. ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО И СРЕДНЕВЕКОВОГО ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА. Искусство древнего и средневекового Китая
  
Азбука  Физкультура малышам

Детская Энциклопедия

Статистика

ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО И СРЕДНЕВЕКОВОГО ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА. Искусство древнего и средневекового Китая

ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО И СРЕДНЕВЕКОВОГО ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА. Искусство древнего и средневекового Китая

Искусство Китая уходит в глубь тысячеле­тий. О давности его культуры рассказывают не только музейные экспонаты, но и сама земля, которая усеяна памятниками старины, будто разбросанными чьей-то щедрой рукой и забы­тыми потом в разных частях страны. Среди по­лей вздымаются, словно волны, сотни курганов, хранящих от людей свои секреты и тайные сокровища. То и дело попадаются высокие каменные стелы1 с полустертыми надписями, установленные на спинах могучих черепах. На фоне зеленых просторов рисовых полей выри­совываются каменные фигуры крылатых львов. Даже на неприступных вершинах гор виднеют­ся стройные башни — пагоды, неведомо кем и когда построенные. В древних городах Китая до сих пор можно видеть средневековые двор­цы и храмы, целые ансамбли, повествующие о жизни прошлых лет. Они сияют среди гус­той зелени парков яркой глазурью изогнутых черепичных крыш, красным лаком колонн, белым мрамором террас и лестниц. Окружающие их густые сады с водоемами, искусственными скалами и старыми деревьями создают атмо­сферу тишины и покоя.

На протяжении многих веков, начиная с III тысячелетия до н. э., китайский народ создал огромное количество самых разнообразных про­изведений искусства, в которых проявились и поэтическая любовь к природе, и развиваю­щееся из поколения в поколение поистине вир­туозное мастерство.

Уже во II тысячелетии до н. э. в Китае возникли первые города и установилась иеро­глифическая письменность. В ту пору не было бумаги, и надписи делались на черепаховых табличках и внутри бронзовых сосудов. На окраинах городов возникали большие мастер­ские бронзолитейщиков, где для жертвоприно­шений духам земли и неба, для захоронений и для быта знати выплавляли самые разнооб­разные бронзовые сосуды: тазы и кув­шины, чаны на ножках, чаши и кубки от кро­шечных до гигантских, весом 600 кг. Древне­китайскую бронзу можно отличить сразу по узорам и формам. Узоры, то маленькие и плоские настолько, что их можно рассмотреть лишь в лупу, то большие и выпуклые, опутывали все сосуды, оживляя их поверхность, наполняя ее сказочной жизнью. Они изображали или гибких драконов, или страшную звериную мас­ку сказочного пучеглазого обжоры «тао-тё». В I тысячелетии до н. э. появились картины, написанные тушью на шел­ковых свитках. Самая ранняя из тех, что сохранились, восходит к IV в. до н. э. На ней изображена женщина, наблюдающая за битвой дракона с фениксом, вероятно, симво­лизирующих борьбу жизни и смерти.

В древнем Китае считалось, что умершему человеку нужна вся та утварь, все то окруже­ние, что и при жизни. Поэтому в темные под­земные склепы клали глиняные фигурки собак, лошадей и домашней птицы, модели городских дозорных башен и домов, сделанные с таким искусством, будто в них и впрямь собирались селиться люди. Стены склепов покрыты много­численными резными рельефами, рассказывающими о том, как представляли себе древние китайцы земную и небесную жизнь. В глубокой тьме подземных коридоров, на ка­менных толстых дверях и теперь можно видеть тонко и четко вырезанное изображение стражей в длинных халатах, стерегущих могилу от злых духов, или изображение фантастических феникса, дракона, черепахи и тигра, обозначаю­щих страны света.

Наиболее богаты рельефами погребения про­винций Шаньдун и Сычуань, восходящие ко времени объединения Китая в единую империю Хань (III в. до н. э. — III в. н. э.). Свидетель­ство мощи этого государства — Великая китайская стена, отгородившая стра­ну от песков пустыни и набегов кочевников (см. т. 8 ДЭ, ст. «Строители Великой стены»).

Период расцвета живописи, архитектуры и художественных ремесел совпадает с правле­нием императоров династии Тан и сменившей ее династии Сун (VII — XIII вв.). В огромных многочисленных городах того времени были со­средоточены библиотеки и театры, великолеп­ные дворцы и храмы. Города обносились сте­нами с воротами и имели сторожевые башни. Строились китайские города по простому и четкому плану, выработанному еще в глубо­кой древности. Улицы, прямые как стрелы, пересекали их из конца в конец вдоль и попе­рек. В центре столицы всегда располагался императорский дворец, окруженный стенами с башнями. По такому плану были построены Пекин и столица Танского государства — Чанъ-ань (теперь Сиань). Улицы Пекина и теперь во многом сохранили прежнюю планировку. Дворцы Китая включали в себя множество зданий и беседок, площадей, дворов и парков.

