.
Меню сайта
|
КАК ХРАНЯТ И ИЗУЧАЮТ ПАМЯТНИКИ. Как «лечат», восстанавливают памятники искусстваКАК ХРАНЯТ И ИЗУЧАЮТ ПАМЯТНИКИ. Как «лечат», восстанавливают памятники искусстваВраги зримые и незримые «По случаю приготовлений к предстоящему 20-го сего февраля (1886) балу в павильоне Малого Эрмитажа... приступить к устройству в 5 кабинетах фламандской и голландской школ уборных1 комнат для высочайших особ и городских дам...» Этот документ рассказывает нам о жизни Эрмитажа в прошлом, когда музей был одной из половин царского дворца. Нам сейчас трудно представить себе, что в залах, где находились сокровища живописи и скульптуры, можно было сервировать ужин. Теперь каждый знает, что музей — это не только помещение, где выставлены картины и скульптуры, но и место, где их хранят. Но возможно, еще не все знают, какое это сложное и трудное дело и сколько зримых и незримых врагов ежедневно угрожает гибелью памятникам искусства: холод и зной, влага и сушь, колебания температуры воздуха, пыль и яркий свет, от которого выцветают краски картин. Поэтому приспущены шторы на окнах залов, на стенах висит термометр, и вы всегда увидите в музейных залах небольшой аппарат в стеклянном футляре — психрограф, регистрирующий влажность воздуха. Поэтому пастели, акварели и рисунки хранят в специальных папках и только на время выставляют в залах. Произведения искусства нужно беречь и от случайного прикосновения, которое может им повредить. Вот почему веревка не подпускает вас к скульптуре или картине слишком близко. Каждая вещь в музее имеет свой собственный номер. Под этим номером она записана в специальной книге — перечне всех сокровищ. И каждая вещь имеет свой паспорт — карточку, в которой записано, кто ее автор, какова история ее создания, каковы ее размеры, хорошо или плохо она сохранилась. Как «лечат» памятники искусства Судьба произведений искусства нередко полна превратностей. В последние месяцы войны в гитлеровской Германии в разных тайниках были спрятаны сокровища Дрезденской картинной галереи. Фашисты собирались их уничтожить, но не успели взорвать тайники. Однако находившиеся в них картины наверняка погибли бы и без взрыва, если бы их не разыскали советские воины. Величайшие сокровища мира лежали на чердаках, где гибли от холода или от жары, или в штольне, почти затопленные водой. Картины Дрезденской галереи «вылечили», вернули к жизни руки реставраторов— специалистов, восстанавливающих поврежденные художественные произведения. Но реставраторы нужны не только в таких особых случаях. Они должны следить за «здоровьем» картин и скульптур постоянно, ежедневно. Если реставратор видит, что краска начала отставать от основы, что появляется вздутие, в картину вводят специальный клей. Если лак на картине помутнел, разложился, его восстанавливают, возвращая ему прозрачность. Если начинает осыпаться красочный слой, его закрепляют; если холст стал ветхим, его дублируют, т. е. подклеивают под него еще один, новый. Но, пожалуй, самый сложный процесс реставрации — перевод на новое основание, т. е. удаление старого основания (холста, дерева или картона), на котором написано произведение, и замена его новым. Для этого поверхность картины заклеивают несколькими слоями папиросной бумаги. Затем с оборота постепенно удаляют старую основу (если холст — то выдергивают по нитке, если доска или картон — то состругивают). Когда остается только грунт (тонкий слой специального состава, нанесенный на основу) с красочным слоем, подклеивают новую основу. Но делается это в крайних случаях, когда произведению грозит гибель. Так, в Эрмитаже еще в XIX в. с дерева на холст была переведена картина Леонардо да Винчи «Мадонна Литта» (ок. 1490). Так было спасено одно из любимых произведений художника Врубеля — роспись «Надгробный плач» (1884—1889), исполненная им в стенной нише Кирилловской церкви в Киеве (см. ст. «М. А. Врубель»). От сырости и холода роспись начала осыпаться. Реставрировать ее на месте было невозможно. И реставраторы решились — они отделили живопись с грунтом от стены и подвели новую основу, достаточно прочную, чтобы удержать роспись. Сейчас «Надгробный плач» Врубеля находится в киевском Музее русского искусства. 1 Так в то время называли комнаты для переодевания. |
ПОИСК
Block title
|