. Искусство Вавилона и Ассирии
  
Азбука  Физкультура малышам

Детская Энциклопедия

Статистика

Искусство Вавилона и Ассирии

Искусство Вавилона и Ассирии

В середине XIX в. в Междуречье, на тер­ритории современного Ирака, начались рас­копки. Они продолжаются до сих пор. Най­дены остатки зданий и даже целых городов, извлечены из земли статуи и рельефы, предметы и оружие. По этим вещам мы знакомимся с куль­турой, бытом и искусством, созданными в глу­бокой древности жителями Междуречья, или Месопотамии, как называли древние греки до­лину между Тигром и Евфратом.

На юге Месопотамии в начале III тысяче­летия до н. э. возникли древнейшие рабовла­дельческие города-государства — сначала Шу­мер, а позже Аккад. Во II тысячелетии до н. э. вавилонский царь Хаммурапи подчинил своей власти Шумер и Аккад. Так образова­лось Вавилонское царство.

На севере, по среднему течению Тигра, на­ходилось другое рабовладельческое государ­ство — Ассирия.

На многих архитектурных и скульптурных памятниках вавилонян и ассирийцев видны сле­ды раскраски. Глазурованные кирпичи из об­лицовки зданий до сих пор сохранили свои яркие цвета. Поэтому, хотя у нас нет настоя­щих картин того времени, мы все же имеем не­которое представление и о живописи древних жителей Междуречья.

Около древнего города Ура археологи отко­пали большое кладбище. Там (особенно в цар­ских могилах) нашли огромное количество са­мых разнообразных вещей, рассказывающих о великолепном искусстве древних ювелиров. Тут и шлем, выкованный из золота, и кинжал,

украшенный тонкой резьбой, бусы, серьги, золотая и серебряная посуда. Но, пожалуй, лучше всего — золотая арфа. Спереди ее рама украшена инкрустацией из раковин с изображением фантастических животных. А внизу — золотая голова быка с темно-синей бо­родой из лазурита (минерал). Все эти вещи от­носятся к началу III тысячелетия до н. э.

Приблизительно к этому же времени отно­сится и описание одного из городов Шумер­ского царства, Урука, которое дошло до нас в поэме о Гильгамеше. Эта поэма записана на двенадцати глиняных табличках четкими кли­нописными знаками. В ней рассказывается о подвигах царя древнего Урука Гильгамеша и о том, как он сделал свою столицу красивым и укрепленным городом.

Лучше всего удалось восстановить архи­тектуру храмов. Они стояли в центре городов на высоких искусственных холмах и благода­ря этому были хорошо видны отовсюду. Храм имел вытянутую прямоугольную форму, обе торцовые стороны прорезаны дверными прое­мами. Стены храма украшены чередующимися нишами и выступами. В середине здания по­мещался открытый дворик с алтарем для жерт­воприношения богам. Основным строительным материалом вавилонян был кирпич.

Так же выглядел и храм, построенный в окрестностях Ура в конце III тысячелетия до н. э. Только вход в него был отделан более нарядно. Деревянные колонны с чешуйчатым узором, выложенным из разноцветных камней, поддерживали небольшой навес над дверью. На нем красовался медный рельеф с изобра­жением львиноголового орла, который впи­вался когтями в двух оленей. Внизу у двери находились две статуи львов из меди. Внутри храма обнаружены фризы из шифера, на них белыми раковинами выложены целые картины: стада коров и телят, процеживание молока, приготовление сыра.

Археологи нашли в Междуречье много ка­менных плит, или стел, с рельефами. Осо­бенно знаменита одна — так называемая стела Нарамсина (ок. 2300 до н. э.). Она рас­сказывает об одном из походов аккадских ца­рей в соседние страны. Художник умело ис­пользует высокую узкую плиту и, расположив воинов по спирали снизу вверх, показывает подъем войска в гору. Разбросанные в несколь­ких местах деревья говорят о лесистых склонах горы. До вершины поднялся только царь Нарамсин. Он в два раза выше воинов, у него на голове шлем, в одной руке он держит лук, в другой — стрелу. А перед ним упал навзничь враг, пронзенный копьем. Над всеми возвы­шается вершина горы в виде конуса, и над ней солнце и луна — символы богов. Это уже настоя­щая композиция.

Дошли до нас памятники искусства и от времен вавилонского царя Хаммурапи (XVIII в. до н. э.). Самый знаменитый из них — базальтовый столб с законами (Лувр, Париж; см. т. 8 ДЭ, ст. «Законы и суд в Древнем Вавилоне»).

