. Живопись
  
Азбука  Физкультура малышам

Детская Энциклопедия

Статистика

Живопись

Живопись

Живопись — один из древнейших видов ис­кусства. До наших времен дошли изображения животных и людей, сделанные еще в эпоху пер­вобытного общества на стенах пещер. С тех пор прошли многие тысячелетия, но живопись всег­да оставалась неизменным спутником духовной жизни человека. В последние века она, бесспор­но, самый популярный из всех видов изобрази­тельного искусства. Как и всякая самостоя­тельная ветвь художественного творчества, живопись обладает целым рядом неповтори­мых, оригинальных особенностей. Она повест­вует о жизни, запечатлевает людей, природу, окружающий человека предметный мир посред­ством зрительных образов. Эти образы создают­ся при помощи целой системы приемов, раз­работанных многими поколениями художников.

Как технически пишется картина? До XV—XVI вв. в Европе ее основанием (материалом, на котором пишется картина) чаще всего служило дерево различных пород, а на Востоке — шелк, пергамент, рисовая бу­мага и т. д. Современные мастера за сравни­тельно редким исключением используют в качестве основания холст. Для того чтобы холст мог впитать и удержать в себе краску, его сначала обрабатывают раствором клея

«ЖИВОПИСЕЦ, БЕССМЫСЛЕННО СРИСОВЫВАЮ­ЩИЙ,

РУКОВОДСТВУЯСЬ ПРАКТИКОЙ И СУЖДЕ­НИЕМ ГЛАЗА,

ПОДОБЕН ЗЕРКАЛУ, КОТОРОЕ ПОДРАЖАЕТ В СЕБЕ

ВСЕМ ПРОТИВОПОСТАВЛЕН­НЫМ ЕМУ ПРЕДМЕТАМ,

НЕ ОБЛАДАЯ ЗНАНИЕМ ИХ».

ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ

(проклеивают), затем грунтуют, нанося плотный слой специальной смеси. На загрунтованный холст красками наносится изо­бражение. Современные художники чаще всего используют масляные краски. До конца XIV в. наиболее распространенной тех­никой живописи была темпера (краска, приготовленная на смеси яйца с водно-клеевым раствором, а также с уксусом, квасом или ви­ном). Сегодня темпера — лишь одна из техник, чаще всего используемая в монументальной живописи. Иногда для создания картин берут водяные краски (акварель, гуашь) или сухие разноцветные мелки (пастель). Од­нако эти техники чаще употребляются для созда­ния произведений графики (см. ст. «Графика»).

Прежде чем взяться за кисть, художник обычно рисует в предварительных набросках (эскизах), а затем и на полотне облик дейст­вующих лиц, формы предметов, контуры обста­новки, намечает построение (компози­цию) будущей картины.

Если рисунок составляет, так сказать, осно­ву, скелет живописного произведения, то плоть и кровь ее — цвет, колорит, важнейшее и драгоценнейшее из преимуществ живописи по сравнению с другими видами изобразитель­ного искусства. Колорит — это цветовой строй картины, богатство и согласованность цветовых оттенков. И. Е. Репин писал: «Краски у нас — орудие, они должны выражать наши мысли. Колорит наш — не изящные пятна, он должен выражать нам настроение картины, ее душу, он должен расположить и захватить всего зрителя, как аккорд в музыке». Художники используют цвет не только для передачи реальной окраски предметов, но и для создания определенного настроения, для целей поэтического воплоще­ния замысла. Рассмотрите цветную репродук­цию картины Серова «Девочка с персиками». Голубовато-серый тон, оттененный розовым пятном платья девочки, пронизывающие каждый миллиметр полотна оттенки и отражения трепетного, мерцающего света — все это создает то впечатление свеже­сти, чистоты, юной радости жизни, которое составляет самую сущность картины. А какую огромную смысловую роль играют контрасты черного и белого в трагическом повествовании В, Сурикова «Боярыня Морозова»!

Живопись бывает двух основных видов: монументальная и станковая. Монументальная живопись так или иначе свя­зана с архитектурой: это роспись стен и потол­ков зданий, украшение их мозаикой, вит­ражами, фресками (см. ст. «Монумен­тальная живопись»).

Станковыми называют картины, которые не составляют неотъемлемой части какого-то ар­хитектурного целого или художественного ан­самбля и имеют самостоятельное значение. У станковой живописи есть много разновидно­стей — жанров. Важнейшие из них — бы­товой, исторический, портрет, пейзаж, на­тюрморт.

К историческому и бытовому жанрам принадлежат такие полотна, в которых есть действие, рассказ, повествование и запечатлены какие-либо современные или ис­торические общественные события, сцены из повседневной жизни людей. Таковы, например, «Утро стрелецкой казни» Сурикова, «Не ждали» Репина, «Допрос коммунистов» Иогансона, «Се­нокос» Пластова и т. д.

