. Скульптура
  
Азбука  Физкультура малышам

Детская Энциклопедия

Статистика

Скульптура

Скульптура

Чтобы увидеть произведения скульптуры, не обязательно посещать музей или художест­венную выставку. Человек, идущий по городу, видит их повсюду,— это памятники на площа­дях, мемориальные доски и рельефы на стенах домов, фонтаны и лепные вазы в парках и скверах.

В отличие от живописи или графики, кото­рые на плоскости создают иллюзорное впечат­ление пространства и объемности предметов, произведения скульптуры имеют реальный трехмерный объем и окружены реальным про­странством.

Зато выбор сюжетов в скульптуре по сравне­нию с живописью ограничен — ведь средствами скульптуры трудно показать пейзаж или обста­новку, окружающую человека. Главная тема скульптуры — человек; реже встречаются изоб­ражения животных (анималистиче­ский жанр).

Скульптор может показать одну фигуру или несколько в определенных взаимоотно­шениях. В позе или движении человека, в вы­ражении его лица скульптор может передать и порыв, и гнев, и радость, и горе, и даже

холод и непогоду («Ветер» Мухиной). Все это достигается расположением объемов в про­странстве, их пропорциями, движением. Выра­зительности образа содействуют также пла­стика, моделировка, т. е. передача объемности фигуры или предмета, игра света и тени на поверхности скульптурного произве­дения, материал, из которого оно сделано: тя­желый суровый гранит, или белый с теплым оттенком мрамор, или легкий серо-серебристый с жесткой поверхностью алюминий.

Основные виды скульптуры — круглая скульптура и рельеф.

В круглой скульптуре полно­стью передается объем изображаемой фигуры или предмета. Ее можно обойти, рассмотреть с различных точек зрения, а это очень важно для восприятия скульптурного произведения. Ведь в зависимости от угла зрения меняются очертания и формы предмета, его контуры, силуэт изображения. Все это вносит новые эмоциональные и художественные оттенки в вос­приятие образа. Поэтому, создавая круглую скульптуру, художник рассчитывает или на круговой обход своего произведения — и тогда добивается выразительности со всех точек зре­ния, или на ограниченный обзор, а иной раз избирает один, главный аспект обозрения.

В рельефе выпуклое объемное изобра­жение помещается на плоскости. В этом виде скульптуры можно показать многофигурные группы людей, передать, хотя и скупо, пейзаж­ное и предметное окружение. Рельеф бывает низким — это барельеф и высоким — го­рельеф. В барельефе изображения обычно выступают над плоскостью меньше чем па поло­вину своего объема. В горельефе фигуры высту­пают из плоскости больше чем на половину объ­ема, а иной раз почти отрываются от плоскости, приближаясь к круглой скульптуре. Реже встречается углубленный рельеф, где изображение находится либо ниже плоско­сти плиты, либо на ее уровне (во втором случае изображение вырубается по внешним конту­рам — древнеегипетские рельефы).

Делая рельеф различной высоты, можно до­биться ощущения известной глубины и пространственности композиции. Так как рельефы неотрывно связаны с плоскостью, они широко применяются для украшения стен зданий.

В единстве с зодчеством нередко выступает и круглая скульптура. Например, статуи юных девушек, так называемые кариатиды, поддерживают крышу портика храма Эрехтейон в афинском Акрополе. Могучие атланты (в древнегреческой мифологии великаны, поддерживающие небесный свод) держат на своих плечах портик входа в ленинградский Эрмитаж. Скульптурные группы украшают фронтоны (см. ст. «Архитектурные стили») ан­тичных храмов и современных театров (над фронтоном здания Большого театра в Москве поме­щена колесница Аполлона с четырьмя конями).

Итак, вы узнали, что скульптура бывает круглая и в виде рельефов. Однако скульптур­ные произведения делятся еще по назначению, по содержанию и т. д. В зависимости от своего содержания, разме­ров и назначения скульптура делится на мону­ментальную и станковую.

Произведения скульптуры (статуи, рельефы, памятники), связанные с архитектурой или пей­зажем, называются монументальной скульптурой. Такие произведения вы­ражают большие общественные, гражданст­венные идеи. Содержание их обычно героичес­кое, возвышенное.

Монументальная скульптура рассчитана на длительное существование и поэтому выпол­няется из прочных материалов: камня, металла. При выборе места памятника учитывают, что он должен восприниматься с дальних расстоя­ний. В монументальной скульптуре необхо­димы поэтому крупные, обобщенные формы и выразительный силуэт.

