. Искусство древнего Египта
  
Азбука  Физкультура малышам

Детская Энциклопедия

Статистика

Искусство древнего Египта

Искусство древнего Египта

Представьте себе, что мы приехали в Каир. Мы идем по улицам этого большого своеобраз­ного города, любуемся его зданиями, садами, базарами. Но что это? На горизонте видны какие-то треугольные силуэты. Мы догадываем­ся, что это знаменитые гробницы фараонов — пирамиды, построенные более четырех с полови­ной тысяч лет тому назад. И вот мы стоим перед гробницами, ошеломленные их гигантскими размерами: самая большая из них, пирами­да Хеопса, достигает 147м в высоту. На ее постройку пошло свыше 2300 тыс. каменных плит весом по две с половиной тонны каждая.

Египтяне первыми начали создавать ка­менные здания. До наших дней сохранилось многое из того, что построили древние архи­текторы в долине Нила: похожие на башни ворота храмов, стены, колонны, обелиски. Все это сделано из камня и украшено рельефными фигурами царей и богов, сценами битв и охоты.

Самым большим был храм бога Амона-Ра в Карнаке, недалеко от столицы Древнего Египта города Фив. Каждый фараон считал необ­ходимым что-нибудь в этом храме построить — новый колонный зал или молельню, изобра­зить на стенах свои победы.

Очень интересен и храм царицы Хатшепсут (XVI в. до н. э.), тоже построенный в Фивах, на западном берегу Нила, на отро­гах гор, окружавших столицу. Колоннады хра­ма, расположенного на трех поднимающихся друг над другом уступах, хорошо гармониро­вали с вертикальными выступами скал, слу­живших ему естественным фоном. В храме было много статуй, изображавших царицу. Некото­рые стояли на фасаде, по сторонам колоннад. Стены храма, как обычно, были покрыты цвет­ными рельефами, изображавшими то богов, то события, происходившие при Хатшепсут. Особенно замечательны рельефы, на которых показана далекая страна Пунт, откуда егип­тяне привозили ценные благовония.

Храм Хатшепсут прекрасный пример син­теза (сочетания) разных видов изобразитель­ного искусства: архитектуры, скульптуры, цвет­ных рельефов или росписей. Такой синтез ро­дился в Египте и был одной из важных особен­ностей его древних монументальных памятников.

Египетское искусство достигло высочайших вершин. Скульпторы создавали статуи, мас­терски передавая лица разных людей — вни­мательного писца, сурового царя, молодой жен­щины. Вот статуя писца Каи (III ты­сячелетие до н. э.). Его лицо с плоским но­сом и выступающими скулами необычайно вы­разительно. Сжатые губы и внимательный взгляд зорких глаз придают лицу писца вы­ражение сдержанности, готовности повиновать­ся и вместе с тем тонкой наблюдательности. Это ловкий и умный царский приближенный. Совсем иные черты мы видим у статуй других писцов.

То же умение скульптора создать портрет можно легко заметить и при сравнении статуй фараонов, например Аменемхета III (нача­ло II тысячелетия до н. э.) и Рамзеса II

(1250 г. до н. э.). У первого — удлиненный овал лица, узкие глаза, слегка вогнутый длин­ный нос, точно срезанные в верхней части щеки. Лицо же Рамзеса II — с крупным орлиным носом, полными щеками, энергичным подбо­родком.

Характерно для древнего египетского ис­кусства и то, что между статуями царей и вель­мож, с одной стороны, и статуэтками слуг и рабов, с другой, существует большая разница. Фигуры фараонов и знати всегда совершенно неподвижны, они точно застыли в торжествен­ной важности. Их помещали вплотную к сте­нам в залах храмов или в молельнях гробниц, им молились, приносили жертвы. Скульптор должен был подчеркнуть высокое положение этих людей, и поэтому — сидит или стоит царь или вельможа — он всегда показан спо­койным, уверенным в себе человеком, здоро­вым, могучим, иногда излишне полным. Такое впечатление от этих статуй достигалось стро­гой симметричностью построения фигуры, не­подвижностью позы. Головы всегда поставлены прямо, руки у сидящих фигур покоятся на коленях, у стоящих — опущены, иногда одна держит посох.

Статуэтки же слуг и рабов, наоборот, пол­ны движения, жизни. Они изображают рабо­тающих людей, и скульптор, передавая образ занятого трудом человека, подчеркивал позы и жесты, характерные для каждого вида ра­боты. Иногда, желая отметить непосильную тяжесть труда, скульптор изображает исто­щенные, с проступающими ребрами фигуры, которые резко отличаются от мощных фигур царей и вельмож.

Прекрасны были и творения древнеегипет­ских живописцев — стенные росписи. Вот над зелеными зарослями на берегу Нила летят птицы... Дикая кошка сидит на стебле папируса... Тянут сеть рыбаки... Точно вся жизнь Древнего Египта проходит здесь перед нами: тяжелый труд земледельцев, рабов и ре­месленников, пиры знати, писцы за работой, отряды воинов. Как свежи и ярки краски, как хорошо переданы движения танцовщиц и акро­баток, колеблющийся от ветра тростник, беше­ный галоп лошадей, мерная поступь быков, легкие прыжки телят!

Раскопки познакомили нас и с изделиями ремесленников — камнерезов, металлистов, ювелиров. Египтяне первыми изобрели стекло.

Искусство Древнего Египта не было оди­наковым во все времена. В течение тысячеле­тий многое менялось в долине Нила — чело­век постепенно овладевал природой, развива­лась техника. Иногда страну опустошали вой­ны; иногда сам Египет захватывал соседние страны, откуда шли богатства, рабы, ценные материалы. В стране происходили разные со­бытия. Иногда ослабевала власть фараона, вельмож и жрецов, большую роль начинали играть средние слои населения. Нередки были и грозные народные восстания. Все это нахо­дило свой отклик в памятниках искусства.

Одни из них выполнены строго по издревле установленным правилам: мы видим однообраз­ные мощные фигуры фараонов и богов, одинако­во нарисованные сцены. В других памятниках эти правила нарушаются, художники и скульп­торы становятся смелее, стараются живее и ближе к действительности изобразить все то, что их окружает, передать движение, есте­ственные разнообразные позы людей, пейзаж, по-новому построить сцены. Одним словом, ис­кусство Древнего Египта, как и искусство каждой страны, отражало в своих произве­дениях жизнь народа, который его создал.

ПОИСК
Block title
РАЗНОЕ