. Книжная графика
  
Азбука  Физкультура малышам

Детская Энциклопедия

Статистика

Книжная графика

Книжная графика

Перед вами книга. Не торопитесь начинать читать. Рассмотрите преж­де, как она оформлена, хороши ли иллюстрации, красивы ли буквы, и оцените труд художника. Ведь он так же трудился над ее созданием, как и автор текста, и так же старался, чтобы книга была интересной и по­нравилась вам.

Знакомство с книгой надо начи­нать с переплета (жесткая крышка книги) или обложки (мяг­кая бумажная). Текст, рисунки и ор­наменты, напечатанные на переплете или обложке, дают первое представ­ление о содержании книги. По ним можно узнать, научное ли это сочи­нение или учебник, сборник стихов или рассказов.

Посмотрите на рисунки в статье или на переплет этого тома «Ис­кусство». Он строг, без лишних укра­шений. И вместе с тем рисунки на корешке, изображающие атрибуты ис­кусства, помогут вам безошибочно найти эту книгу среди других 11 то­мов Детской энциклопедии.

Откройте книгу. Вы увидите лист бумаги в ширину разворота книги, одной половиной наклеенный на вну­треннюю сторону переплета,—это форзац. Его художник тоже не оставил без внимания — развернутый рису­нок, изображенный на нем, подска­зывает вам, что речь в книге пойдет об искусстве.

Об этом же говорят и рисунки на титульном листе, который следует за форзацем и открывает кни­гу. Обычно на титульном листе, или на титуле, пишется фамилия ав­тора, название книги, год и место издания. Однако на титуле этой книги вы не найдете фамилии автора, по­тому что ее писал не один человек, а около ста. Их фамилии — в содержании, а на титуле стоят названия учрежде­ний, ответственных за издание,—Академия педагогических наук CCCР, издательство „Просвещение". Да и сам титул здесь необычный — он за­нимает не одну полосу, а целый разво­рот и называется разворотным.

Присмотритесь — и вы увидите, что красота титульного листа в пер­вую очередь заключается в вырази­тельном и гармоническом шрифте.

Создание шрифтов — важная об­ласть графического искусства. Ведь от рисунка каждой отдельной буквы, от ее красоты и ясности зависит красота строки и всей страницы в це­лом. А чем красивей и гармоничней все строки, тем легче и свободней чи­тается текст. Над созданием шрифтов работали многие великие художники, такие, например, как Леонардо да Винчи, Альбрехт Дюрер.

В каждом томе Детской энцикло­педии применяется несколько видов

шрифтов, которые отличаются друг от друга по начертанию и размерам. За титульным листом следует спусковая полоса. На ней начинается уже основной текст книги. Его первые буквы часто бывают очень крупного размера, это — буквицы (смотри рисунок). Они появились еще в рукописных книгах. Когда-то их разрисовывали золотом и всеми

красками, которые были у художни­ка, окружали витиеватым рисунком или сложным орнаментом. И в наши дни их часто окружают орнаментом или соединяют с рисунком.

Этот том состоит из нескольких разделов, рассказывающих о разных видах искусства: изобразительном, му­зыке, театре и др. Все разделы отде­ляются друг от друга шмуцтитулами — отдельными страницами (или разворотами) с названиями видов искусства, о которых пойдет речь. Иллюстрации, помещенные на них, также дают представление о содержа­нии этого раздела.

Иллюстрация в переводе с латинского языка означает «осве­щение». И всякое изображение, «осве­щающее», иначе — поясняющее, рас­крывающее текст, будет называться иллюстрацией.

Иллюстрация, помещенная в на­чале текста, в начале главы, назы­вается заставкой, а в конце — концовкой. Иллюстрации, зани­мающие всю страницу, или, как го­ворят, полосу книги, называются полосными, половину страни­цы — полуполосными. Суще­ствуют и совсем маленькие иллюстра­ции, плотно окруженные текстом,— это оборочные иллюстра­ции.

Приступая к иллюстрированию кни­ги, художник должен сначала хорошо изучить ее текст, ясно представить все события и всех героев литератур­ного произведения. Он должен хоро­шо изучить подробности жизни той эпохи, в которую происходит описы­ваемое действие,— жилища, костюмы, утварь, оружие и пр.— и лишь после этого начать рисовать.

И наконец, после долгих поисков, после создания бесчисленных на­бросков и эскизов, художник создает окончательный рисунок — оригинал, с которого в типографии делаются репродукции для кни­ги (см. т. 5 ДЭ, ст. «Как печата­лась эта книга»).

Над иллюстрированием Детской эн­циклопедии трудились десятки ху­дожников нашей страны, специалисты различных областей графического ис­кусства. Одни из них рисовали разно­цветной акварелью оригиналы для цветных иллюстраций, другие тушью или черной акварелью — оригиналы для черно-белых рисунков. Одни ху­дожники занимались только оформле­нием книги: подбирали шрифты и ри­сунки для обложек, форзацев и титуль­ных листов, другие делали текстовые иллюстрации. Но как ни разнообразна и ни многогранна работа художников-графиков, иллюстрирующих Детскую энциклопедию, у них одна общая за­дача — сделать статьи книги доступ­нее и яснее, помочь вам полнее и глуб­же понять их содержание.

ПОИСК
Block title
РАЗНОЕ