Большое воспитательное и идейно-граждан­ское значение монументальной скульптуры вы­соко ценил В. И. Ленин. Сразу после Октябрь­ской революции он предложил план «монумен­тальной пропаганды», послуживший мощным стимулом развития советской скульптуры (см. ст. «Советское искусство 1917—1921 гг.»).

Разновидность монументальной скульпту­ры — декоративная скульптура. Она предназначена для украшения зданий, пар­ков, городских улиц, площадей. Это кариатиды, атланты, скульптура, украшающая фонтаны, мосты.

Скульптурные произведения, по своему на­значению не связанные с архитектурой или пей­зажем, существующие независимо от них, называются станковой скульпту­рой. Их можно перемещать с места на место, устанавливать внутри здания и на открытом воздухе. Станковой скульптуре более свойст­венны тонкая психологическая характеристика образов и тщательная передача формы, что не обязательно для произведений монументального искусства, рассчитанных на рассмотрение со значительного расстояния. К станковой скульп­туре примыкает скульптура «малых форм» (статуэтки, медали и т. п.), имею­щая декоративно-прикладное назначение.

Наиболее полно свойства скульптуры как особого вида искусства выражает (независимо от ее назначения) круглая скульптура. Она может изображать одну фигуру (статуя) или несколько (группа), может изображать фигуру человека целиком или фрагментами (торс, бюст).

Общественные идеи обычно воплощают в мо­нументальной статуе или группе. Станковая скульптура больше подходит для жанровых сюжетов и для портретов.

Композиция в скульптуре может быть ста­тичной (памятник Тимирязеву, скульптор Меркуров) или динамичной, как в «Мар­сельезе» Рюда или в статуе Мухиной «Ветер». При этом динамика может быть выражена не только резким физическим движением, но и ду­ховным напряжением образа, как, например, в «Давиде» Микеланджело. Большую роль в скульптуре играет ритм. Ритм проявляется в повторяемости, чередовании или сопоставлении тех или иных композиционных элементов: объемов тел, мотивов их движения, линий и складок одежды и т. д.

Созданию скульптурного образа помогают выразительность контура и пластичность, вы­явление объемности форм. Большое значение имеет освещение скульптурного произ­ведения. Скульптор должен учитывать характер освещения того места, где будет находиться его работа. Он может использовать игру света и те­ни на поверхности скульптурного произведе­ния, создавая контрасты выпуклых и вогнутых, затененных мест. Скульптура чаще всего одно­цветна. Но скульпторы пользуются эффектами естественной окраски материала (цветных пород камня, цвета металла) или иной раз окрашивают свои произведения. Так, скульптуру из дерева народные мастера часто пестро раскрашивали и золотили.

Очень важны для образной выразительно­сти материал скульптуры и техника ее испол­нения. Один из методов работы скульптора— пластика, лепка, т. е. создание формы из мягкой вязкой массы (глины, пластилина). При этом методе объем наращивается путем по степенного добавления материала. Другой ме­тод — ваяние — заключается в высека­нии объемной формы из каменной глыбы путем отделения от нее лишних объемов. Лепка и вы­секание — основные виды техники скульпту­ры. Лепка из мягкого материала используется обычно при работе с натуры, исполнении эски­за или для изготовления небольшой модели (большая модель отливается из гипса, так как в глине она получается непрочной). Техникой отливки изготовляется и скульптура из ме­талла.

Лепит скульптор всегда сам. Высекание из камня и отливку в гипсе и металле может производить и сам скульптор, и, что бывает чаще, специальные мастера — мраморщики, ли­тейщики, резчики и т. д. Они это делают по модели автора механическим способом, а скульптор завершает отделку произведения. Для металлической скульптуры употреб­ляют преимущественно бронзу, реже чугун, алюминий, кованую медь и др. С древних времен широко применяют для скульптуры камень и дерево. Разнообразные по степени твердости и окраске породы камня — базальт, гранит, мрамор — обрабатываются в соответствии с их природными особенностями. Более твердые породы требуют работы крупными, малорасчлененными объемами, мягкие допускают более детальную и тонкую обработку. Первые боль­ше подходят для монументальной скульптуры, вторые — для станковой. Выбирая материал, скульптор руководствуется его природными свойствами и их соответствием задуманному образу.

ПОИСК
Block title
РАЗНОЕ