Легкие деревянные сооружения ставились на каменном основании. Широкие черепичные крыши с изогнутыми краями опирались на по­крытые лаком столбы и служили защитой и от палящих лучей солнца, и от проливных дождей. По выражению самих зодчих, эти крыши па­рили над городом, как распластанные крылья птицы. Стены были разборными и летом уби­рались или превращались в легкие ажурные решетки, а на зиму утеплялись.

Храмы средневекового Китая были дере­вянными, похожими на дворцы, или высекались в толще скал, вдали от города. Самый знамени­тый буддийский пещерный храм Цянь-фодун (пещеры 1000 Будд) создавался в течение нескольких веков (с IV по XIV в.). Стены и скульптура каждой из пещер были рас­писаны нежными и яркими минеральными крас­ками. В этих росписях художники отразили свои представления о райских дворцах, благо­ухающих садах, о прекрасных небесных тан­цовщицах.

Деревянные храмы и многоярусные башни — пагоды, напоминающие о знаменитых событиях и святынях, живописно располагались в гористых местах среди густой зелени. Поднимаясь по крутым тропинкам, путники, еще не видя пагод, слышали нежный звон колокольчиков, подвешенных к углам крыш. По горбатым мра­морным мостикам, переброшенным через тихие водоемы, расположенные в цветущих рощах, путники попадали в места уединения и тишины. Эти замечательные памятники искусства древ­некитайских зодчих можно и сейчас увидеть во многих живописных уголках страны. Наи­более красивые из них: пагода Сунъюэ-сы в Хэнани (VI в.), Даяньта (пагода Диких гусей) в Сиани (VII в.), паго­да Тигровой горы в Сучжоу (X—XI вв.) и др.

Той же любовью к природе проникнуты и китайские картины-свитки. Именно в период расцвета государств Тан и Сун пейзаж стано­вится основной темой живописи. Горы и водо­пады, тихие горные долины, манящие в беско­нечную даль речные просторы, стада оленей, чутко прислушивающихся к шорохам осеннего леса, — все, чем славится природа Китая, за­печатлели в своих свитках живописцы того далекого времени. Недаром сам пейзаж получил в Китае название шань-шуи — «горы-воды».

Чтобы передать необъятное пространство мира, живописцы писали свои картины на очень длинных свитках из шелка или бумаги. Вывешивали их ненадолго, а затем хранили свернутыми, как сокровища. Часто на картинах писали стихи, отчего их смысл приобретал еще большую поэтическую прелесть.

Пейзажи VII VIII вв. ярки и нарядны, они написаны сочными синими, зелеными и белыми красками и обведены по краям золо­тым контуром. Наиболее известными худож­никами этого времени были Ли Сы-сюнь и Ли Чжао-дао. Природа представляется им огром­ным и сказочным миром, радостным и ярким.

Живописцы последующих веков стали писать картины черной тушью, которая с помощью их искусной кисти приобретала самые разные оттенки. Ее размывы передают то тончайшую дымку тумана, то косматые лапы сосен, навис­ших над головокружительной бездной. Худож­ник смотрит на мир словно с высокой горы, а перед ним расстилаются бесконечные дали. Картины знаменитых живописцев Ма Юаня, Ся Гуя и Лян Кая очень тонко передают на­строение человека даже через трепет листьев на холодном осеннем ветру.

Живописцы Китая никогда не писали прямо с натуры, они воспроизводили пейзажи по па­мяти. Они беспрерывно тренировали свою зрительную память, пристально вглядываясь в при­роду, изучая ее. Удар их кисти всегда точен,— ведь на пористой тонкой бумаге или шелке никакие поправки уже невозможны. Тонкой изящной линией, без всяких теней, умели они воспроизвести бархатистую шкурку персика или пятнами туши — нежный, распускающийся цветок пиона. Живопись подобного рода назы­валась в Китае «цветы-птицы». Одним из знаменитых мастеров этого жанра был Цуй Бо (XI в.).

Средневековое искусство Китая знаменито и своими изделиями из резного лака, керамики и фарфора, де­рева и камня. Секреты изготовления фарфора и полировки камней вырабатывались на протяжении тысячелетий и передавались из поколения в поколение. Керамика и фарфор XI — XIII вв. особенно изысканны. В это вре­мя изготовляли белоснежные фарфоровые со­суды с гравированным тонким узором из цве­тов и желтоватые вазы с черным рисунком, будто нанесенным тушью. В XVI — XVIII вв. фарфор стали богато расписывать. Его прода­вали во многие страны мира.

Камень и кость, дерево и бумага, смола и глина оживали под терпеливыми руками ки­тайских мастеров-виртуозов. Средневековое ис­кусство Китая вводит нас в волшебный мир, полный аромата древних легенд.

1 Стелы — здесь надгробные вертикальные пли­ты или столбы.

ПОИСК
Block title
РАЗНОЕ