. Архитектурные стили
  
Азбука  Физкультура малышам

Детская Энциклопедия

Статистика

Архитектурные стили

Архитектурные стили

В архитектуре, как и в других видах ис­кусства, существует понятие стиля, т. е. исторически сложившейся совокупности худо­жественных средств и приемов. Стиль связан с историей развития человеческого общества, его мировоззрения и идей, с историей развития архитектуры и строительной техники, с пред­ставлениями эпохи о пользе и красоте.

Древняя египетская архитектура даже в на­ши дни поражает мощью своих громадных ка­менных сооружений. Среди огромных колонн древних храмов, вздымающихся к небу и стоя­щих часто, как деревья в лесу, можно заблу­диться. Прорвавшиеся лучи света открывают взору рельефные рисунки и орнаментальные узоры, вырезанные на стволах колонн и на стенах зданий. У входа в эти храмы, как гроз­ная стража, стоят огромные статуи фараонов, лежат каменные сфинксы (см. ст. «Искусство Древнего Египта»).

Все сооружения древней египетской архи­тектуры благодаря крупным размерам и чле­нениям имеют большой масштаб. Темно-серый цвет камня придает им еще большую тяжело­весность и мрачность. Человеку, подошедшему к храму или пирамиде, кажется, что эти гро­мады созданы для могучих и жестоких существ, перед которыми он беспомощен.

Античные мастера Греции и Рима строили свои здания из белого мрамора и камня. Они хотели, чтобы здания сияли под лучами солн­ца, радовали людей, восхищали их своей кра­сотой, как статуи (см. статьи «Искусство Древней Греции» и «Искусство Древнего Рима»).

Греческие зодчие впервые в истории строительства создали архитектурный ордер, т. е. установили четкие правила художе­ственной обработки внешней формы конструк­ций, определили порядок размещения деталей и их размеры.

Посмотрите на античный храм Парфенон (447—438 до н. э.). Он стоит на высокой ка­менной площадке — пьедестале. Изящ­ные вертикальные колонны с одинаковым рит­мом обходят здание вокруг. На колонны опира­ется горизонтальный пояс — антаблемент, увенчанный крышей. Присмотритесь к рисункам и увидите, что каждая из трех названных частей здания делится в свою очередь на более мелкие части. Так, колонна имеет ствол, а вверху — красивое скульптурное украшение —капитель. Антаблемент разделен на горизонтальные полосы, одна из которых, широкая — фриз, — украшена барельефами. Над фризом выступает плита — карниз. С торцовой (т. е. поперечной) стороны здания крыша закрывается треугольной плос­костью — фронтоном.

Вот вы и познакомились с ордером, который называется дорическим. Кроме него, были еще ордеры ионический и коринфский. Они были созданы в разное время и в разных местах Древней Греции. На рисунках видно, что все три ордера имеют одинаковые основные эле­менты, но отличаются друг от друга пропорция­ми и декоративной обработкой.

Благодаря созданию ордерной системы, име­ющей размеры, членения и пропорции, близкие и понятные человеку, возвеличивающие его, ан­тичные сооружения стали образцом для архитек­туры последующих поколений.

В средние века возник готический стиль. Наиболее ярко он проявился в церковной архи­тектуре (см. ст. «Искусство средневековья в За­падной и Центральной Европе»), Средневековый собор располагался на небольшой площади, ок­руженной лабиринтом узеньких улочек. Как бы пытаясь вырваться из тесноты, он всей своей массой устремлялся ввысь. И взор человека не­вольно скользит вверх по зданию от портала (архитектурно оформленный вход) по тонким вытянутым колонкам к стрельчатым ар­кам, далее переходит на ажурные башни, увенчанные тонкими шатрами, и, наконец, ос­танавливается на острие шпиля, который высо­ко над крышами домов, над всем городом вонза­ется в небо. Готические здания отличаются оби­лием ажурных, как кружева, украшений, скульп­тур, орнаментов, поэтому и снаружи, и внутри они производят впечатление легкости и воздуш­ности. Окна, порталы, своды имеют характерную стрельчатую форму. Свет, проникающий через цветные витражи в окнах, наполняет поме­щение собора таинственным мерцающим полу­мраком.

Архитекторы Возрождения в соответствии с гуманистическим мировоззрением своей эпохи создали новый стиль — ренессанс, в котором использовали наследие античного искусства, гре­ческие архитектурные ордеры (см. ст. «Искусство итальянского Возрождения»). Правда, они примени­ли их по-новому, более свободно, с отступлением от античных канонов, в других пропорциях и размерах, в сочетании с другими архитектурными элементами.

