Архитекторы Возрождения в соответствии с гуманистическим мировоззрением своей эпохи создали новый стиль — ренессанс, в котором использовали наследие античного искусства, греческие архитектурные ордеры (см. ст. «Искусство итальянского Возрождения»). Правда, они применили их по-новому, более свободно, с отступлением от античных канонов, в других пропорциях и размерах, в сочетании с другими архитектурными элементами.
Например, легкое изящное сооружение — капелла Пацци имеет колонны коринфского ордера, но таг у них шире, и стоят они на низком пьедестале. В центральной части здания, отмечая вход, сделана арка. Над колоннами нависает высокая глухая стена, украшенная плоскими выступами — пилястрами, очень похожими по обработке на колонны. Над стеной проходит второй ярус колонн, но совершенно других пропорций. Здание завершается необычной крышей — барабаном1 с конусным покрытием. Однако вся постройка удивительно проста и красива.
Если здания в стиле ренессанс были строгими по форме, с четкими прямыми линиями, то сооружения в стиле барокко, пришедшего на смену ренессансу, отличаются обилием криволинейных форм.
Грандиозные архитектурные ансамбли (группа зданий, объединенных общим замыслом) дворцов и вилл, построенных в стиле барокко, поражают воображение обилием украшений на фасадах и внутри зданий. Прямые линии почти отсутствуют. Архитектурные формы изгибаются, громоздятся одна на другую и переплетаются со скульптурой. От этого создается впечатление постоянной подвижности форм. В стиле барокко построено, например, одно из красивейших зданий Ленинграда — Зимний дворец.
Дворцовая площадь, Адмиралтейство, Исаакиевский собор, Биржа — вот специфические черты архитектуры Ленинграда. Здания этого города образуют один из лучших в мире архитектурных ансамблей в стиле классицизм (см. статьи «Русское искусство XVIII в.» и «К. И. Росси»).
Все здания, построенные в стиле классицизм, имеют четкие прямолинейные формы и симметричные композиции. На фоне гладких стен выступают портики и колоннады, которые придают сооружениям торжественную монументальность и парадность. Декоративное убранство из барельефов и статуй оживляет суровый облик зданий.
Мастера классицизма сознательно заимствовали приемы античности и ренессанса, применяли ордеры с античными пропорциями и деталями. Но вместе с тем архитекторы разных стран вносили и свои новые детали и приемы.
В Москве, возле Никитских ворот, стоит дом — бывший особняк Рябушинского (1900-е годы), который привлекает своей необычностью. Небольшой двухэтажный дом имеет несколько выступов. Стены, облицованные светлыми керамическими плитками, завершаются тонким карнизом с большим выступом. Под карнизом вокруг здания проходит керамический пояс с орнаментальным цветным рисунком.
Над входами в здание — навесы в виде арок причудливой формы, окна имеют овальные очертания. Рисунки металлической ограды, балконных решеток, оконных переплетов отличаются сложной формой, вычурностью.
Архитектура этого дома представляет стиль модерн, который появился в начале XX в. Этот стиль — попытка освободиться от долгого подражания античности, желание создать новые формы из новых строительных материалов — металла, стекла, бетона, керамики.
Поиски новых форм и освоение новых материалов присущи и архитектуре наших дней. Современные архитекторы давно отошли от нарочитости декоративных форм и украшений и стали искать большей выразительности в самих конструкциях, в естественном виде (фактуре) строительных материалов, в простоте внешнего облика зданий и большей целесообразности внутренней планировки.
Вот, например, кинотеатр «Россия» на Пушкинской площади в Москве (1961). Его внешний облик выявляет внутреннее устройство здания: через прозрачную витрину фойе виден наклонный потолок, за которым легко угадывается амфитеатр зрительного зала.
Стеклянные стены имеют и другое назначение — они как бы увеличивают размеры фойе. Находясь внутри, вы одновременно продолжаете присутствовать на площади. Архитектор усилил этот эффект, перебросив над улицей, от фойе к скверу, легкую железобетонную эстакаду.
Наконец, сочетание большой поверхности стекла, обрамленного тонкими алюминиевыми переплетами, и глухого объема кинозала создает простой, но запоминающийся облик этого здания.
* * *
Мы познакомились с архитектурными стилями, возникшими только в истории европейской культуры. Однако нужно знать, что в мире существуют сооружения, построенные в других архитектурных стилях. Это своеобразные постройки древнего Китая, Индии, Японии, Мексики и других стран.
1 Барабан — цилиндрическая или многогранная верхняя часть здания.