Сюжет в живописи обладает множеством своеобразных черт. В отличие от писателя ху­дожник не может показать цепь событий, про­исходящих в разных местах, в разное время. Он ограничен пределами одного момента и неиз­менной обстановки. Стало быть, живописец должен отыскать и рельефно изобразить такую ситуацию, в которой наиболее полно и разно­сторонне раскрываются и характеры действую­щих лиц, и их взаимоотношения, и весь смысл запечатленного события.

Достижению этой цели помогает художест­венный язык живописи. Ведь автор картин расска­зывает показывая. В этом зрительном повест­вовании и цвет — яркий или тусклый, спокой­ный или пламенеющий, и движение линий — стремительное, напряженное или плавное, за­медленное, и многие, многие другие особенно­сти живописного решения обладают большой выразительностью, способствуют раскрытию чувств, мыслей, настроений. Вот почему содер­жание сюжетной картины в полной мере сможет постигнуть лишь тот зритель, который увидит в ней не только определенный событийный рас­сказ, но и его живописное воплощение.

Исторический и бытовой жанры предо­ставляют художнику широкие и разносторон­ние возможности изображения жизни людей, окружающего их мира.

В произведениях иных жанров словно бы выделяется, отдельно рассматривается лишь какая-то одна из граней бытия. Так, порт­рет воспроизводит облик человека. В иных случаях герои портретных полотен показаны в привычной для них житейской обстановке, в других мы не встречаем никаких дополнитель­ных деталей (аксессуаров). Но всегда централь­ная тема портрета — изображение человека.

Первая ступень мастерства портретиста — умение достигнуть точного сходства с моделью. Но это именно только первая ступень. Глав­ная и, конечно, самая трудная задача худож­ника в этом жанре — правдиво, ярко, убеди­тельно раскрыть внутренний мир изображаемого человека, основные черты его характера, психологии.

«ЖИВОПИСЬ — ЭТО ПОЭМА В КРАСКАХ,

ПОЭ­ЗИЯ — ЭТО КАРТИНА В СЛОВАХ».

Древнекитайский художник ВАН ВЭЙ

Превосходные образцы портретного ма­стерства мы встречаем в творчестве Ремб­рандта, Веласкеса, Кипренского, Репина, Се­рова, Нестерова, Корина и других.

Произведения живописи, изображающие картины природы, относятся к жанру пей­зажа. Мастера этого жанра передают наибо­лее характерные, типичные, существенные чер­ты облика природы той или иной страны, края, места. Однако цель подлинного мастера пейзаж­ного искусства — не просто запечатлеть тот или иной вид, но отразить взаимодействие меж­ду миром природы и миром человеческих чувств и настроений. А это всегда связано с мировоз­зрением художника, определенными идеями, переживаниями. Например, пейзаж в знамени­той «Владимирке» Левитана (1892, Третьяков­ская галерея, Москва), изображающий дорогу, по которой в царские времена гнали на каторгу арестантов, словно бы сгущает чувства тяжести, скорби, глубокой горечи. В пейзаже Саврасова «Грачи прилетели»  зрелище ранней русской весны внушает чув­ства светлой надежды, легкой, задумчивой грусти. Проникновенные образы родной при­роды мы встречаем и во многих работах таких мастеров советского пейза­жа, как И. Грабарь, М. Сарьян, С. Герасимов, в картинах Г. Нисского, А. Дейнеки, Ю. Пименова и ряда других художников.

Задача жанра, именуемо­го натюрморт,— изоб­ражение различных пред­метов повседневного обихо­да, фруктов, цветов, обста­новки человеческой жизни. Французское словосочетание «натюрморт» в буквальном переводе означает «мертвая природа». Действительно, в картинах этого жанра пока­зываются только неодушев­ленные предметы. Однако подлинно художественные на­тюрморты отнюдь не безжиз­ненные копии натуры. Так же как и в пейзажах, в на­тюрмортах своеобразно отра­жаются представления совре­менников о прекрасном, их думы и настроения. Напри­мер, в советском отделе Тре­тьяковской галереи вы мо­жете увидеть натюрморты Машкова «Снедь московская. Хлебы» (см. илл., стр. 289), «Снедь московская. Мясо, дичь». Художник изобра­зил продукты — сочные, дразнящие в своем пиршест­венном великолепии. Он вос­пел обилие даров земли, ее плодородие, щедрость. Такой характер изображения крас­норечиво говорит о жизне­утверждающем взгляде на мир, полнокровном оптимиз­ме. Сходные черты, хотя и всякий раз индивидуально выраженные, мы можем най­ти в замечательных натюр­мортах советских художни­ков П. Кончаловского, М. Сарьяна и других.

Таким образом, все жан­ры живописи — каждый по-своему могут выразить большие идеи и чувства, вол­нующие людей.

ПОИСК
Block title
РАЗНОЕ