. Скульптурные портреты царицы Нефертити
  
Азбука  Физкультура малышам

Детская Энциклопедия

Статистика

Скульптурные портреты царицы Нефертити

Скульптурные портреты царицы Нефертити

К самым замечательным произве­дениям древнеегипетского искусства относятся два скульптурных портрета царицы Нефертити (XIV в. до н. э.). Особенно известен бюст из рас­крашенного известня­ка, сделанный в натуральную вели­чину. На царице надет высокий синий головной убор, большое разноцвет­ное ожерелье. Лицо окрашено в розовый цвет, губы красные, брови черные. В правой орбите сохранился глаз из горного хрусталя со зрачком из черного дерева. Тонкая длинная шея словно гнется под тяжестью убо­ра. Голова выдвинута немного вперед, и это движение придает равновесие всей скульптуре.

Достаточно взглянуть на лицо ца­рицы, чтобы понять — перед нами работа несомненно гениального скульп­тора. Поразительна тонкость и в то же время уверенность, с какой скульп­тор передал форму щек, губ, под­бородка, шеи.

Широкие тяжелые веки слегка за­крывают глаза, придавая лицу выра­жение сосредоточенной созерцатель­ности и легкой усталости. Скульптор сумел передать следы прожитых лет, разочарования, каких-то тяжелых пе­реживаний. Может быть, портрет был создан после смерти одной из дочерей Нефертити, царевны Макетатон.

Не менее прекрасна и головка, предназначавшаяся     для     небольшой статуи царицы, Ее высота 19 см, она сделана из песчаника теплого желтого оттенка, хорошо передающего цвет загорелой кожи. Скульптор по каким-то причинам не закончил работу: он не доделал уши, не отполировал по­верхность камня, не прорезал орбиты для глаз. Но, несмотря на незавер­шенность, головка производит огром­ное впечатление: увидев ее хотя бы один раз, забыть ее, как и описанный выше цветной бюст, уже невозможно. Царица изображена здесь еще юной. Чуть улыбаются губы с милыми ямочками в углах. Лицо полно задум­чивой мечтательности — это меч­ты молодости о будущем счастье, о предстоящих радостях, успехах, мечты, которых уже нет на первом портрете.

И здесь та же изумительная лег­кость в передаче форм, объема, тот же скупой отбор черт. Чтобы оценить гений скульптора, головку надо мед­ленно поворачивать, и тогда при ме­няющемся освещении выступают все новые, едва отмеченные детали, при­дающие памятнику ту силу жизнен­ности, которая отличает работу ма­стера.

По счастливой случайности мы зна­ем его имя: оба портрета Нефертити были найдены при раскопках мастер­ской скульптора Тутмеса в Эль-Амарне. На одном из предметов этой ма­стерской написано, что Тутмеса хвалил фараон и что он был начальником работ. Таким образом, мы можем заключить, что Тутмес был ведущим скульптором своего времени, И это бесспорно подтверждают его произ­ведения.

ПОИСК
Block title
РАЗНОЕ