. Как изучают памятники искусства. Как ищут автора
  
Азбука  Физкультура малышам

Детская Энциклопедия

Статистика

Как изучают памятники искусства. Как ищут автора

Как изучают памятники искусства. Как ищут автора

Представим себе,  что перед нами картина. Когда и где она была написана? Кем? Каковы ее сюжет и техника? Вот первое, что должен определить специалист-искусствовед. Это назы­вается атрибуцией произведения. Но что­бы ответить на эти вопросы, историку искусства нужно знать историю культуры, философию, литературу, быт разных эпох и народов. Ис­кусствоведу приходится прибегать к помощи людей других специальностей: физиков, рент­генологов, химиков, биологов, знатоков ро­довых гербов и старинного оружия, палеогра­фов, т. е. специалистов по древним рукописям,— всех не перечесть.

Однако прежде чем начать глубокое иссле­дование произведения искусства, специалист должен убедиться в его подлинности. Что это — оригинал самого художника или копия? А мо­жет быть, это подделка? Подпись на картине не является гарантией ее подлинности, ведь ее легко подделать. А поскольку работы круп­ных художников и скульпторов — большая материальная ценность, случаи фальсифика­ции их произведений многочисленны, особенно в XX в.

Подделки проникают и в частные коллек­ции, и в государственные музеи. В ФРГ, в од­ной из церквей Любека, были подделаны сред­невековые фрески. А в музеях Голландии висели фальшивые картины Вермеера Дельфтского — одного из самых великих и самобытных худож­ников мира (см. ст. «Голландское искусство XVII в.»).

Фальсификатор картины старого мастера при­дает холсту или дереву древний вид, покры­вает живопись темным лаком, искусственно вы­зывает трещины в красочном слое. Однако до­статочно сделать рентгеновский сни­мок— и мы узнаем, чем и поверх чего напи­сана картина. Химический анализ устанавливает, какие связующие вещества упо­треблены (в разные эпохи пользовались раз­ными составами), какими красками писал автор (некоторые красители появились лишь в XIX в.) и т. д.

Любопытно, что рентгенограмма позволяет узнать и то, как художник искал героев картины, как их располагал на полот­не, т. е. увидеть сам процесс творчества. Вспом­ните картину Репина «Не ждали». Первоначально художник думал сделать главным персонажем, возвращающим­ся из ссылки, не мужчину, а девушку-курсист­ку. Это видно в эскизе картины. Но только рент­геновские лучи помогли увидеть, что в эскизе Репин хотел ввести еще и фигуру отца, предуп­реждающего семью о возвращении девушки. Так мы узнали о самом начальном замысле худож­ника.

Ботаники и биологи помогают установить возраст доски или сорт льна, из которого сде­лан холст. Искусствоведы обращаются даже к геологам, если нужно определить возраст и породу камней в мозаике (так было доказано, что мозаика «Петух» из Ивановского музея — работа древних римлян).

Наконец, можно сделать макрофото­графию, т. е. сильно увеличенное фотогра­фическое воспроизведение деталей картины. Почерк художника индивидуален, его нельзя подделать. Макрофотография дает возможность сравнить живопись того или другого худож­ника на подлинной картине с живописью про­изведения, которое исследуется. И тут оши­биться невозможно, даже если на первый взгляд картины очень похожи.

Небезразличен бывает историку искусства и вопрос, кто изображен на картине. Прежде всего, конечно, это относится к портретам. Загадочных портретов немало. А узнать героя портрета не только интересно, но и важно, так как это помогает датировать произведение, найти имя автора, а иногда и потерять его... Так, на одном из портретов Эрмитажа, худож­ником которого считался знаменитый француз­ский живописец XVI в. Клуэ, изображен мо­лодой человек лет двадцати, двадцати пяти. Подпись гласит, что это герцог Алансонский. Однако если это действительно так, то автором портрета не может быть Клуэ, так как он умер, когда герцогу было всего 11 —12 лет. И тут мы подходим к одному из самых важных вопросов атрибуции — поискам автора произведения.

Как ищут автора

В залах музея вы иногда видите картину с этикеткой «Неизвестный художник» или скуль­птуру, табличка которой, скажем, гласит: «Фран­цузский мастер XVI в.»

Вплоть до XVIII — XIX вв. художники не всегда подписывали свои работы. Вместо пол­ной подписи некоторые ставили монограмму или инициалы. Так некоторые картины и зна­чатся в музеях, например «Мастер Е. S.». В книгах по искусству художникам дают ино­гда условные названия — «Мастер из Флемаля», «Мастер св. Цецилии».

