. Фаюмские портреты
  
Азбука  Физкультура малышам

Детская Энциклопедия

Статистика

Фаюмские портреты

Фаюмские портреты

В 1887 г. в Египте было сделано замечательное открытие: местное на­селение случайно обнаружило в по­гребениях, находившихся в области Фаюмского оазиса, портреты, при­крепленные к лицам мумий. При му­миях были таблички с именами по­койников и датами их смерти.

За время господства в Египте гре­ков, а затем римлян египетское ис­кусство испытало сильное влияние греческой и римской культуры. В гре­ко-римскую эпоху египтяне, совер­шая погребальные обряды, стали класть на лица умерших не маски, как раньше, а портреты, написанные на доске или холсте в традициях элли­нистической живописи (см. ст. «Ис­кусство Древней Греции»). Эти порт­реты, созданные на территории Сред­него Египта в I — III вв. н. э., полу­чили название фаюмских.

Фаюмские портреты (их сейчас об­наружено более 400) превосходно со­хранились. Написаны они необычно — красками, растертыми на воске (такая техника живописи на­зывается восковой живописью или энкаустикой). Восковую живо­пись легко отличить по маслянисто-блестящей поверхности. Расплавлен­ные краски наносились на тонкие деревянные дощечки кистью или ме­таллическим стержнем. Мазки накла­дывались разнообразно, поэтому мас­терам удавалось хорошо передать фактуру предметов: поверхность ткани, пряди волос, блеск глаз, нежность или грубость кожи и т. д.

Иногда мастер хотел, чтобы поверх­ность портрета была гладкая. Для этого краски оплавляли: на некотором расстоянии от портрета ставили жа­ровню с горячими углями, краски сливались, и тогда не видно было сле­дов от кисти художника. Краски фаюмских портретов поражают красотой тонов. Но главное в портретах — это необычайная жизненность изображе­ния. Должно быть, они написаны с натуры.

Одна из лучших в мире коллекций фаюмских портретов хранится в Государственном музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина в Москве. И особенно хорош здесь портрет по­жилого мужчины. Ввалившиеся щеки, морщинистый лоб, близко посажен­ные глаза, горько опущенные углы тонких губ... В этом портрете не толь­ко прекрасно передано сходство, но и настроение человека.

А на портрете, который вы видите здесь, другой образ — лирический: юноша с большими темными глазами, вьющимися волосами. Одухотворенно его печальное красивое лицо.

Плавными и округлыми линиями, мягкими созвучиями тонов напи­сан портрет нежной смуглой жен­щины.

Жизненность и выразительность фаюмских портретов дают основание полагать, что некоторые из них пред­назначались не для мумий, а развеши­вались по римскому обычаю в атрии (закрытый внутренний двор). А это дает право назвать фаюмские порт­реты самыми первыми самостоятельными, станковыми портре­тами в мировом искусстве.

ПОИСК
Block title
РАЗНОЕ