. Народное изобразительное искусство
  
Азбука  Физкультура малышам

Детская Энциклопедия

Статистика

Народное изобразительное искусство

Народное изобразительное искусство

Мы знаем имена прославленных живопис­цев и архитекторов прошлого. А целые поко­ления замечательных художников из народа порой остаются совершенно неизвестными. Их имена не сохранила история, но зато она со­хранила их прекрасные художественные тво­рения: ткани, глиняные сосуды, вышивки, рез­ную мебель и пр.

Какой бы тяжелой ни была жизнь народа, изобразительное искусство, созданное им, всег­да поражает яркостью, красочностью и особым жизнеутверждающим характером. Индейцы Аме­рики украшают себя разноцветными перьями, вешают на шею ожерелья из раковин, раскра­шивают лицо и руки, покрывают разноцвет­ными узорами свои лодки — пироги, на стенах жилища — вигвама и даже на полу делают сложные узоры из цветного песка. Изумитель­ные геометрические узоры, ромбы, орнамент в виде ломаной или кривой линии, черно-белые зигзаги покрывают одежды и жилища некото­рых племен Южной Африки.

Народное изобразительное искусство всегда тесно связано с трудом. Оно родилось в труде и создается в процессе труда, при изготовлении орудий труда, предметов обихода, одежды, жи­лищ. Оно почти всегда прикладное: его назна­чение — украсить повседневную жизнь людей, сделать красивым их быт. Народные мастера пользуются самыми простыми орудиями труда:

ножом, иглой, примитивным гончарным кру­гом или ткацким станком. Так создаются про­изведения народного искусства у русских и мон­голов, у индейцев и поляков.

Однако народный мастер — это не просто ремесленник, хорошо знакомый с теми или ины­ми свойствами материалов, это всегда худож­ник, мыслящий образами, красками, тонко чув­ствующий декоративное назначение предмета, его конструкцию и ритм.

Достаточно представить себе, как выглядела старинная изба на русском Севере, где-нибудь в Вологодской или Архангельской губернии, в XIX — начале XX в. Деревянное крыльцо, над ним резной шатер, сбоку узорные перила из точеных столбиков. Кленовые сени через низкую дверь ведут в просторную горницу. В ней налево — печь с полатями, полочками и шестками, направо — широкая лавка, а в уг­лу, под иконами,— длинный дубовый стол на пузатых точеных ножках, похожих на глиня­ные кувшины.

На столе стоят вырезанные из дерева чу­десные предметы: уточка, лебедь, конь.

«ИСКУССТВО РОЖДАЕТСЯ ТОГДА, КОГДА ЧЕЛОВЕК ЛЮБИТ ДЕЛАТЬ ВЕЩИ И В ЭТИХ ВЕЩАХ ПЕРЕДАВАТЬ СВОЮ ЛЮБОВЬ К РОДНОЙ ПРИРОДЕ И ЛЮДЯМ».

В. А. ФАВОРСКИЙ.

Они покрыты блестящим слоем олифы и расписаны красной и зеленой краской. Уточка — это рез­ная деревянная солонка. А рядом — деревянный ковш в виде большой жар-птицы, он наполнен сладким напитком, сваренным из меда. Такой ковш называется скобкарем.

На хозяйке дома белая холщовая рубаха, расшитая красными нитками по вороту и на плечах: в тончайших узорах повторяются звез­дочки, птички в квадратах, елочки, причудли­вые всадники. Поверх рубахи надет синий са­рафан из холста, на котором яркими масляными красками изображены оранжевые гроздья ря­бины, желтые ромашки и птички. Хозяйка за работой — в руках у нее вырезанная из доски прялка, которая украшена замысловатыми узо­рами.

Все это сделано руками хозяина и хозяйки дома. Хозяин вырезал и выточил предметы из дерева, украсил наличниками избу, хозяйка выткала, окрасила и вышила холсты. Они занимались этим дома в свободное от полевых работ время. Каждую вещь они сделали с лю­бовью, стремясь украсить нужные в хозяйстве предметы яркой росписью или кружевом дере­вянной резьбы.

Много общего в художественном оформлении крестьянского жилища, предметов быта, ору­дий труда и одежды можно встретить в народ­ном искусстве русских, норвежцев, литовцев, шведов, поляков и других.

Вплоть до сегодняшнего дня живут самые древние изделия народного искусства. Рассмат­ривая в музее образцы народной резьбы, роспи­си, вышивки, керамики, невольно вспоминаешь русские сказки. Как и в сказках, здесь встре­чаются фантастические персонажи: конь с дву­мя головами, птица Сирин, русалки и т. д.

