. Искусство древней и средневековой Японии
  
Азбука  Физкультура малышам

Детская Энциклопедия

Статистика

Искусство древней и средневековой Японии

Искусство древней и средневековой Японии

Японию называют «страной восходящего солнца», так как ее земля первая в восточном полушарии озаряется солнечными лучами. Япо­ния расположена на четырех островах, кото­рые омываются Тихим океаном и морями. При­рода ее разнообразна и красива. Вместе с тем, пожалуй, нет ни одной страны, где бы при­рода так вероломно сочетала ласковость с край­ней суровостью к людям. Япония — страна многих действующих вулканов, которые бес­прерывно напоминают о себе. Землетрясения здесь разрушают дома, выбрасывают на берег гигантские волны, причиняя стране неисчисли­мый ущерб. Однако с давних пор японцы научились бороться с грозными стихиями. Их легкие деревянные дома строятся на столбах, врытых в землю, и при землетрясениях лишь колеблются. Столбы спасают дома от гниения при сильных тропических дождях и при боль­шой влажности. Разборные стены и особые крыши также имеют свой смысл: стены могут раздвигаться, и тогда в жару дом открыт про­хладным сквознякам, а широкая крыша не дает солнцу прокрадываться внутрь комнат.

Так с древности в Японии сложились свои обычаи, свои особенности жизни, строитель­ства, а в результате — культуры и искусства.

Долгое время об искусстве древней Японии ничего не было известно. Лишь в начале XX в. археологи обнаружили в различных областях страны памятники II — I тысячелетий до н. э., дающие представление о самобытной культуре, существовавшей уже в древности на Японских островах. К I тысячелетию до н. э. относятся великолепные по исполнению асимметрич­ные сосуды, вылепленные из серой, го­лубой, розоватой глины и украшенные рельеф­ными узорами в виде веревки. Поэтому сосуды (и весь этот период) называются дзёмон («веревка»). Предполагают, что они служили для жертвоприношений.

В древних могилах были обнаружены боль­шие глиняные статуи людей, ко­торые, по верованиям японцев, заменяли умер­шему его слуг. Здесь и поющие женщины, и суровые, закованные в бранные доспехи воины (III в.). Есть здесь и статуи зверей, например обезьяны с детенышем.

Японцы верили в богов, олицетворяющих силы природы. Для поклонения им строили хра­мы из ценных пород дерева хиноки (кипариса) и др. Простые по форме, с высокими двускат­ными крышами из прессованной соломы или коры сосны, здания храмов возводились на столбах и окружались обходной галереей. Особенно стро­гой простотой отличается храм в Исэ, расположенный среди хвойного леса. Его воз­раст сравнительно невелик, но выглядит он точно так же, как выглядел первый храм, по­строенный в этом месте в IV в. Дело в том, что согласно закону каждые 20 лет возле храма возводили такой же новый, а старый уничто­жали. Только благодаря этому мы и можем составить себе представление о том, какие жи­лища и храмы были в Японии в древности.

С конца VI в. в Японии начали строить буд­дийские храмы, деревянные здания и высокие, многоярусные башни — пагоды. Храм Xорюдзи около древней столицы Нара был построен в начале VII в.. Главное здание этого ансамбля — Золотой храм (Кондо) и пагода с пятью ярусами хорошо сохранились. Большие дере­вянные ворота, увенчанные, как и здания, кры­шами, открывали вход на территорию храма, окруженного сплошной оградой. Все в этом ансамбле просто и ясно. Деревья сада оттеня­ют сочный красный цвет зданий. Внутри пагоды поставлен огромный ствол кипариса, который, балансируя, спасает древнюю пагоду от разру­шений во время землетрясений. Здания укра­шены внутри живописью и скульптурой.

О высоком мастерстве японских строите­лей свидетельствует храм Тодайдзи (VIII в.) — самое большое деревянное здание в мире. Внутри него находится огромная от­литая из бронзы статуя Будды.

В IX — X вв. в Японии появилась светская живопись — ямато-э, которая развивалась во дворцах знати. Художники живописи ямато-э рисовали на шелке и бумаге яркими крас­ками с добавлением золота пейзажи, придвор­ные сцены, цветы. Картины в форме горизон­тальных свитков — эмакимоно рассматри­вались на столе, а вертикальные свитки какимоно украшали стены парадных ком­нат. Часто живописцы иллюстрировали и зна­менитые романы современников.

