.
Меню сайта
|
Как изучают памятники искусства. Как ищут автораКак изучают памятники искусства. Как ищут автораПредставим себе, что перед нами картина. Когда и где она была написана? Кем? Каковы ее сюжет и техника? Вот первое, что должен определить специалист-искусствовед. Это называется атрибуцией произведения. Но чтобы ответить на эти вопросы, историку искусства нужно знать историю культуры, философию, литературу, быт разных эпох и народов. Искусствоведу приходится прибегать к помощи людей других специальностей: физиков, рентгенологов, химиков, биологов, знатоков родовых гербов и старинного оружия, палеографов, т. е. специалистов по древним рукописям,— всех не перечесть. Однако прежде чем начать глубокое исследование произведения искусства, специалист должен убедиться в его подлинности. Что это — оригинал самого художника или копия? А может быть, это подделка? Подпись на картине не является гарантией ее подлинности, ведь ее легко подделать. А поскольку работы крупных художников и скульпторов — большая материальная ценность, случаи фальсификации их произведений многочисленны, особенно в XX в. Подделки проникают и в частные коллекции, и в государственные музеи. В ФРГ, в одной из церквей Любека, были подделаны средневековые фрески. А в музеях Голландии висели фальшивые картины Вермеера Дельфтского — одного из самых великих и самобытных художников мира (см. ст. «Голландское искусство XVII в.»). Фальсификатор картины старого мастера придает холсту или дереву древний вид, покрывает живопись темным лаком, искусственно вызывает трещины в красочном слое. Однако достаточно сделать рентгеновский снимок— и мы узнаем, чем и поверх чего написана картина. Химический анализ устанавливает, какие связующие вещества употреблены (в разные эпохи пользовались разными составами), какими красками писал автор (некоторые красители появились лишь в XIX в.) и т. д. Любопытно, что рентгенограмма позволяет узнать и то, как художник искал героев картины, как их располагал на полотне, т. е. увидеть сам процесс творчества. Вспомните картину Репина «Не ждали». Первоначально художник думал сделать главным персонажем, возвращающимся из ссылки, не мужчину, а девушку-курсистку. Это видно в эскизе картины. Но только рентгеновские лучи помогли увидеть, что в эскизе Репин хотел ввести еще и фигуру отца, предупреждающего семью о возвращении девушки. Так мы узнали о самом начальном замысле художника. Ботаники и биологи помогают установить возраст доски или сорт льна, из которого сделан холст. Искусствоведы обращаются даже к геологам, если нужно определить возраст и породу камней в мозаике (так было доказано, что мозаика «Петух» из Ивановского музея — работа древних римлян). Наконец, можно сделать макрофотографию, т. е. сильно увеличенное фотографическое воспроизведение деталей картины. Почерк художника индивидуален, его нельзя подделать. Макрофотография дает возможность сравнить живопись того или другого художника на подлинной картине с живописью произведения, которое исследуется. И тут ошибиться невозможно, даже если на первый взгляд картины очень похожи. Небезразличен бывает историку искусства и вопрос, кто изображен на картине. Прежде всего, конечно, это относится к портретам. Загадочных портретов немало. А узнать героя портрета не только интересно, но и важно, так как это помогает датировать произведение, найти имя автора, а иногда и потерять его... Так, на одном из портретов Эрмитажа, художником которого считался знаменитый французский живописец XVI в. Клуэ, изображен молодой человек лет двадцати, двадцати пяти. Подпись гласит, что это герцог Алансонский. Однако если это действительно так, то автором портрета не может быть Клуэ, так как он умер, когда герцогу было всего 11 —12 лет. И тут мы подходим к одному из самых важных вопросов атрибуции — поискам автора произведения. Как ищут автора В залах музея