Как же узнать имя художника? Тут при­меняются все способы исследования картины, о которых мы уже говорили, но они дополняются изучением  документов,   каталогов,   справочни­ков, фотографий, сравнением репродукций и т. д.

В фондах Музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина в Москве хранится неболь­шая картина «Монахиня на смертном ложе». Она долго считалась произведением неизвест­ного испанского художника XVIII в. Однако исследование своеобразной техники живописи картины привело к мысли, что вещь написана великим испанским художником Гойей (см. ст. «Зарубежное изобразительное искусство Х1Хв.»). Это подтвердилось и сопоставлением с его без­условно подлинными работами, например с «Портретом монахини», где, видимо, изображе­на та же модель. Так в нашей стране оказа­лась единственная картина Гойи.

Поиски автора картины могут привести и к открытию нового имени в искусстве. В Треть­яковской галерее хранится картина XVIII в. «Юный живописец». Долго не было известно, кто автор этой превосходной вещи. Назывались разные имена — Антропов, Дрожжин и, ко­нечно, Лосенко (ведь его подпись была на кар­тине!). Но ученые усомнились в подлинности подписи: по написанию букв было ясно, что она сделана в XIX в. Реставраторы ее удалили, и открылась подпись настоящего автора—   «J. Firsove». Латинские буквы смутили иссле­дователей, и они искали это имя в словарях иностранных художников. Но оказалось, что это русская фамилия — И. Фирсов. Впоследствии Третьяковская галерея приобрела другие ра­боты художника. В историю русского искусства вошло еще одно имя — Иван Фирсов.

Франс Гальс — один из величайших гол­ландских художников XVII в. — известен как автор жанровых композиций и портретов. Од­нако сохранились сведения, что в молодости, стремясь добиться признания и славы, Гальс писал произведения на религиозные сюжеты (тогда это считалось самым достойным жанром живописи). Эти картины считались потерян­ными.

Несколько лет назад научный сотрудник Эрмитажа обратил внимание на две картины, находящиеся в запаснике Одесского музея,— «Евангелист Матфей» и «Евангелист Лука». Они значились как работы неизвестного художника XIX в. Но композиция, образы, манера письма говорили о том, что картины написаны в XVII в., а качество живописи свидетельствовало о пер­воклассном художнике. И вот в результате долгих исследований стало ясно — это кар­тины молодого Гальса. Таким образом, в Рос­сии находятся единственные сохранившиеся про­изведения Гальса на религиозный сюжет (см. ст. «Голландское искусство XVII в.»).

* *  *

Изучать и хранить памятники искусства — это значит беречь великий мир прекрасного. Каждый, кому дорого искусство, может быть помощником в этом большом, нужном и благо­родном деле. Тогда переживут века создания художественного гения всех времен, делая бо­гаче и радостнее мир, в котором живет человек.

«ГРАЖДАНЕ... БЕРЕГИТЕ КАРТИНЫ, СТАТУИ, ЗДАНИЯ — ЭТО ВОПЛОЩЕНИЕ ДУХОВНОЙ СИЛЫ ВАШЕЙ И ПРЕДКОВ ВАШИХ. ИСКУССТВО — ЭТО ТО ПРЕ­КРАСНОЕ, ЧТО ТАЛАНТЛИВЫЕ ЛЮДИ УМЕЛИ СОЗДАТЬ ДАЖЕ ПОД ГНЕТОМ ДЕСПОТИЗМА И ЧТО СВИДЕТЕЛЬСТВУЕТ О КРАСОТЕ, О СИЛЕ ЧЕЛОВЕЧЕС­КОЙ ДУШИ.

ГРАЖДАНЕ, НЕ ТРОГАЙТЕ НИ ОДНОГО КАМНЯ, ОХРАНЯЙТЕ ПАМЯТНИКИ, ЗДАНИЯ, СТАРЫЕ ВЕЩИ, ДОКУМЕНТЫ — ВСЕ ЭТО ВАША ИСТОРИЯ, ВАША ГОРДОСТЬ. ПОМНИТЕ, ЧТО ВСЕ ЭТО ПОЧВА, НА КОТОРОЙ ВЫРАСТАЕТ ВАШЕ НОВОЕ НАРОДНОЕ ИСКУССТВО»

Из Воззвания, Совета   Рабочих и Солдатских Депутатов. 1917 год.

ПОИСК
Block title
РАЗНОЕ