. ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРА И СРЕДНЕВЕКОВЬЯ. Первобытное искусство
  
Азбука  Физкультура малышам

Детская Энциклопедия

Статистика

ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРА И СРЕДНЕВЕКОВЬЯ. Первобытное искусство

ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРА И СРЕДНЕВЕКОВЬЯ. Первобытное искусство

В 1876 г. люди открыли одну из самых первых страниц истории искусства — пещерную жи­вопись первобытных людей, которую об­наружил испанец Саутуола. Это открытие не вызвало большого доверия. Все только удив­лялись — неужели для обмана и мистифика­ции нельзя было придумать что-нибудь более остроумное, нежели расписывать сотнями мно­гоцветных изображений стены и потолок громадной испанской пещеры Альтамиры. Но в 1895 г. француз Ривъер открывает вторую пещеру с рисунками (Лa Myт, Франция), чем заставляет поверить в первую. К началу нового столетия от неверия в живопись перво­бытных людей почти не осталось и следа: по­явились первые пещерные музеи. Только что открытое искусство сразу стало широко попу­лярным.

К  1914 г.  в  Испании  обнаружили уже 20 больших пещер с рисунками на стенах и столько же во Франции. Начали появляться и под­делки (рисунки в немецкой пещере Кессельлох, ловко намалеванные одним рабо­чим рядом с подлинной древней живописью).

Быки шествуют по стенам десятков приледниковых пещер Франции и Испании, а рядом с ними — олени, бизоны, козлы, мамонты... Громадный «Зал быков» — в пещере Ляско (Франция). Темные быки будто па­рят над стадом диких лошадок, а между круп­ными животными несколько чудесных малень­ких желтовато-красных оленей.

Мрачный, полный достоинства козел из пе­щеры Кастильо (Испания) — весь в дви­жении. Детали нарисованы так, будто худож­ник знал, что если дорисует — хуже будет, тяжелее. Нежная, трогательная лань из Альтамиры. Мамонт из Фон-де-Гом... По рисунку ученые восстановили неизвестные де­тали строения хобота (потом на севере нашли целую сохранившуюся тушу мамонта, и детали подтвердились). Древность всех этих произ­ведений доказана несколькими способами.

В одних пещерах — зола, кости, каменные орудия (т. е. то, что мы называем культурным слоем) закрывали полностью или частично на­стенные рисунки. Значит, сотни поколений древ­них людей уже могли видеть эти рисунки. Возраст культурного слоя этих пещер опре­деляется теперь довольно точно: от 15 до 30 тыс. лет.

Иногда рисунки датируют, определяя вре­мя завала, преграждавшего на десятки тысяче­летий единственный вход в пещеру.

Не просто открывались пещерные сокро­вища. Знаменитый французский ученый Норбер Кастер, автор книги «30 лет под землей», чтобы попасть в пещеру Монтеспан, бо­гатую рисунками и скульптурами первобытных людей, должен был нырнуть в подземное озеро. Другой прославленный изыскатель — Бегуэн полз десятки метров вместе с тремя сыновьями по необычайно узким тоннелям, прежде чем оказался в громадном подземном дворце, укра­шенном множеством первобытных рисунков. Дворец получил название «Пещеры трех братьев». Здесь Бегуэн нашел ступку для растирания краски и другие вещи древнего художника, жившего много тысяч лет назад. Еще одно доказательство неподдельности пещерной живописи: одни рисунки безжало­стно нарисованы на других. Одни — старше, другие — моложе, может быть, на год, или век, или несколько тысячелетий... При этом предки и потомки стихийно создавали неожи­данные, прекрасные, смелые композиции, хотя каждый из них рисовал только своего зверя.

Специалисты полагают, что художники, преж­де чем рисовать, возможно, размазывали краску на стене — старые фигурки исчезали, и по кра­ске вырисовывался новый контур. Спустя ты­сячелетия краски полностью или частично сош­ли — и мы видим несколько слоев живописи.

Когда же и как зародилось великое искус­ство древнейших предков? В нескольких пе­щерах, где около 100 тыс. лет назад обитали древние люди — неандертальцы (см. т. 7 ДЭ, ст. «От животного к человеку»), археологи нашли камни с пятнами краски, а также кучки кам­ней, явно разложенных симметрично, в какой-то системе. Очевидно, первые люди, еще не рисо­вавшие и не лепившие, были неравнодушны к определенным сочетаниям красок.

Наблюдения этнографов показали, что в ис­кусстве первобытных людей большую роль играют ритм и симметрия. Напри­мер, рубила — каменные треугольники, которые когда-то сжимала рука питекантропа и синан­тропа, имеют довольно правильные симметрич-

ные формы. Доказано, что эта симметрия отнюдь не диктовалась «производственными нуждами». Просто у обезьянолюдей была потребность об­точить свое орудие симметрично. Так техника, наука, искусство объединялись в одном камен­ном ручном рубиле.

При неандертальцах начинается медленное разделение техники и искусства, пока — при­мерно 400 веков назад — не происходит вели­кий взрыв: появляется замечательная пещер­ная живопись и гравюры на кости— явления, конечно, не менее сложные, чем живопись древних египтян, Андрея Руб­лева, Рафаэля, Сезанна.

В течение тысячелетий первобытное искус­ство менялось, рождало новые «школы», «сти­ли», порой возвращалось к пройденному. Спе­циалисты легко отличают, например, громад­ные великолепные изображения зверей, отно­сящиеся к палеолиту, т. е. древнекаменному веку (начинающемуся около 800 тыс. лет назад и кончающемуся около 13 тыс. лет назад), от небольших, переданных в стремительном дви­жении фигурок охотников, созданных мастерами мезолита и неолита, т. е. среднекаменного века (XIII—VII тысячелетия до н. э.) и новока­менного века (V—III тысячелетия до н. э.),

Порой древнее искусство становилось более условным и отвлеченным, как бы зашифрован­ным от непосвященных, порой более реалисти­ческим.

Пещеры и скалы Земли покрыты десятками тысяч рисунков. Сейчас мы только начинаем знакомиться с первобытной планетой, разри­сованной древнейшими художниками. Несколь­ко десятков знаменитых пещер с рисунками во Франции и Испании. Сотни разрисованных скал в Скандинавии, Карелии. Недавно археолог Ранов открыл скалы с цветными изображе­ниями на Памирском высокогорье, а биолог Рю­мин — изображения громадных животных на Урале. Тысячи рисунков покрывают крутые береговые скалы Лены и Енисея, Ангары и Амура. Немало их и в Африке: в мертвой Сахаре — фрески Тассили, скалы Ахагарра; тысячи пещерных рисунков в Эфиопии. А Земля в целом — громадная великолепная картинная галерея.

Сейчас перед археологами и историками древнего искусства стоят две важные задачи: найти еще не открытые шедевры древнейших мастеров и дать полное научное объяснение тех причин, которые породили это великолеп­ное искусство (см. ст. «Что такое искусство»).

ПОИСК
Block title
РАЗНОЕ