. Искусство социалистического реализма
  
Азбука  Физкультура малышам

Детская Энциклопедия

Статистика

Искусство социалистического реализма

Искусство социалистического реализма

Искусство, которое правдиво отображает жизнь общества в ее революционном развитии и способствует приходу светлого будущего, и есть искусство социалистического реализма.

Искусство это родилось в эпоху борьбы и побе­ды рабочего класса. Оно — продолжение тра­диций мирового реалистического искусства.

Основоположником направления социалис­тического реализма в литературе был великий пролетарский писатель Максим Горький (см. т. 11 ДЭ, статьи «А. М. Горький», «Социалисти­ческий реализм — метод советской литературы»). Вслед за ним и другие писатели, художники, скульпторы, актеры и режиссеры сделали ге­роями своих произведений рабочих, крестьян — тех, кто должен победить в надвигающейся революции. И они действительно победили.

С рождением Страны Советов искусство со­циалистического реализма расцвело во всех видах и жанрах. Это можно увидеть, обратив­шись, например, к театру, который обладает особенно сильным воздействием на людей, потому что каждый спектакль — это итог твор­ческих усилий большого коллектива.

Посмотрите спектакль «Егор Булычев и дру­гие», поставленный многими театрами нашей страны. Эта замечательная пьеса, широко при­знанная и любимая зрителем, написана в 1932 г. Горьким — зрелым мастером, достигшим пол­ного расцвета своего таланта. В чем же заклю­чается сюжет «Егора Булычева»?

Купец, наживший большое состояние, в те­чение многих лет верил в незыблемость капита­листического уклада и церкви, считал такое положение вещей нормальным. Но вот война, разруха, голод и страшная нищета народа за­ставляют его задуматься, а затем и совсем разу­вериться в правильности уклада жизни. Разочаровался Булычев и в религии и церкви, которая призывала народ к смирению и именем бога направляла на кровопролитную войну. Булычев наконец понимает, что и сам он «не на той улице жил». Слабея и морально и физи­чески, он тяжко заболевает. А вокруг него раз­горается борьба. Его дочь Шурка, студент Тя­тин, революционер Лаптев хотят ему помочь, открыть правду. Но вся семья во главе с попом Павлином стремится удержать Булы­чева в прежних воззрениях на жизнь.

Спектакль по этой пьесе режиссер мог бы поставить по-разному. Ведь можно пьесу Горь­кого поставить и так, что она превратится в мрачную семейную драму, в повествование об умирающем купце. И больше ничего. Но для того чтобы спектакль «Егор Булычов» отвечал требованиям искусства социалистического реа­лизма, режиссер должен стремиться оттенить социальное звучание пьесы и особенно ярко выявить те места в ней, где видны ростки свет­лой, новой жизни. Подчеркивая и выявляя это, создатели спектакля — в Театре им. Евг. Вах­тангова Б. Захава (1932), во МХАТе Вл. И. Не­мирович-Данченко и В. Сахновский (1934) — добивались того, чтобы зритель ясно почувст­вовал, как закономерна сама смерть Булыче­ва — представителя умирающего класса. По­тому его смерть и не вызывает особого сожале­ния. Ведь в то самое время, когда больной Булычов мечется, не зная, что ему делать, за ок­нами его мрачного дома уже слышатся молодые голоса, звучат революционные песни. Это но­вое, сильное поколение, которое знает, что ему делать. Шурка распахивает окна, в комнату врывается струя свежего воздуха, напоенного революционным духом восставшего народа. Са­ма Шурка с развевающимися рыжими волосами подобна горящему факелу. Завороженно гля­дит она на улицу, радостно приветствует рабо­чую демонстрацию. И мы верим — она найдет место в жизни и будет жить «на своей улице».

Столь же ярко черты социалистического реа­лизма выражены и в искусстве других совет­ских мастеров: живописцев, композиторов, гра­фиков, скульпторов, кинематографистов.

Что же объединяет лучшие произведения советских художников — представителей раз­личных видов искусства, будь то скульп­тура В. Мухиной «Рабочий и колхозница» или балет Б. Асафьева «Пламя Парижа», гордость советского киноэкрана — фильмы «Броненосец «Потемкин» режиссера С. Эй­зенштейна и «Чапаев» братьев Васильевых или полотно «Допрос коммунистов» Б. Иогансона и армянские пейзажи М. Сарьяна, «Оптими­стическая трагедия» Вс. Вишневского или «Ленинградская симфония» Д. Шостаковича, под знамена самого передового направления в искусстве — социалистического реализма? Прежде всего это подлинный оптимизм и чело­вечность, это общность идейных позиций и взглядов, общность мировоззрения, это высо­кая идейность, глубокая народность и партий­ность.

Свое замечательное произведение — «Ленинград­скую симфонию» Шостакович написал в годы Ве­ликой Отечественной войны в осажденном Ле­нинграде. Композитор с потрясающей силой и убедительностью выражает в музыке мужество советского народа, уверенность, что будут раз­громлены полчища, которые дерзнули втор­гнуться в великую страну социализма.

Искусство социалистического реализма при­влекательно для всех передовых людей мира и для всех прогрессивных художников. Неда­ром среди творцов этого направления, идущих вместе с пролетариатом, такие крупные мастера, как писатели Л. Арагон, Н. Хикмет, Б. Брехт, скульптор Ф. Кремер и многие другие...

Искусству социалистического реализма свойственны особое обаяние художественного открытия мира, глубокая правда жизни, кото­рую ощущает каждый зритель, читатель, слу­шатель. Это не просто достоверное изображение того, что встретилось мастеру, но, кроме того, еще и открытие для всех постигнутых худож­ником законов жизни, закономерностей ее дви­жения. Художник социалистического реализма предвидит и показывает нам те, может быть, едва заметные ростки, из которых вызреет новое, светлое, чему суждено победить. И за это новое художник призывает бороться во имя торжества гуманизма, для счастья всего человечества, убеждая нас силой искусства в величии и благородстве прогрессивных идей.

Ведь у трудящихся и у тех, кто посвятил им свой художественный талант,— цели еди­ные, хотя и разные пути. Об этом с высокой поэтической страстностью говорил Маяковский:

Пролетарии приходят к коммунизму низом—

низом шахт, серпов и вил,—

я ж с небес поэзии бросаюсь в коммунизм,

потому что нет мне без него любви.

ПОИСК
Block title
РАЗНОЕ