Например, легкое изящное сооружение — капелла Пацци имеет колонны коринфского ордера, но таг у них шире, и стоят они на низ­ком пьедестале. В центральной части здания, отмечая вход, сделана арка. Над колоннами нависает высокая глухая стена, украшенная плоскими выступами — пилястрами, очень похожими по обработке на колонны. Над стеной проходит второй ярус колонн, но совершенно других пропорций. Здание завершается необыч­ной крышей — барабаном1 с конусным покрытием. Однако вся постройка уди­вительно проста и красива.

Если здания в стиле ренессанс были стро­гими по форме, с четкими прямыми линиями, то сооружения в стиле барокко, пришед­шего на смену ренессансу, отличаются обилием криволинейных форм.

Грандиозные архитектурные ансамб­ли (группа зданий, объединенных общим за­мыслом) дворцов и вилл, построенных в стиле барокко, поражают воображение обилием украшений на фасадах и внутри зданий. Прямые линии почти отсутствуют. Архитектур­ные формы изгибаются, громоздятся одна на другую и переплетаются со скульптурой. От этого создается впечатление постоянной под­вижности форм. В стиле барокко построено, на­пример, одно из красивейших зданий Ленин­града — Зимний дворец.

Дворцовая площадь, Адмиралтейство, Исаакиевский собор, Биржа — вот специфические черты архитектуры Ленинграда. Здания этого города образуют один из лучших в мире архи­тектурных ансамблей в стиле классицизм (см. статьи «Русское искусство XVIII в.» и «К. И. Росси»).

Все здания, построенные в стиле класси­цизм, имеют четкие прямолинейные формы и симметричные композиции. На фоне гладких стен выступают портики и колоннады, которые придают сооружениям тор­жественную монументальность и парадность. Декоративное убранство из барельефов и ста­туй оживляет суровый облик зданий.

Мастера классицизма сознательно заимство­вали приемы античности и ренессанса, приме­няли ордеры с античными пропорциями и де­талями. Но вместе с тем архитекторы разных стран вносили и свои новые детали и приемы.

В Москве, возле Никитских ворот, стоит дом — бывший особняк Рябушинского (1900-е го­ды), который привлекает своей необычностью. Небольшой двухэтажный дом имеет несколько выступов. Стены, облицованные светлыми ке­рамическими плитками, завершаются тонким карнизом с большим выступом. Под карнизом вокруг здания проходит керамический пояс с орнаментальным цветным рисунком.

Над входами в здание — навесы в виде арок причудливой формы, окна имеют овальные очер­тания. Рисунки металлической ограды, бал­конных решеток, оконных переплетов отли­чаются сложной формой, вычурностью.

Архитектура этого дома представляет стиль модерн, который появился в начале XX в. Этот стиль — попытка освободиться от долгого подражания античности, желание создать но­вые формы из новых строительных материа­лов — металла, стекла, бетона, керамики.

Поиски новых форм и освоение новых мате­риалов присущи и архитектуре наших дней. Современные архитекторы давно отошли от нарочитости декоративных форм и украшений и стали искать большей выразительности в са­мих конструкциях, в естественном ви­де (фактуре) строительных материалов, в про­стоте внешнего облика зданий и большей целе­сообразности внутренней планировки.

Вот, например, кинотеатр «Россия» на Пуш­кинской площади в Москве (1961). Его внешний облик выявляет внутреннее устройство здания: через прозрачную витрину фойе виден наклон­ный потолок, за которым легко угадывается амфитеатр зрительного зала.

Стеклянные стены имеют и другое назначе­ние — они как бы увеличивают размеры фойе. Находясь внутри, вы одновременно продолжаете присутствовать на площади. Архитектор усилил этот эффект, перебросив над улицей, от фойе к скверу, легкую железобетонную эста­каду.

Наконец, сочетание большой поверхности стекла, обрамленного тонкими алюминиевыми переплетами, и глухого объема кинозала соз­дает простой, но запоминающийся облик этого здания.

* * *

Мы познакомились с архитектурными стилями, возникшими только в истории европей­ской культуры. Однако нужно знать, что в мире существуют сооружения, построенные в дру­гих архитектурных стилях. Это своеобразные постройки древнего Китая, Индии, Японии, Мексики и других стран.

1 Барабан — цилиндрическая или многогранная верхняя часть здания.

 

ПОИСК
Block title
РАЗНОЕ