. Искусство древней Америки
  
Азбука  Физкультура малышам

Детская Энциклопедия

Статистика

Искусство древней Америки

Искусство древней Америки

Одна из характерных особенностей древнего искусства Америки — существование огромного количества различных культур, каждая из которых обладала своим неповторимым стилем. Только на территории Мексики их установлено около 11 тыс.

Обычно из древних культур народов Аме­рики выделяют три наиболее интересные и зна­чительные — ацтеков (Мексика), майя (Южная Мексика, Гватемала и Гондурас) и инков (Перу, Боливия, Эквадор и северная часть Чили).

Культура ацтеков развивалась на террито­рии современной Мексики на протяжении почти четырех столетий, начиная с XII в. вплоть до 1521 г., когда испанские конкистадоры (завоеватели) разрушили столицу ацтеков Теночтитлан (см. т. 8 ДЭ, ст. «Древние государ­ства Америки и испанские завоеватели»).

Большинство каменных зданий ацтеков до­шло до нас сильно измененными. Это прежде всего четырехгранные пирамиды, которые служили основанием для храма

или дворца. Ацтеки верили, что через каждые полстолетия начинается новый период в раз­витии мира, и в соответствии с этим каждый раз обновляли свои храмы и дворцы. Ранее построенный храм вместе с пирамидой покры­вали рядами каменной кладки, так что он ока­зывался внутри новой пирамиды, на вершине которой строили еще один храм. В одной из таких пирамид (в Тенаюке) обнаружили восемь последовательно замурованных храмов.

Иногда дворцы и даже храмы на вершине пирамид строили из дерева, но они не сохрани­лись — их сожгли испанские завоеватели. До нас дошли лишь каменные сооружения.

Столица ацтеков располагалась на острове. Их пирамиды, дворцы и храмы, наклонные стены которых лишены каких бы то ни было украшений, напоминают мощные укрепления, величественные в своей суровой простоте.

Той же строгостью и некоторым схематиз­мом поражает скульптура ацтеков. Они созда­вали грандиозные культовые статуи, иногда очень отдаленно напоминающие человеческую фигуру и целиком составленные из разнообраз­ных символических изображений: кукурузных початков, клыков и когтей животных, челове­ческих черепов и т. д. Таковы, например, статуи богини земли и плодо­родия Коатликуэ, бога весны и т. д.

Более жизненны произведения, не связанные непосредственно с требованиями религии. Они производят огромное впечатление своими про­стыми, почти примитивными формами.

Немногие сохранившиеся образцы живописи ацтеков малоинтересны. Зато до нас дошли созданные ацтекскими мастерами яркие деко­ративные рисунки из перьев. Эти мозаики, наклеенные на плотную ткань, пора­зили испанцев, равно как и тончайшее юве­лирное искусство, по отзывам самих завоевателей, намного превосходившее евро­пейское.

Одну из наиболее развитых и богатых куль­тур Центральной Америки создали народы майя. Начало их истории уходит в далекое прошлое. Уже ко II — III вв. н. э. племена майя основали небольшие города-государства, во гла­ве которых стояли правители, жрецы и аристо­кратия.

Как и ацтеки, майя возводили свои здания на каменных основаниях. Их постройки можно разделить на два типа — храмы на вер­шине пирамид и обширные дворцы на высоких каменных стилобатах (основания), которые груп­пировались вокруг открытого двора. Обычно майя сооружали одноэтажные здания на усту­пах естественного или искусственного холма, отчего их постройки казались многоэтажными. Архитектура майя гораздо живописнее и богаче украшениями, чем у ацтеков. В ней постоянно встречаются колонны, часто в виде туловища пернатой змеи, фасады и стены зданий пышно украшены геометрическим орнамен­том, рельефами и масками божеств. Лучшие здания майя производят впечатление каменного кружева — настолько мастерски скрыт под сплошным декоративным узором массив стен.

Среди наиболее интересных памятников архитектуры майя можно назвать Храм Солнца в Паленке, а также Храм ягуаров и Храм воинов в Чичен-Ице.

Скульптура майя, развивавшаяся на про­тяжении нескольких столетий, также достигла высокого совершенства. В соответствии со своим очень сложным календарем майя каждые 20 лет воздвигали каменные стелы с рельефами. На лицевой стороне стелы изображалась фигура божества или правителя. Остальные три стороны покрывались иероглифическими надписями.

Наивысшего расцвета скульптура майя до­стигла в VIII — IX вв. н. э. В это время появи­лись сложные рельефы с многофигурными ком­позициями. Изображение заполняло всю по­верхность стелы, не оставляя свободных мест. Такова стела Пьедрас Неграс, воз­двигнутая в 795 г.

Высокого расцвета достигла скульптура, связанная с архитектурой. Здания украшались рельефами в виде орнаментов, а нередко и почти круглой скульптурой.

Лучшие образцы живописи майя — фрес­ки храма в Бонампаке, случайно открытые в 1946 г. Все три помещения этого храма сплошь покрыты росписями, изображаю­щими приготовления к битве, саму битву и церемонии победного праздника. Мастера майя пользовались чистыми, почти не смешанными красками, графически четкой линией.

Крупнейшее государство Южной Америки — империя инков — просуществовало сравнитель­но недолго. Это рабовладельческое государство возникло в начале XV в. Развитие его культуры было прервано вторжением отряда испанских завоевателей под предводительством Ф. Писарро, которые в 1532 г. захватили и разгромили все государство.

Наиболее известными памятниками инков были Храм Солнца и Врата Солн­ца, с барельефом, изображающим солнце, и с письменами, до сих пор не расшифрован­ными учеными.

Архитектура инкского периода отличается суровой простотой и отсутствием каких бы то ни было украшений. Храмы, жилища, крепости сложены из огромных каменных глыб, очень точно пригнанных друг к другу, но не скреп­ленных никаким раствором. До нас дошли руины монолитных зданий сто­лицы инков Куско, имевших мощные каменные стены и сравнительно тесные внутренние поме­щения. Большинство зданий инков было ли­шено окон и освещалось лишь через двери. По описаниям путешественников, эти здания сна­ружи были некогда украшены широкими поя­сами толстых золотых пластин.

Использование драгоценных металлов вооб­ще характерно для искусства инков. Так, Храм Солнца в Куско имел несколько святилищ, украшенных символическими изображениями солнца, луны, радуги и звезд, выполненными из золота, серебра и драгоценных камней.

В отличие от народов Центральной Америки инки сооружали огромные пирамиды (до 40 м высотой), но не для храмов, а для захоронений.

Каменная скульптура почти не получила распространения у инков. Их здания полностью лишены рельефов. Единственным видом их скульптуры — и одновременно живописи— были глиняные фигурные сосуды, как правило расписанные яркими красками.

Наиболее интересные росписи встречаются на ранних сосудах. Мы видим здесь сцены битв, охоты, рыболовства, мифологические сюжеты с фантастическими чудовищами. В более позд­нее время росписи почти исчезают, но зато сосуды превращаются в настоящую скульптуру. Чаще всего сосуды делали в виде человеческой головы. Это подлинные портреты, в которых очень точно переданы индивидуальные черты стариков, детей, воинов. Еще позже появляют­ся сосуды в виде животных, плодов и растений.

* * *

Развитие древних культур Америки насиль­ственно прервали испанцы, устремившиеся сюда за золотом. Местные цивилизации не смог­ли противостоять хорошо вооруженным завое­вателям и погибли. И лишь спустя несколько веков традиции этих древних культур получили свое дальнейшее развитие в искусстве народов, населяющих земли Центральной и Южной Америки.

ПОИСК
Block title
РАЗНОЕ