Сохранилась голова от статуи Хаммурапи: длинная борода, орлиный нос с горбинкой (Лувр, Париж). Так же вы­глядит Хаммурапи и на рельефе базальтового столба. Значит, уже тогда лица на статуях были портретами.

Зданий времен Хаммурапи не сохранилось. Но благодаря раскопкам мы хорошо знаем, как выглядел Вавилон VII —VI вв. до н. э. Город был обнесен высокой зубчатой стеной с баш­нями и воротами. Главные ворота бо­гини Иштар в виде арки облицованы глазурованными кирпичами (музей, Берлин). На синем фоне изображены фантастические бе­лые и желтые драконы и быки. Краски глазури сверкают до сих пор. За воротами находился храм бога Мардукас семиэтажной башней — зиккуратом. Высота ее 90 м, основание нижнего этажа 90Х90 м. Каждый следующий этаж был меньше предыдущего и окрашен в другой цвет. Зиккурат был основной архитектурной формой вавилонских храмов.

О высоком искусстве вавилонских архитек­торов свидетельствуют развалины висячих садов, украшавших дворец царя Навуходо­носора (VI в. до н. э.). Он велел соорудить их для своей любимейшей жены, которая была родом из гористой страны Мидии, чтобы на плоских равнинах Вавилонии создать хотя бы подобие родных ей лесистых гор.

На высоких сводчатых арках из кирпича были расположены террасы. Поверх кирпичей залит асфальт, на нем — свинцовые плиты, а на них насыпана земля и посажены деревья и ку­сты. В безлесной Вавилонии висячие сады про­изводили необыкновенное впечатление. Недаром древние греки считали их одним из «семи чу­дес света» (см. т. 8 ДЭ, статьи «Город Вавилон» и «Семь чудес света»).

К северу от Вавилона, в Ассирии, археоло­ги также раскопали несколько городов, где были царские дворцы. И если каждый город был хорошо укрепленным местом, то дворец можно было бы назвать крепостью в крепости. Столица Саргона II (VIII в. до н. э.) так и назы­валась Дур-Шаррукин, что значит Кре­пость Саргона. Дворец стоял на высо­ком искусственно насыпанном холме. Фасад дворца, его толстые стены были укреплены большими выступами, а в образованных ими нишах стояли статуи. Две из них совершенно одинаковы — это два мо­гучих великана, дер­жащие одной рукой льва, как котенка. По-видимому, это изображен Гильгамеш, победивший страшного льва (Лувр, Париж).

По бокам у входа во дво­рец стояли огромные статуи крылатых быков с человече­скими головами. Это шеду — стражи, охраняющие дворцовые врата; они как будто зорко смотрят на про­ходящих мимо.

Каждый, кто подходил ко дворцу, уже издали видел шеду спереди — голову, грудь и две ноги. Стоило пройти дальше и посмотреть на шеду сбоку, как начинало ка­заться, что бык шагнул впе­ред, двинув переднюю ногу. Ассирийский скульптор добился этого, сде­лав быку... пять ног! Поэтому спереди видны две ноги, а сбоку — четыре. А если бы не пятая нога, то в профиль бык казался бы треногим.

Особую нарядность придавала дворцу об­лицовка стен разноцветными глазурован­ными кирпичами. На синем или голубом фоне были изображены белые и желтые розетки, цветы, деревья, животные.

Но, пожалуй, самыми интересными и по-настоящему художественными произведениями искусства были ассирийские рельефы, украшавшие стены дворцов. Ассирия была могущественной военной державой, по­ходам и завоеваниям не было конца, поэтому и на дворцовых рельефах изображены в основном военные сцены, прославлявшие царя-полковод­ца. Все сцены переданы так живо, с таким ма­стерством, что сразу не бросается в глаза ни условное изображение человеческой фигуры (всег­да в профиль), ни одинаковые черты лица почти у всех людей, ни слишком сильно подчеркнутая мускулатура рук и ног (этим художник хотел показать мощь ассирийского войска). На мно­гих рельефах изображена царская охота, главным образом на львов. И надо сказать, что в изображении животных ассирийские художники достигли вершин мастерства. Все животные изображены удивительно точно и правдиво. И лошади, несущиеся в стремитель­ном галопе, и горные козлы, и жители пустыни — грозные львы оживают на этих рельефах. И хотя со времени их создания прошло более двух с половиной тысячелетий, они до сих пор производят сильное впечатление.

И вместе с тем эти памятники являются бесценным источником для изучения истории, жизни и быта древних, давно исчезнувших народов.

ПОИСК
Block title
РАЗНОЕ