.
Меню сайта
|
Искусство социалистического реализмаИскусство социалистического реализмаИскусство, которое правдиво отображает жизнь общества в ее революционном развитии и способствует приходу светлого будущего, и есть искусство социалистического реализма. Искусство это родилось в эпоху борьбы и победы рабочего класса. Оно — продолжение традиций мирового реалистического искусства. Основоположником направления социалистического реализма в литературе был великий пролетарский писатель Максим Горький (см. т. 11 ДЭ, статьи «А. М. Горький», «Социалистический реализм — метод советской литературы»). Вслед за ним и другие писатели, художники, скульпторы, актеры и режиссеры сделали героями своих произведений рабочих, крестьян — тех, кто должен победить в надвигающейся революции. И они действительно победили. С рождением Страны Советов искусство социалистического реализма расцвело во всех видах и жанрах. Это можно увидеть, обратившись, например, к театру, который обладает особенно сильным воздействием на людей, потому что каждый спектакль — это итог творческих усилий большого коллектива. Посмотрите спектакль «Егор Булычев и другие», поставленный многими театрами нашей страны. Эта замечательная пьеса, широко признанная и любимая зрителем, написана в 1932 г. Горьким — зрелым мастером, достигшим полного расцвета своего таланта. В чем же заключается сюжет «Егора Булычева»? Купец, наживший большое состояние, в течение многих лет верил в незыблемость капиталистического уклада и церкви, считал такое положение вещей нормальным. Но вот война, разруха, голод и страшная нищета народа заставляют его задуматься, а затем и совсем разувериться в правильности уклада жизни. Разочаровался Булычев и в религии и церкви, которая призывала народ к смирению и именем бога направляла на кровопролитную войну. Булычев наконец понимает, что и сам он «не на той улице жил». Слабея и морально и физически, он тяжко заболевает. А вокруг него разгорается борьба. Его дочь Шурка, студент Тятин, революционер Лаптев хотят ему помочь, открыть правду. Но вся семья во главе с попом Павлином стремится удержать Булычева в прежних воззрениях на жизнь. Спектакль по этой пьесе режиссер мог бы поставить по-разному. Ведь можно пьесу Горького поставить и так, что она превратится в мрачную семейную драму, в повествование об умирающем купце. И больше ничего. Но для того чтобы спектакль «Егор Булычов» отвечал требованиям искусства социалистического реализма, режиссер должен стремиться оттенить социальное звучание пьесы и особенно ярко выявить те места в ней, где видны ростки светлой, новой жизни. Подчеркивая и выявляя это, создатели спектакля — в Театре им. Евг. Вахтангова Б. Захава (1932), во МХАТе Вл. И. Немирович-Данченко и В. Сахновский (1934) — добивались того, чтобы зритель ясно почувствовал, как закономерна сама смерть Булычева — представителя умирающего класса. Потому его смерть и не вызывает особого сожаления. Ведь в то самое время, когда больной Булычов мечется, не зная, что ему делать, за окнами его мрачного дома уже слышатся молодые голоса, звучат революционные песни. Это новое, сильное поколение, которое знает, что ему делать. Шурка распахивает окна, в комнату врывается струя свежего воздуха, напоенного революционным духом восставшего народа. Сама Шурка с развевающимися рыжими волосами подобна горящему факелу. Завороженно глядит она на улицу, радостно приветствует рабочую демонстрацию. И мы верим — она найдет место в жизни и будет жить «на своей улице». Столь же ярко черты социалистического реализма выражены и в искусстве других советских мастеров: живописцев, композиторов, графиков, скульпторов, кинематографистов. Что же объединяет лучшие произведения советских художников — представителей различных видов искусства, будь то скульптура В. Мухиной «Рабочий и колхозница» или балет Б. Асафьева «Пламя Парижа», гордость советского киноэкрана — фильмы «Броненосец «Потемкин» режиссера С. Эйзенштейна и «Чапаев» братьев Васильевых или полотно «Допрос коммунистов» Б. Иогансона и армянские пейзажи М. Сарьяна, «Оптимистическая трагедия» Вс. Вишневского или «Ленинградская симфония» Д. Шостаковича, под знамена самого передового направления в искусстве — социалистического реализма? Прежде всего это подлинный оптимизм и человечность, это общность идейных позиций и взглядов, общность мировоззрения, это высокая идейность, глубокая народность и партийность. Свое замечательное произведение — «Ленинградскую симфонию» Шостакович написал в годы Великой Отечественной войны в осажденном Ленинграде. Композитор с потрясающей силой и убедительностью выражает в музыке мужество советского народа, уверенность, что будут разгромлены полчища, которые дерзнули вторгнуться в великую страну социализма. Искусство социалистического реализма привлекательно для всех передовых людей мира и для всех прогрессивных художников. Недаром среди творцов этого направления, идущих вместе с пролетариатом, такие крупные мастера, как писатели Л. Арагон, Н. Хикмет, Б. Брехт, скульптор Ф. Кремер и многие другие... Искусству социалистического реализма свойственны особое обаяние художественного открытия мира, глубокая правда жизни, которую ощущает каждый зритель, читатель, слушатель. Это не просто достоверное изображение того, что встретилось мастеру, но, кроме того, еще и открытие для всех постигнутых художником законов жизни, закономерностей ее движения. Художник социалистического реализма предвидит и показывает нам те, может быть, едва заметные ростки, из которых вызреет новое, светлое, чему суждено победить. И за это новое художник призывает бороться во имя торжества гуманизма, для счастья всего человечества, убеждая нас силой искусства в величии и благородстве прогрессивных идей. Ведь у трудящихся и у тех, кто посвятил им свой художественный талант,— цели единые, хотя и разные пути. Об этом с высокой поэтической страстностью говорил Маяковский: Пролетарии приходят к коммунизму низом— низом шахт, серпов и вил,— я ж с небес поэзии бросаюсь в коммунизм, потому что нет мне без него любви. |
ПОИСК
Block title
|