В XII — XIV вв. в буддийских монастырях монахи-художники начали писать картины на бумаге тушью, используя все богатства ее от­тенков, от серебристо-серого до черного. Ху­дожник Тоба Сёдзо (вторая половина XII в.) на длинных свитках рассказал о проделках лягушек, зайцев и обезьян. Иносказательно изо­бразив под видом животных монахов и мирян, он высмеял алчность и глупость монахов.

Художник Тойо Ода, или Сэссю (XV в.), писал природу в разные времена года. Сохрани­лись его свитки «Зимний пейзаж», «Осень», «Четыре времени года» и ряд других картин.

В XII — XIV вв. наряду со статуями буд­дийских божеств появились очень правдивые и жизненные скульптурные порт­реты — деревянные фигуры монахов, сидя­щих или стоящих в Глубоком раздумье, с су­ровыми лицами. Японские скульпторы умели раскрывать внутренний мир человека.

К этому же времени относится появление парадного портрета в живо­писи. Такие портреты художники писали со знаменитых полководцев — правителей Японии. Портрет работы художника Фудзивара Таканобу (р. ок. 1190) изображает военачальника-пра­вителя Минамото Ёримото в темной одежде, сидящего по японскому обычаю на полу. Его тело как бы сковано жесткой тканью. Все вни­мание художник сосредоточил на суровом, над­менном лице, создав образ жестокого, властного человека.

В XV в. в столице Киото, где жили импера­торы, возводились дворцы, увеселительные павильоны, окруженные садами. Искусство устрой­ства садов на небольшой площади прославило японских мастеров на весь мир. Их сады под­ражают естественной красоте природы. Камни, водоемы, деревья редких пород и цветущие кусты благодаря искусству японских худож­ников воспринимались как высокие скалы, озе­ра и рощи, среди которых струились ручьи и во­допады. Порой сады создавали только из кам­ней и белой морской гальки, изображая океан с островами. В садах помещали уединенные, словно затерянные хижины, в которых проис­ходили особые, связанные с буддийским обря­дом чаепития тяною (чайные церемонии), сопровождавшиеся беседами об искусстве и поэзии.

Большой известностью пользуется Золо­той павильон в Киото, построенный в XV в. как увеселительный дворец. Среди гус­той зелени сада дворец сверкает как драгоцен­ность.

К XVI в. относится знакомство Японии с европейцами. Под их влиянием, а часто и с их помощью японские мастера в XVI—XVII вв. сооружали тяжелые и мощные замки-крепости с высокими башнями на каменных основаниях, с многочисленными крышами и рос­кошными росписями внутри.

В XVII — XIX вв. в городах развиваются торговля и ремесло. Для городского населения художники изготовляли гравюры, которые в большом количестве печатались с деревянных досок на тонкой бумаге. Спрос на них был очень велик: каждый человек мог теперь вместо доро­гой и подчас недоступной картины-свитка ку­пить нарядную и понятную ему по смыслу гра­вюру. И герои гравюр уже иные. Это актеры и гейши, влюбленные пары, ремесленники за работой. Часто художники создавали и праздничные, очень нарядные гравюры суримоно, куда вписывались стихи с пожеланием счастья.

Цветные японские гравюры пользуются при­знанием во всем мире. Известный мастер гра­вюры Утамаро (1753—1806) славился изобра­жениями молодых женщин (см. илл.; стр. 112 — 118), а художники Хокусаи (1760—1849) и Хиросиге (1797 —1858) — своими пейзажами. Изображениям актеров посвятил свое твор­чество Сяраку (XVIII в.). Он показывал их в самых разных ролях, часто с искаженными страданием и гневом лицами.

В XVII — XIX вв. всемирную известность получили многочисленные художественные из­делия Японии. Керамика Японии, как и сама природа этой интересной страны, поражает есте­ственностью и изменчивостью узоров. В ней всегда ощутима рука мастера, который каж­дому предмету умеет придать неповторимую красоту и неожиданность, мягкость и пластич­ность. Очень красочны и живописны также фарфор, вышивка, резьба из слоновой кости, бронзовые фигуры и вазы, эмали. Но осо­бенно славились изделия из черного и золотого лака, который добывался из смолы лакового дерева и окрашивался. Зна­менитым мастером лаков был художник Корин (1658—1716), создавший ряд замечательных ла­ковых шкатулок и картин на ширмах.

ПОИСК
Block title
РАЗНОЕ