. Искусство древней и средневековой Индии
  
Азбука  Физкультура малышам

Детская Энциклопедия

Статистика

Искусство древней и средневековой Индии

Искусство древней и средневековой Индии

В древности Индия славилась на весь мир как страна удивительных чудес, несметных природных богатств и замечательных ремес­ленных изделий.

В одной из исторических летописей грек Мегасфен, прибывший с посольством в 302 г. до н. э. в столицу государства Магадха — Паталипутру, восторженно описывает этот го­род, название которого значило «Сын цветка». Паталипутра была окружена широким и глу­боким водяным рвом, по которому могли пла­вать суда. Над рвом поднималась стена с 64 воротами и 570 боевыми башнями. Город и дворец были построены в основном из дерева. Влажный индийский климат, пожары, пышная растительность и иноземные завоеватели по­степенно уничтожили древние постройки, сказочная красота которых так поразила Мегасфена.

В III в. до н. э., при могущественном царе Ашоке (273—232 до н. э.), почти весь полу­остров Индостан и ряд соседних стран были объ­единены в гигантскую империю. До наших дней от времени Ашоки сохранились лишь сооруже­ния из камня: небольшие храмы и кельи, вы­рубленные в скалах, погребальные буддийские памятники — ступы и отдельные мемо­риальные колонны, увенчанные скульп­турами животных.

Ступы строились из кирпича и камня и имели вид полушария, окруженного оградой с четырь­мя воротами. Ступа в Санчи (III в. до н. э.; штат Мадхья-Прадеш, Центральная Индия) имеет высоту четырехэтажного дома и была ранее облицована каменными плитами с рельефными изображениями сцен из преданий буддизма.

В Индии каменная скульптура служила укра­шением архитектуры и чаще всего создава­лась в виде высоких декоративных рельефов. Каждая фигура в рельефах была неразрывно связана с другими изображениями и с архитек­турой. Позы, движения и жесты людей на рель­ефах удивительно выразительны и изящны. В этом сказалось влияние искусства танца, ши­роко распространенного и любимого в Индии с древнейших времен.

Изредка встречалась и круглая скульптура. Такова знаменитая Львиная капитель, когда-то увенчивавшая огромную колонну, по­ставленную по велению царя Ашоки в го­роде Сарнатхе в память первой проповеди Будды. Эта капитель, изваянная в виде четырех львов, как бы сращенных спинами, служила опорой для большого Колеса Закона — символа учения Будды.

Еще при Ашоки в скалах начали высекать пещерные храмы и кельи для отшельников. Они были невелики и воспроизводили в камне деревянные жилые постройки. Позднее, в I в. до н. э., в Карли (близ Бомбея) была создана самая большая в Индии пещера. Этот буддий­ский храм — чайтья — имеет в длину 38 м. Для таких храмов выбирали уединенное и жи­вописное место: склон каменистой горы над; просторной чашей равнины, окруженной хол­мами. Все чайтья имели один план: продолго­ватый зал делился двумя рядами мощных колонн на три «корабля», или нефа. Из них средний — просторный, а два боковых — узкие и низкие, по ним можно было обойти вокруг зала. На дальнем конце зала, противоположном от вхо­да, находилась ступа. Капители колонн чайтья в Карли изваяны в виде пар мужчин и женщин, восседающих на коленопреклоненных слонах. И все это высечено из цельного массива скалы с большим мастерством и по единому замыслу архитектора и скульптора!

В Северо-Западной Индии, в районе древней Гандхары, найдено много прекрасных скуль­птур, созданных начиная с I в. н. э. Это глав­ным образом изображения Будды, высеченные из камня на буддийских храмах и монастырях. Гандхарская скульптура силь­но отличается от пластики других областей Индии первых веков нашей эры. В ней заметно влияние греко-римского искусства. Фигуры стоя­щего Будды позой и одеянием напоминают статуи римских императоров, философов или греческого Аполлона. Эти статуи были изваяны мастерами-греками, жившими в Индии и при­нявшими индийские религии. Постепенно ин­дийские ученики греческих мастеров стали соз­давать статуи Будды в соответствии с представ­лениями своего народа. Изваянные ими фигу­ры сидящего Будды со скрещенными и прижатыми к телу ногами напоминают своей позой изо­бражения отшельников и философов древней Индии.

