Народное изобразительное искусство
Народное изобразительное искусство
Мы знаем имена прославленных живописцев и архитекторов прошлого. А целые поколения замечательных художников из народа порой остаются совершенно неизвестными. Их имена не сохранила история, но зато она сохранила их прекрасные художественные творения: ткани, глиняные сосуды, вышивки, резную мебель и пр.
Какой бы тяжелой ни была жизнь народа, изобразительное искусство, созданное им, всегда поражает яркостью, красочностью и особым жизнеутверждающим характером. Индейцы Америки украшают себя разноцветными перьями, вешают на шею ожерелья из раковин, раскрашивают лицо и руки, покрывают разноцветными узорами свои лодки — пироги, на стенах жилища — вигвама и даже на полу делают сложные узоры из цветного песка. Изумительные геометрические узоры, ромбы, орнамент в виде ломаной или кривой линии, черно-белые зигзаги покрывают одежды и жилища некоторых племен Южной Африки.
Народное изобразительное искусство всегда тесно связано с трудом. Оно родилось в труде и создается в процессе труда, при изготовлении орудий труда, предметов обихода, одежды, жилищ. Оно почти всегда прикладное: его назначение — украсить повседневную жизнь людей, сделать красивым их быт. Народные мастера пользуются самыми простыми орудиями труда:
ножом, иглой, примитивным гончарным кругом или ткацким станком. Так создаются произведения народного искусства у русских и монголов, у индейцев и поляков.
Однако народный мастер — это не просто ремесленник, хорошо знакомый с теми или иными свойствами материалов, это всегда художник, мыслящий образами, красками, тонко чувствующий декоративное назначение предмета, его конструкцию и ритм.
Достаточно представить себе, как выглядела старинная изба на русском Севере, где-нибудь в Вологодской или Архангельской губернии, в XIX — начале XX в. Деревянное крыльцо, над ним резной шатер, сбоку узорные перила из точеных столбиков. Кленовые сени через низкую дверь ведут в просторную горницу. В ней налево — печь с полатями, полочками и шестками, направо — широкая лавка, а в углу, под иконами,— длинный дубовый стол на пузатых точеных ножках, похожих на глиняные кувшины.
На столе стоят вырезанные из дерева чудесные предметы: уточка, лебедь, конь.
«ИСКУССТВО РОЖДАЕТСЯ ТОГДА, КОГДА ЧЕЛОВЕК ЛЮБИТ ДЕЛАТЬ ВЕЩИ И В ЭТИХ ВЕЩАХ ПЕРЕДАВАТЬ СВОЮ ЛЮБОВЬ К РОДНОЙ ПРИРОДЕ И ЛЮДЯМ».
В. А. ФАВОРСКИЙ.
Они покрыты блестящим слоем олифы и расписаны красной и зеленой краской. Уточка — это резная деревянная солонка. А рядом — деревянный ковш в виде большой жар-птицы, он наполнен сладким напитком, сваренным из меда. Такой ковш называется скобкарем.
На хозяйке дома белая холщовая рубаха, расшитая красными нитками по вороту и на плечах: в тончайших узорах повторяются звездочки, птички в квадратах, елочки, причудливые всадники. Поверх рубахи надет синий сарафан из холста, на котором яркими масляными красками изображены оранжевые гроздья рябины, желтые ромашки и птички. Хозяйка за работой — в руках у нее вырезанная из доски прялка, которая украшена замысловатыми узорами.
Все это сделано руками хозяина и хозяйки дома. Хозяин вырезал и выточил предметы из дерева, украсил наличниками избу, хозяйка выткала, окрасила и вышила холсты. Они занимались этим дома в свободное от полевых работ время. Каждую вещь они сделали с любовью, стремясь украсить нужные в хозяйстве предметы яркой росписью или кружевом деревянной резьбы.
Много общего в художественном оформлении крестьянского жилища, предметов быта, орудий труда и одежды можно встретить в народном искусстве русских, норвежцев, литовцев, шведов, поляков и других.
Вплоть до сегодняшнего дня живут самые древние изделия народного искусства. Рассматривая в музее образцы народной резьбы, росписи, вышивки, керамики, невольно вспоминаешь русские сказки. Как и в сказках, здесь встречаются фантастические персонажи: конь с двумя головами, птица Сирин, русалки и т. д.
