. Искусство тропической Африки
  
Азбука  Физкультура малышам

Детская Энциклопедия

Статистика

Искусство тропической Африки

Искусство тропической Африки

Европейцы познакомились с искусством Тропической Африки сравнительно поздно, в конце XIX в., и были поражены совершенством африканской скульптуры.

Прошло не одно десятилетие, прежде чем искусство и культура Африки предстали перед нами во всем своем величии. Однако и сейчас невозможно полностью воссоздать историю африканского искусства: в ней слиш­ком много пробелов и загадок. Многие откры­тия были сделаны за последние годы.

Хотя исследователи Африки и раньше знали о существовании доисторических росписей в Сахаре в районе горного массива Тассили, широкую известность эти росписи получили недавно, после экспедиции французского уче­ного А. Лота, который в 1957 г. привез в Париж свыше 800 копий наскальных изоб­ражений (см. ст. «Первобытное искусство»). В настоящее время наскальные изображения обнаружены почти по всей Африке.

Древнейшая из известных нам африканских культур была открыта лишь в 1944 г. в местечке Нок (Нигерия), между реками Нигер и Бенуэ. В оловянных шахтах были случайно найдены скульптурные портреты и де­тали фигур, выполненные почти в нату­ральную величину из обожженной глины. С тех пор удалось найти множество предметов культуры Нок, как ее вскоре назвали. Их довольно точно датировали при помощи метода радиоактивного углерода — I тысячелетие до н. э. — II в. н. э.

Эти древнейшие скульптурные изображе­ния людей поражают своей выразительностью. Совершенство лепки и техники обжига говорит о том, что культура Нок развивалась на про­тяжении весьма длительного периода. По-види­мому, ей предшествовала какая-то другая, еще неведомая нам и более древняя культура.

До наших дней дошли легенды о загадочном народе сао, жившем в районе озера Чад,— ги­гантах, одной рукой перегораживавших реки, делавших луки из стволов пальм и легко пере­носивших на плечах слонов и гиппопотамов. Долгое время существование народа сао счи­тали фантазией, пока, наконец, находки архео­логов не подтвердили, что действительно в X — XVI вв. здесь жил народ, создавший инте­ресную самобытную культуру (см. т. 8 ДЭ, ст. «Древние и средневековые государства Черной Африки») Сао строили большие города, обнесенные 10-метровыми глинобитными стенами, созда­вали замечательные произведения из глины и бронзы. В их скульптурах обычно сочета­лись черты человека и животного.

Но самой большой неожиданностью для исследователей искусства Африки было откры­тие культуры Ифе (город Ифе, Нигерия). Ре­зультаты нескольких экспедиций (главным образом 1910 и 1938 гг.) буквально ошеломили Европу, Найденные здесь бронзовые и терракотовые1 скульптуры не уступали лучшим образцам античного и средне­векового искусства. Время их исполнения до сих пор точно не установлено, однако предпола­гают, что расцвет искусства Ифе относится к XIII —XIV вв.

Портретные скульптуры Ифе, исполненные почти в натуральную величину, отличаются необычайной для Африки пропорционально­стью и гармонией. В них воплотился идеал человеческой красоты того времени. Совершен­ство скульптурных форм и тонкость бронзовой отливки были настолько высоки, что долгое время европейские ученые приписывали искус­ство Ифе то португальцам, то финикийцам, то этрускам, отказываясь признать его местное происхождение. Позже оно было неоспоримо доказано.

Согласно легенде искусство бронзового литья было в XIII в. занесено из Ифе в город-государ­ство Бенин. Здесь, как и в Ифе, оно служило царям — оба. Мастера-литейщики жили в спе­циальном квартале при царском дворце, а особые чиновники строго следили за сохране­нием секрета бронзового литья.

Во время английской карательной экспеди­ции 1897 г. город был уничтожен и многие про­изведения искусства погибли в огне. Но и то,

что сохранилось, дает яркое представление о замечательном искусстве Бенина. Кроме мно­гочисленных портретных голов ца­рей и придворных в высоких ворот­никах, до нас дошли также бронзовые рельефы, украшавшие некогда стены двор­цовых галерей. Здесь можно встретить самые разнообразные сюжеты — придворных в цере­мониальных одеждах, воинов, сцены охоты и даже изображения португальцев в европей­ских костюмах.

Кроме бронзовой скульптуры, бенинские мастера создавали также произведения из слоновой кости: маски-подвески, жезлы, солонки и т. д.

Самым распространенным видом искусства Тропической Африки была народная скульптура из дерева. Ее создавали почти все народы от Сахары до Южной Африки. По-видимому, она существовала здесь издавна, хотя возраст самых древних дошедших до нас произведений не превышает 150—200 лет, так как во влажном тропическом климате дерево очень быстро разрушается.

Народная скульптура может быть разде­лена на две большие группы: собственно скульптуру и маски. Скульптура была большей частью культовой — это изо­бражения различных духов, предков, иногда вождей.

Маски использовались во время обрядов посвящения юношей и девушек в члены племе­ни, а также во время различных церемоний, праздников и т. д.

У каждого племени, у каждого народа был свой оригинальный стиль скульптуры. Однако скульптура народов Тропической Африки имеет и много общих черт. Ее всегда вырезывали из свежего, непросушенного дерева, как правило, мягких пород, сравнительно редко раскра­шивали, обычно лишь тремя красками — белой, черной и красно-коричневой. Стремясь выде­лить главное, африканские мастера сильно пре­увеличивали размеры головы, в то время как остальные части фигуры оставались непропор­ционально маленькими. В масках нередко са­мым неожиданным образом соединялись черты человека и животного.

Во многих районах Тропической Африки деревянная скульптура существует и сейчас. Но по своим художественным достоинствам она сильно уступает работам, созданным в XVIII — XIX вв.

1 Терракота — обожженная глина (подробнее см. словарь-указатель).

ПОИСК
Block title
РАЗНОЕ