.
Меню сайта
|
СкульптураСкульптураЧтобы увидеть произведения скульптуры, не обязательно посещать музей или художественную выставку. Человек, идущий по городу, видит их повсюду,— это памятники на площадях, мемориальные доски и рельефы на стенах домов, фонтаны и лепные вазы в парках и скверах. В отличие от живописи или графики, которые на плоскости создают иллюзорное впечатление пространства и объемности предметов, произведения скульптуры имеют реальный трехмерный объем и окружены реальным пространством. Зато выбор сюжетов в скульптуре по сравнению с живописью ограничен — ведь средствами скульптуры трудно показать пейзаж или обстановку, окружающую человека. Главная тема скульптуры — человек; реже встречаются изображения животных (анималистический жанр). Скульптор может показать одну фигуру или несколько в определенных взаимоотношениях. В позе или движении человека, в выражении его лица скульптор может передать и порыв, и гнев, и радость, и горе, и даже холод и непогоду («Ветер» Мухиной). Все это достигается расположением объемов в пространстве, их пропорциями, движением. Выразительности образа содействуют также пластика, моделировка, т. е. передача объемности фигуры или предмета, игра света и тени на поверхности скульптурного произведения, материал, из которого оно сделано: тяжелый суровый гранит, или белый с теплым оттенком мрамор, или легкий серо-серебристый с жесткой поверхностью алюминий. Основные виды скульптуры — круглая скульптура и рельеф. В круглой скульптуре полностью передается объем изображаемой фигуры или предмета. Ее можно обойти, рассмотреть с различных точек зрения, а это очень важно для восприятия скульптурного произведения. Ведь в зависимости от угла зрения меняются очертания и формы предмета, его контуры, силуэт изображения. Все это вносит новые эмоциональные и художественные оттенки в восприятие образа. Поэтому, создавая круглую скульптуру, художник рассчитывает или на круговой обход своего произведения — и тогда добивается выразительности со всех точек зрения, или на ограниченный обзор, а иной раз избирает один, главный аспект обозрения. В рельефе выпуклое объемное изображение помещается на плоскости. В этом виде скульптуры можно показать многофигурные группы людей, передать, хотя и скупо, пейзажное и предметное окружение. Рельеф бывает низким — это барельеф и высоким — горельеф. В барельефе изображения обычно выступают над плоскостью меньше чем па половину своего объема. В горельефе фигуры выступают из плоскости больше чем на половину объема, а иной раз почти отрываются от плоскости, приближаясь к круглой скульптуре. Реже встречается углубленный рельеф, где изображение находится либо ниже плоскости плиты, либо на ее уровне (во втором случае изображение вырубается по внешним контурам — древнеегипетские рельефы). Делая рельеф различной высоты, можно добиться ощущения известной глубины и пространственности композиции. Так как рельефы неотрывно связаны с плоскостью, они широко применяются для украшения стен зданий. В единстве с зодчеством нередко выступает и круглая скульптура. Например, статуи юных девушек, так называемые кариатиды, поддерживают крышу портика храма Эрехтейон в афинском Акрополе. Могучие атланты (в древнегреческой мифологии великаны, поддерживающие небесный свод) держат на своих плечах портик входа в ленинградский Эрмитаж. Скульптурные группы украшают фронтоны (см. ст. «Архитектурные стили») античных храмов и современных театров (над фронтоном здания Большого театра в Москве помещена колесница Аполлона с четырьмя конями). Итак, вы узнали, что скульптура бывает круглая и в виде рельефов. Однако скульптурные произведения делятся еще по назначению, по содержанию и т. д. В зависимости от своего содержания, размеров и назначения скульптура делится на монументальную и станковую. Произведения скульптуры (статуи, рельефы, памятники), связанные с архитектурой или пейзажем, называются монументальной скульптурой. Такие произведения выражают большие общественные, гражданственные идеи. Содержание их обычно героическое, возвышенное. Монументальная скульптура рассчитана на длительное существование и поэтому выполняется из прочных материалов: камня, металла. При выборе места памятника учитывают, что он должен восприниматься с дальних расстояний. В монументальной скульптуре необходимы поэтому крупные, обобщенные формы и выразительный силуэт. Большое