тона.

* * *

В XVIII — XIX вв. развитие художествен­ной культуры в странах Ближнего и Среднего Востока замирает. Это объясняется общим упадком феодализма и усилением зависимости этих стран от капиталистических стран Евро­пы. В архитектуре и прикладном искусстве в основном копируются образцы, созданные в предшествующие века. Но богатое наследие мастеров средневековья до сих пор поражает богатством фантазии, изяществом и яркими радостными красками.

ПОИСК
Block title
РАЗНОЕ