. КАК ХРАНЯТ И ИЗУЧАЮТ ПАМЯТНИКИ. Как «лечат», восстанавливают памятники искусства
  
Азбука  Физкультура малышам

Детская Энциклопедия

Статистика

КАК ХРАНЯТ И ИЗУЧАЮТ ПАМЯТНИКИ. Как «лечат», восстанавливают памятники искусства

КАК ХРАНЯТ И ИЗУЧАЮТ ПАМЯТНИКИ. Как «лечат», восстанавливают памятники искусства

Враги зримые и незримые

«По случаю приготовлений к предстоящему 20-го сего февраля (1886) балу в павильоне Малого Эрмитажа... приступить к устройству в 5 кабинетах фламандской и голландской школ уборных1 комнат для высочайших особ и го­родских дам...» Этот документ рассказывает нам о жизни Эрмитажа в прошлом, когда музей был одной из половин царского дворца. Нам сейчас трудно представить себе, что в залах, где находились сокровища живописи и скульп­туры, можно было сервировать ужин.

Теперь каждый знает, что музей — это не только помещение, где выставлены картины и скульптуры, но и место, где их хранят. Но возможно, еще не все знают, какое это сложное и трудное дело и сколько зримых и незримых врагов ежедневно угрожает гибелью памятни­кам искусства: холод и зной, влага и сушь, колебания температуры воздуха, пыль и яркий свет, от которого выцветают краски картин. Поэтому приспущены шторы на окнах залов, на стенах висит термометр, и вы всегда увидите в музейных залах небольшой аппарат в стеклян­ном футляре — психрограф, регистрирую­щий влажность воздуха. Поэтому пастели, аква­рели и рисунки хранят в специальных папках и только на время выставляют в залах. Произ­ведения искусства нужно беречь и от случай­ного прикосновения, которое может им повре­дить. Вот почему веревка не подпускает вас к скульптуре или картине слишком близко.

Каждая вещь в музее имеет свой собствен­ный номер. Под этим номером она записана в специальной книге — перечне всех сокро­вищ. И каждая вещь имеет свой паспорт — карточку, в которой записано, кто ее автор, какова история ее создания, каковы ее размеры, хорошо или плохо она сохранилась.

Как «лечат» памятники искусства

Судьба произведений искусства нередко пол­на превратностей. В последние месяцы войны в гитлеровской Германии в разных тайниках были спрятаны сокровища Дрезденской картинной галереи.

Фашисты собирались их унич­тожить, но не успели взорвать тайники. Од­нако находившиеся в них картины наверняка погибли бы и без взрыва, если бы их не разыс­кали советские воины. Величайшие сокровища мира лежали на чердаках, где гибли от холода или от жары, или в штольне, почти затоплен­ные водой.

Картины Дрезденской галереи «вылечили», вернули к жизни руки реставраторов— специалистов, восстанавливающих повреж­денные художественные произведения.

Но реставраторы нужны не только в таких особых случаях. Они должны следить за «здо­ровьем» картин и скульптур постоянно, еже­дневно. Если реставратор видит, что краска начала отставать от основы, что появляется вздутие, в картину вводят специальный клей. Если лак на картине помутнел, разложился, его восстанавливают, возвращая ему прозрач­ность. Если начинает осыпаться красочный слой, его закрепляют; если холст стал ветхим, его дублируют, т. е. подклеивают под него еще один, новый.

Но, пожалуй, самый сложный процесс рес­таврации — перевод на новое ос­нование, т. е. удаление старого основания (холста, дерева или картона), на котором написано произведение, и замена его новым. Для этого поверхность картины заклеивают несколь­кими слоями папиросной бумаги. Затем с обо­рота постепенно удаляют старую основу (если холст — то выдергивают по нитке, если доска или картон — то состругивают). Когда остается только грунт (тонкий слой специального состава, нанесенный на основу) с красочным слоем, подклеивают новую основу. Но делается это в крайних случаях, когда произведению грозит гибель.

Так, в Эрмитаже еще в XIX в. с дерева на холст была переведена картина Леонардо да Винчи «Мадонна Литта» (ок. 1490). Так было спасено одно из люби­мых произведений ху­дожника Врубеля — рос­пись «Надгробный плач» (1884—1889), исполнен­ная им в стенной нише Кирилловской церкви в Киеве (см. ст. «М. А. Врубель»). От сырости и холода роспись нача­ла осыпаться. Реставри­ровать ее на месте было невозможно. И рестав­раторы решились — они отделили живопись с грунтом от стены и под­вели новую основу, до­статочно прочную, что­бы удержать роспись. Сейчас «Надгробный плач» Врубеля находит­ся в киевском Музее русского искусства.

1 Так в то время называли комнаты для переоде­вания.

ПОИСК
Block title
РАЗНОЕ