. Искусство древнего и средневекового Вьетнама
  
Азбука  Физкультура малышам

Детская Энциклопедия

Статистика

Искусство древнего и средневекового Вьетнама

Искусство древнего и средневекового Вьетнама

Культура Вьетнама развивалась на протя­жении двух тысячелетий. Уже в древности ис­кусство Вьетнама отличалось богатством и свое­образием форм, самобытностью художествен­ного языка.

В центральной части и на юге страны, среди диких джунглей, еще сохранились поросшие густым кустарником развалины древних храмов, сложенных искусными зодчими в VIII — X вв. О многом могут рассказать эти развалины: о высокой технике кладки, издавна существо­вавшей во Вьетнаме, о том, что древние храмы строились из огромных кирпичей и каменных блоков. Это были стройные здания в виде ба­шен, украшенные снаружи богатой лепкой, ста­туями божеств и изображениями различных мифологических сцен. Скульптуры высекались из цельных каменных глыб и хорошо сочетались с массивной архитектурой храмов. Наиболее выразительны изображенные в плавном или стремительном движении фигуры танцов­щиц. Не менее интересны статуи бо­жеств. В своем суровом облике они скорее по­хожи на воинов. Но особенно изящны скульп­турные изображения животных.

К числу замечательных скульптурных па­мятников Вьетнама принадлежит статуя мудреца Тует Шона, хранящаяся в пагоде Тай-Фыонг. Она относится к XV в. и изображает человека, погруженного в раз­мышления.

В скульптуре и постройках раннего периода сказывается большое влияние индийского ис­кусства, которое проникло во Вьетнам через Камбоджу, и искусства Китая.

В XI — XIII вв., во время правления ди­настии Ли, вьетнамское искусство переживало период расцвета. Сооружались многочислен­ные дворцы и храмы, богато украшенные жи­вописью и скульптурой. Строились высокие и стройные многоярусные башни-ступы (святилища). Возводились обширные архитектурные ансамбли. Они состояли из мно­гих различных по форме деревянных построек с изогнутыми по краям плоскими крышами. Эти легкие постройки чередовались с прудами и специально посаженными деревьями. Назы­вались такие ансамбли «храмами литературы». К этому времени относится сооружение в Ха­ное замечательного памятника древности — Одноколонного храма (XI в., восстановлен в 1949 г.). Легкое деревянное зда­ние возвышается всего лишь на одной-единственной массивной каменной колонне, стоящей по­среди небольшого квадратного водоема.

Росписи на стенах древних храмов свиде­тельствуют о солидном возрасте вьетнамской живописи. Широко распространена была в да­лекие времена и живопись на шелке. При этом шелк для художников изготовлялся особым способом.

Но наиболее известный вид искусства Вьет­нама — это живопись по лаку, кото­рый добывали из смолы лакового дерева и окра­шивали в разные цвета. Этот вид живописи сложный и трудный. Сначала на предмет последовательно накладывали кистью слои черного лака, а когда он высыхал, по нему рисовали цветными лаками. Обычно на лаковых изде­лиях, как и на шелке, художники с великолеп­ным мастерством изображали величественные пейзажи, цветы и птиц, хотя и в условной де­коративной манере.

Раскопки, произведенные во Вьетнаме, по­могли обнаружить много изделий художествен­ного ремесла, которое процветало во всех обла­стях страны. Были найдены керамика, сереб­ряные сосуды, ювелирные изделия, относящи­еся ко второй половине I тысячелетия н. э., а также разные изделия из слоновой кости и рога буйвола.

Со второй половины XIX в., когда Вьет­нам был превращен в колонию Франции, его искусство переживало упадок. Только после освобождения страны от иноземных захват­чиков и образования в 1945 г. Демократиче­ской Республики Вьетнам создалась возмож­ность для всестороннего развития всех видов художественного творчества (см. ст. «Искусство Демократической Республики Вьетнам»).

 

ПОИСК
Block title
РАЗНОЕ