воспитательное и идейно-гражданское значение монументальной скульптуры высоко ценил В. И. Ленин. Сразу после Октябрьской революции он предложил план «монументальной пропаганды», послуживший мощным стимулом развития советской скульптуры (см. ст. «Советское искусство 1917—1921 гг.»). Разновидность монументальной скульптуры — декоративная скульптура. Она предназначена для украшения зданий, парков, городских улиц, площадей. Это кариатиды, атланты, скульптура, украшающая фонтаны, мосты. Скульптурные произведения, по своему назначению не связанные с архитектурой или пейзажем, существующие независимо от них, называются станковой скульптурой. Их можно перемещать с места на место, устанавливать внутри здания и на открытом воздухе. Станковой скульптуре более свойственны тонкая психологическая характеристика образов и тщательная передача формы, что не обязательно для произведений монументального искусства, рассчитанных на рассмотрение со значительного расстояния. К станковой скульптуре примыкает скульптура «малых форм» (статуэтки, медали и т. п.), имеющая декоративно-прикладное назначение. Наиболее полно свойства скульптуры как особого вида искусства выражает (независимо от ее назначения) круглая скульптура. Она может изображать одну фигуру (статуя) или несколько (группа), может изображать фигуру человека целиком или фрагментами (торс, бюст). Общественные идеи обычно воплощают в монументальной статуе или группе. Станковая скульптура больше подходит для жанровых сюжетов и для портретов. Композиция в скульптуре может быть статичной (памятник Тимирязеву, скульптор Меркуров) или динамичной, как в «Марсельезе» Рюда или в статуе Мухиной «Ветер». При этом динамика может быть выражена не только резким физическим движением, но и духовным напряжением образа, как, например, в «Давиде» Микеланджело. Большую роль в скульптуре играет ритм. Ритм проявляется в повторяемости, чередовании или сопоставлении тех или иных композиционных элементов: объемов тел, мотивов их движения, линий и складок одежды и т. д. Созданию скульптурного образа помогают выразительность контура и пластичность, выявление объемности форм. Большое значение имеет освещение скульптурного произведения. Скульптор должен учитывать характер освещения того места, где будет находиться его работа. Он может использовать игру света и тени на поверхности скульптурного произведения, создавая контрасты выпуклых и вогнутых, затененных мест. Скульптура чаще всего одноцветна. Но скульпторы пользуются эффектами естественной окраски материала (цветных пород камня, цвета металла) или иной раз окрашивают свои произведения. Так, скульптуру из дерева народные мастера часто пестро раскрашивали и золотили. Очень важны для образной выразительности материал скульптуры и техника ее исполнения. Один из методов работы скульптора— пластика, лепка, т. е. создание формы из мягкой вязкой массы (глины, пластилина). При этом методе объем наращивается путем по степенного добавления материала. Другой метод — ваяние — заключается в высекании объемной формы из каменной глыбы путем отделения от нее лишних объемов. Лепка и высекание — основные виды техники скульптуры. Лепка из мягкого материала используется обычно при работе с натуры, исполнении эскиза или для изготовления небольшой модели (большая модель отливается из гипса, так как в глине она получается непрочной). Техникой отливки изготовляется и скульптура из металла. Лепит скульптор всегда сам. Высекание из камня и отливку в гипсе и металле может производить и сам скульптор, и, что бывает чаще, специальные мастера — мраморщики, литейщики, резчики и т. д. Они это делают по модели автора механическим способом, а скульптор завершает отделку произведения. Для металлической скульптуры употребляют преимущественно бронзу, реже чугун, алюминий, кованую медь и др. С древних времен широко применяют для скульптуры камень и дерево. Разнообразные по степени твердости и окраске породы камня — базальт, гранит, мрамор — обрабатываются в соответствии с их природными особенностями. Более твердые породы требуют работы крупными, малорасчлененными объемами, мягкие допускают более детальную и тонкую обработку. Первые больше подходят для монументальной скульптуры, вторые — для станковой. Выбирая материал, скульптор руководствуется его природными свойствами и их соответствием задуманному образу. |
ПОИСК
Block title
|