IV—VI в. — период расцвета древнего искусства Индии. В это время север Индии (бассейн Ганга) был объединен в могущественное государство, управляемое царями династии Гуптов. Искусство, сложившееся в эти века на севере страны, распространилось и южнее. За­мечательные образцы живописи этого периода сохранились в буддийских пещерных храмах и монастырях в Аджанте (близ Бомбея). Там, начиная со II в. до н. э., в течение девяти ве­ков создано 29 пещер, стены, потолки и ко­лонны которых расписаны сценами из буддий­ских преданий и легенд и украшены скульпту­рой и резьбой. Аджанта была одним из центров не только буддийской религии, но и науки, искусства. Теперь Аджанта — символ вели­чия древней культуры Индии. Там бывает мно­го туристов со всех концов Индии и из всех стран мира.

Росписи в Аджанте это наглядная энци­клопедия жизни древней Индии, созданная в высокохудожественной и поэтической форме. Сцены быта разных сословий, от князя до ни­щего, исторические события и предания буд­дизма изображены на материале окружающей художника жизни. В одной сцене изображается детство Будды. Художник нарисовал обстановку комнаты, птичек в клетках, играю­щих детей, среди которых и маленький Будда. В другом месте перед нами принцесса Ирандати на качелях (см. илл., стр. 64 — 65). С ней беседует только что при­мчавшийся на волшебном коне всадник. Как хорошо нарисованы полу­прозрачные ткани одежд, жемчужные ожерелья и золотые браслеты, отте­няющие смуглость кожи полуобнаженных фигур!

Радостное восприятие жизни, любовь к человеку и природе, ощущение един­ства всего живого — отли­чительные черты искусства Аджанты.

Когда рабовладельче­ский строй в Индии сме­нился феодальным, усили­лась власть касты жрецов-брахманов, стремившихся с помощью искусства про­поведовать свое религиоз­ное учение. Под их воздей­ствием и в связи с новы­ми условиями жизни силь­но изменилась храмовая скульптура Индии.

Все чаще стали появ­ляться символические об­разы божеств, поражаю­щие своей фантастично­стью, с несколькими голо­вами и руками. Вместо Будды теперь стали изоб­ражаться Брахма, Вишну и Шива, а также многие второстепенные божества индуизма.

В пещерном храме VIII в. на острове Элефанта (Слон) близ гавани Бом­бея высечен из скалы ги­гантский бюст трехликого Шивы почти 6 м высотой. Три лика Шивы означают его троякую природу: его незыблемое бытие, ярость и милость.

Часто Шива представлен танцующим. Шива Натараджа («Владыка танца») изобра­жается с одной головой, но с третьим глазом во лбу и с четырьмя руками, держащими сим­волический барабанчик и пылающее пламя. Ногами он попирает карлика — демона зла, своего врага.

Натараджа изображается танцующим веч­но. Он олицетворяет религиозное учение о том, что вселенная вечно движется, а Шива — ее сила и источник движения.

Много таких замечательных статуэток из бронзы сохранилось в Индии с X в.

Когда знаменитый русский землепроходец тверской купец Афанасий Никитин в XV в. побывал в Индии, он увидел там храмы новой, другой широко распространенной в Индии рели­гии — мусульманской: это были мечети, а также мавзолеи, которых раньше в Индии не было. Мусульманам запрещалось изображать людей и животных в искусстве. Поэтому в мечетях и мавзолеях нет скульптуры и живописи, но зато они имеют красивые купола, тонкие ба­шенки — минареты1, стройные стрельча­тые арки и отличаются геометрически правиль­ными, строгими контурами. Эта новая индо-мусульманская архитектура обогатила искусство

Индии и сделала его еще более разнообразным по форме и содержанию.

Замечательный образец индо-мусульманской архитектуры — беломраморный мавзолей Тадж-Махал (ок. 1650) близ Агры. Когда пылает солнце, здание, как зеркало, отражает его блеск, купол мавзолея похож на «облачко, отдыхающее на воздушном троне», как говорят в Индии. А при лунном свете сказочно прекрасное здание оча­ровывает мягким зеленоватым сиянием.

С этой жемчужиной средневековой индий­ской архитектуры нас знакомит картина изве­стного русского художника В. В. Верещагина, побывавшего в Индии (эту картину вы можете увидеть в Третьяковской галерее в Москве).

Тадж-Махал, древние буддийские и брах­манские храмы и украшающая их скульптура и живопись — гордость индийского народа, соз­давшего великое самобытное поэтическое ис­кусство.

1 Минарет — это башнеобразное сооружение, которое примыкает к зданию мечети или стоит отдельно. С него глашатай призывает мусульман на молитву.

ПОИСК
Block title
РАЗНОЕ