.
Меню сайта
|
Искусство — и познание, и созидание, и общениеИскусство — и познание, и созидание, и общениеОчевидно, искусство служит людям как познание? Но разве наука, достигшая в наше время таких высот, не удовлетворяет сполна жажду познания и почему необходим еще иной вид познания — художественный? Поставим вопрос шире: что вообще представляет собой положительная деятельность общественного человека? По-видимому, ее можно свести к трем основным процессам: производству материальных и духовных ценностей, познанию и, наконец, общению людей между собой. Эти три процесса взаимосвязаны и невозможны друг без друга: чтобы что-то создавать, надо познавать свойства и законы окружающего мира и при этом действовать совместно и согласованно с другими людьми, т. е. разумно общаться. Однако в развитом обществе эти процессы осуществляются разными профессиональными группами людей. Ученые заняты исследованием существующего, познанием его законов, но сами они, как правило, новых предметов, новых материальных ценностей не производят. Это делают уже другие: рабочие, инженеры, строители. А третья категория профессий обслуживает сферу самых разнообразных связей внутри общества. Это государственные и общественные деятели, педагоги, врачи, юристы, работники торговли и т. д. Такое разделение труда кажется необходимым и разумным, но оно имеет свои отрицательные стороны, которые в особенности сказываются в эпоху капитализма, когда разделение труда доходит до крайнего раздробления. Человек оказывается замкнутым в свою узкую специальность, как в клетку, отгораживающую его от остального мира, и живет не всей полнотой своего существа, своих способностей и возможностей, а только их небольшой частицей. Его человеческая сущность ограничивается и обедняется. Об этом много писал Маркс, указывая, что калечащее действие разделения труда не является исторически непреодолимым. Оно будет преодолено в коммунистическом обществе, где «никто не ограничен исключительным кругом деятельности, а каждый может совершенствоваться в любой отрасли». Но в предшествующей истории, говорил Маркс, это закрепление за каждым особого круга деятельности является одним из главных моментов. С художниками дело обстоит иначе. Сам характер их деятельности не позволяет им замыкаться в кругу узких интересов. Он требует от художника наибольшей раскрытости миру, наибольшей отзывчивости и широты индивидуального бытия: это заложено как условие в самой деятельности эстетического отражения. Итак, даже внутри раздробленного мира искусство представляет собой фактор, противящийся раздроблению, и это необычайно важно. Анализируя природу искусства, мы видим, что три названных процесса человеческой деятельности в нем как бы совмещены и представляют нечто единое, слитное. В самом деле, эстетическое отражение действительности есть тем самым ее познание. Но искусство не только познает. Оно, сверх того, еще и творит, созидает. Ведь каждое произведение искусства — картина, фильм, поэма — представляет собой некий искусно созданный прекрасный предмет: в этом смысле искусство иногда называют священным ремеслом, а художника — мастером. В искусстве мало что-то переживать, понимать — надо еще уметь делать, уметь воплотить, материализовать пережитое и познанное. И художник это делает сам, не передоверяя никому другому. И наконец, — это, может быть, самое главное — искусство есть общение между людьми. Самое высокое, духовно-нравственное общение, обмен не только идеями, но и чувствами. Оно обладает колоссальной силой внушения и является сильнейшим средством воспитания, формирования личности. В этом единстве функций — познания, созидания а общения — каждая из них выступает в своеобразном качестве, неся в себе человеческое, духовное содержание. Что, собственно, познает искусство, каков предмет его познания? Весь мир? Да, но под особым углом зрения, а именно мир с позиций человеческого отношения к нему, человеческого восприятия мира. Наука, особенно если говорить о точных или естественных науках, познает законы природы, независимые от человека. Наука поэтому абсолютно объективна: физик не должен давать волю своим эмоциональным предпочтениям, своим желаниям видеть действительность такой, а не другой, он должен остерегаться слишком примешивать свое «я» к своим выводам. А художник никак не может и не должен отрешиться от выражения своей личности в искусстве, потому что постигаемый им мир — это мир, зависимый от человека, искусство же — самопознание человечества. Какие мы сами, какие сокровенные возможности в нас заложены, как мы понимаем добро и зло, чего мы ждем от нашего, человеческого мира и чего нам в нем недостает — вот какого рода знания несет нам искусство. И воспринимаются они иначе, чем научные истины. Ведь искусство не только познание, но и духовное общение; чтобы такое общение состоялось, нужно взаимопонимание между художником и читателем (зрителем, слушателем). Оно возникает при соответствующей душевной настроенности со стороны воспринимающего. Другими словами: восприятие искусства — процесс активный, а не пассивный, обе стороны как бы идут друг другу навстречу. Зерно, брошенное художником, должно упасть на благодатную, подготовленную почву — тогда оно даст всходы. Художник велик, если он уловил думу времени, если он высказал то, что уже бродило и назревало в сердцах его современников, но еще неясно ими осознавалось. Художник не только доводит это смутно бродящее до духовной проясненности, но и материализует его в том, что он творит. Эта «модель мира» и есть произведение искусства: то, что художник познал и открыл, закрепляется в нем на века. Поэтому общение людей посредством искусства долговечно и прочно. * * * Искусство — прообраз универсальной творческой деятельности, неурезанной, нерасчлененной, воссоединяющей в себе работу ума, сердца и рук. Оно расширяет границы личности, не допуская ее замкнуться в самой себе. Роль искусства была неизменно велика на всех этапах человеческой истории. Она вырастает еще больше в эпоху социализма, являющегося первым этапом коммунистического общества. Когда же будет построено коммунистическое общество, можно думать, что значение искусства возрастет, как никогда, и самые различные виды человеческой деятельности, производственной и научной, в свою очередь сблизятся по своему характеру с деятельностью художественной. |
ПОИСК
Block title
|