В сказках всегда много волшебной яркости, смелого преувеличения. Так и в народном искусстве: ярко украшены, пестро расписаны кони, куклы-матрешки, коричнево-оранжевые медведи из дерева, зеленые петухи из глины. Они и похожи, и не похожи на настоящих животных и людей, но очень нарядны и красивы. Как и в сказках, в этих игрушках много смешных, забавных деталей и метких, остроумных наблюдений.
У каждого народа есть свое собственное поэтическое и изобразительное творчество. Например, и в сказках, и в изобразительном народном искусстве Китая герои совсем другие, чем в русских сказках. В вышивке, резьбе по дереву и кости, в рисунках на тканях изображены волшебные драконы, единороги и рыбы, птицы-фениксы и цветы лотоса — образы, чуждые русскому народному искусству. Сказки и искусство народов Африки изобилуют образами тех животных, которые водятся в тропических лесах и саваннах. Это носороги, жирафы, львы, обезьяны и змеи. Индийские народные мастера часто изображают слонов.
А сколько интересного можно найти в творчестве народов Севера, Сибири и Дальнего Востока! В маленьких, вырезанных из кости фигурках животных, в рисунках на бересте, в узорах ковриков из меха отражается жизнь людей Севера, его ледяные поля и торосы, оленьи стада и охота на тюленей. На моржовых клыках талантливые чукотские мастера изображают с большой наблюдательностью целые сцены охоты или рубки леса.
Со времен глубокой древности человек чаще всего использовал для своих творений местный природный материал. На Севере добывали моржовую кость, поэтому в народном искусстве чукчей, ненцев преобладают костяные изделия.
«ИСКУССТВО ПРИНАДЛЕЖИТ НАРОДУ. ОНО ДОЛЖНО УХОДИТЬ СВОИМИ ГЛУБОЧАЙШИМИ КОРНЯМИ В САМУЮ ТОЛЩУ ШИРОКИХ ТРУДЯЩИХСЯ МАСС. ОНО ДОЛЖНО БЫТЬ ПОНЯТНО ЭТИМ МАССАМ И ЛЮБИМО ИМИ. ОНО ДОЛЖНО ОБЪЕДИНЯТЬ ЧУВСТВО, МЫСЛЬ И ВОЛЮ ЭТИХ МАСС, ПОДЫМАТЬ ИХ. ОНО ДОЛЖНО ПРОБУЖДАТЬ В НИХ ХУДОЖНИКОВ И РАЗВИВАТЬ ИХ».
В. И. ЛЕНИН
Север Европейской части СССР (бывшие Вологодская, Архангельская, Олонецкая губернии) всегда был богат лесами. Эти районы славились традицией деревянной резьбы — украшениями на избах, предметах обихода и мебели. Жители Кавказа и Средней Азии ткут из овечьей шерсти узорные ковры. Киргизы, туркмены, таджики делают цветные войлочные кошмы, белые с синими или красными узорами, чтобы покрывать пол и стены своего жилища — юрты.
Но каким бы материалом ни пользовался народный художник, он всегда умеет раскрыть его красоту — будь то береста, корневище дерева, цветные прутья, глина, солома, бамбук. Природная красота материала и форма художественных изделий почти всегда дополняются яркой раскраской, национальными орнаментами, традиционными узорами. Узор обычно зависит от вещи, которую он украшает, соответствует общей форме изделия.
Много талантливых народных мастеров работает и в наше время. По всему Советскому Союзу и за рубежом широко известны вологодские и кировские кружевницы, палехские мастера лаковой миниатюры, талантливые резчики по дереву — игрушечники Богородска, косторезы из Холмогор, туркменские ковровщицы, украинские гончары, узбекские резчики по камню.
В произведениях народных мастеров появились теперь новые темы. Наряду с этим в народном искусстве продолжает жить сказочная тематика. Мастера Палеха изображают битвы прославленных былинных богатырей, создают иллюстрации к «Слову о полку Игореве», к сказкам Пушкина и Бажова.
Значение народного искусства в том, что оно доступно и массово. А. М. Горький писал, что основоположниками искусства были гончары, кузнецы и златокузнецы, ткачихи, каменщики, плотники, резчики по дереву. Народное искусство не просто слагается из творчества отдельных талантливых умельцев, оно представляет собой коллективное искусство народа той или иной страны.
Мастерство, навыки обработки материалов передавались от поколения к поколению, совершенствовались в течение веков, обогащались новыми приемами. Поэтому народное искусство разных стран — подлинная сокровищница мировой художественной культуры.
|