В сказках всегда много волшебной яркости, смелого преувеличения. Так и в народном искусстве: ярко украшены, пестро расписаны кони, куклы-матрешки, коричнево-оранжевые медведи из дерева, зеленые петухи из глины. Они и похожи, и не похожи на настоящих жи­вотных и людей, но очень нарядны и красивы. Как и в сказках, в этих игрушках много смеш­ных, забавных деталей и метких, остроумных наблюдений.

У каждого народа есть свое собственное поэтическое и изобразительное творчество. На­пример, и в сказках, и в изобразительном на­родном искусстве Китая герои совсем другие, чем в русских сказках. В вышивке, резьбе по дереву и кости, в рисунках на тканях изобра­жены волшебные драконы, единороги и рыбы, птицы-фениксы и цветы лотоса — образы, чуж­дые русскому народному искусству. Сказки и искусство народов Африки изобилуют обра­зами тех животных, которые водятся в тропи­ческих лесах и саваннах. Это носороги, жирафы, львы, обезьяны и змеи. Индийские народные мастера часто изображают слонов.

А сколько интересного можно найти в твор­честве народов Севера, Сибири и Дальнего Вос­тока! В маленьких, вырезанных из кости фи­гурках животных, в рисунках на бересте, в узорах ковриков из меха отражается жизнь людей Севера, его ледяные поля и торосы, оленьи стада и охота на тюленей. На моржо­вых клыках талантливые чукотские мастера изображают с большой наблюдательностью це­лые сцены охоты или рубки леса.

Со времен глубокой древности человек чаще всего использовал для своих творений местный природный материал. На Севере добывали мор­жовую кость, поэтому в народном искусстве чукчей, ненцев преобладают костяные изделия.

«ИСКУССТВО ПРИНАДЛЕЖИТ НАРОДУ. ОНО ДОЛЖНО УХОДИТЬ СВОИМИ ГЛУБОЧАЙШИМИ КОРНЯМИ В САМУЮ ТОЛЩУ ШИРОКИХ ТРУДЯ­ЩИХСЯ МАСС. ОНО ДОЛЖНО БЫТЬ ПОНЯТНО ЭТИМ МАССАМ И ЛЮБИМО ИМИ. ОНО ДОЛЖНО ОБЪЕДИНЯТЬ ЧУВСТВО, МЫСЛЬ И ВОЛЮ ЭТИХ МАСС, ПОДЫМАТЬ ИХ. ОНО ДОЛЖНО ПРОБУЖ­ДАТЬ В НИХ ХУДОЖНИКОВ И РАЗВИВАТЬ ИХ».

В. И. ЛЕНИН

Север Европейской части СССР (бывшие Воло­годская, Архангельская, Олонецкая губернии) всегда был богат лесами. Эти районы славились традицией деревянной резьбы — украшениями на избах, предметах обихода и мебели. Жители Кавказа и Средней Азии ткут из овечьей шерсти узорные ковры. Киргизы, туркмены, таджики делают цветные войлочные кошмы, белые с си­ними или красными узорами, чтобы покрывать пол и стены своего жилища — юрты.

Но каким бы материалом ни пользовался народный художник, он всегда умеет раскрыть его красоту — будь то береста, корневище де­рева, цветные прутья, глина, солома, бамбук. Природная красота материала и форма худо­жественных изделий почти всегда дополняются яркой раскраской, национальными орнамента­ми, традиционными узорами. Узор обычно за­висит от вещи, которую он украшает, соответ­ствует общей форме изделия.

Много талантливых народных мастеров ра­ботает и в наше время. По всему Советскому Союзу и за рубежом широко известны вологод­ские и кировские кружевницы, палехские ма­стера лаковой миниатюры, талантливые рез­чики по дереву — игрушечники Богородска, косторезы из Холмогор, туркменские ковров­щицы, украинские гончары, узбекские резчики по камню.

В произведениях народных мастеров по­явились теперь новые темы. Наряду с этим в на­родном искусстве продолжает жить сказочная тематика. Мастера Палеха изображают битвы прославленных былинных богатырей, создают иллюстрации к «Слову о полку Игореве», к сказкам Пушкина и Бажова.

Значение народного искусства в том, что оно доступно и массово. А. М. Горький писал, что основоположниками искусства были гон­чары, кузнецы и златокузнецы, ткачихи, ка­менщики, плотники, резчики по дереву. На­родное искусство не просто слагается из твор­чества отдельных талантливых умельцев, оно представляет собой коллективное искусство на­рода той или иной страны.

Мастерство, навыки обработки материалов передавались от поколения к поколению, совер­шенствовались в течение веков, обогащались новыми приемами. Поэтому народное искусство разных стран — подлинная сокровищница ми­ровой художественной культуры.

ПОИСК
Block title
РАЗНОЕ