вы иногда видите картину с этикеткой «Неизвестный художник» или скульптуру, табличка которой, скажем, гласит: «Французский мастер XVI в.» Вплоть до XVIII — XIX вв. художники не всегда подписывали свои работы. Вместо полной подписи некоторые ставили монограмму или инициалы. Так некоторые картины и значатся в музеях, например «Мастер Е. S.». В книгах по искусству художникам дают иногда условные названия — «Мастер из Флемаля», «Мастер св. Цецилии». Как же узнать имя художника? Тут применяются все способы исследования картины, о которых мы уже говорили, но они дополняются изучением документов, каталогов, справочников, фотографий, сравнением репродукций и т. д. В фондах Музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина в Москве хранится небольшая картина «Монахиня на смертном ложе». Она долго считалась произведением неизвестного испанского художника XVIII в. Однако исследование своеобразной техники живописи картины привело к мысли, что вещь написана великим испанским художником Гойей (см. ст. «Зарубежное изобразительное искусство Х1Хв.»). Это подтвердилось и сопоставлением с его безусловно подлинными работами, например с «Портретом монахини», где, видимо, изображена та же модель. Так в нашей стране оказалась единственная картина Гойи. Поиски автора картины могут привести и к открытию нового имени в искусстве. В Третьяковской галерее хранится картина XVIII в. «Юный живописец». Долго не было известно, кто автор этой превосходной вещи. Назывались разные имена — Антропов, Дрожжин и, конечно, Лосенко (ведь его подпись была на картине!). Но ученые усомнились в подлинности подписи: по написанию букв было ясно, что она сделана в XIX в. Реставраторы ее удалили, и открылась подпись настоящего автора— «J. Firsove». Латинские буквы смутили исследователей, и они искали это имя в словарях иностранных художников. Но оказалось, что это русская фамилия — И. Фирсов. Впоследствии Третьяковская галерея приобрела другие работы художника. В историю русского искусства вошло еще одно имя — Иван Фирсов. Франс Гальс — один из величайших голландских художников XVII в. — известен как автор жанровых композиций и портретов. Однако сохранились сведения, что в молодости, стремясь добиться признания и славы, Гальс писал произведения на религиозные сюжеты (тогда это считалось самым достойным жанром живописи). Эти картины считались потерянными. Несколько лет назад научный сотрудник Эрмитажа обратил внимание на две картины, находящиеся в запаснике Одесского музея,— «Евангелист Матфей» и «Евангелист Лука». Они значились как работы неизвестного художника XIX в. Но композиция, образы, манера письма говорили о том, что картины написаны в XVII в., а качество живописи свидетельствовало о первоклассном художнике. И вот в результате долгих исследований стало ясно — это картины молодого Гальса. Таким образом, в России находятся единственные сохранившиеся произведения Гальса на религиозный сюжет (см. ст. «Голландское искусство XVII в.»). * * * Изучать и хранить памятники искусства — это значит беречь великий мир прекрасного. Каждый, кому дорого искусство, может быть помощником в этом большом, нужном и благородном деле. Тогда переживут века создания художественного гения всех времен, делая богаче и радостнее мир, в котором живет человек. «ГРАЖДАНЕ... БЕРЕГИТЕ КАРТИНЫ, СТАТУИ, ЗДАНИЯ — ЭТО ВОПЛОЩЕНИЕ ДУХОВНОЙ СИЛЫ ВАШЕЙ И ПРЕДКОВ ВАШИХ. ИСКУССТВО — ЭТО ТО ПРЕКРАСНОЕ, ЧТО ТАЛАНТЛИВЫЕ ЛЮДИ УМЕЛИ СОЗДАТЬ ДАЖЕ ПОД ГНЕТОМ ДЕСПОТИЗМА И ЧТО СВИДЕТЕЛЬСТВУЕТ О КРАСОТЕ, О СИЛЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДУШИ. ГРАЖДАНЕ, НЕ ТРОГАЙТЕ НИ ОДНОГО КАМНЯ, ОХРАНЯЙТЕ ПАМЯТНИКИ, ЗДАНИЯ, СТАРЫЕ ВЕЩИ, ДОКУМЕНТЫ — ВСЕ ЭТО ВАША ИСТОРИЯ, ВАША ГОРДОСТЬ. ПОМНИТЕ, ЧТО ВСЕ ЭТО ПОЧВА, НА КОТОРОЙ ВЫРАСТАЕТ ВАШЕ НОВОЕ НАРОДНОЕ ИСКУССТВО» Из Воззвания, Совета Рабочих и Солдатских Депутатов. 1917 год. |
ПОИСК
Block title
|