. Красота и правда искусства
  
Азбука  Физкультура малышам

Детская Энциклопедия

Статистика

Красота и правда искусства

Красота и правда искусства

Вообще говоря, красота и в жизни и в при­роде совсем не означает миловидности, прият­ности. Она нечто большее — сила духа, гармо­ния, глубина понимания. В искусстве красота неотделима от внутренней правды, характер­ности. Об этом хорошо сказал скульптор Ро­ден: «В искусстве прекрасно только характер­ное. Характер — это глубокая правда любого явления природы, все равно — прекрасно оно или безобразно».

Таким образом, произведения искусства (истинного, неподдельного) являются эстети­ческими ценностями, независимо от того, пре­красные или безобразные явления жизни в них отражены. Эстетическая ценность произведе­ний искусства определяется мерой внутренней правды, т. е. качеством отражения. Но если так, то сама собой напрашивается необходи­мость дополнить наше первоначальное опреде­ление искусства как эстетической деятельности понятием отражения. Искусство эстетичес­кое отражение действительности.

Этим, кстати, мы ответим и на возражения нашего воображаемого собеседника о том, что эстетические ценности добываются не только искусством. И это правда. Красота есть и в математике, и в конструкции машины, и в спорте, и в шахматах, и во многом другом, что делают люди. Но только в искусстве красота связана с широким эстетическим отражением жизни. Шахматная партия изящна сама по себе и в себе: она ни о чем другом, кроме себя са­мой, не говорит нам. Гимнастические упраж­нения тоже красивы, но и гимнаст ни о чем не рассказывает — он только действует в пре­делах своей спортивной задачи. Где же прохо­дит тонкая грань, отделяющая гимнастику от искусства — например, такого близкого к ней искусства, как балет? Она проходит, видимо, там, где пластические телодвижения начинают передавать некое содержание, о чем-то расска­зывать. Балерина не просто танцует — она тан­цует влюбленную девушку, умирающего лебе­дя, злую колдунью, радость, скорбь. Здесь эсте­тическое действие перерастает в эстетическое отражение, здесь начинается искусство.

То же в архитектуре или в прикладном ис­кусстве. Об одном здании мы скажем, что это просто дом, произведение строительной тех­ники,— пусть даже оно построено добротно. О другом — что это художественное произве­дение, потому что оно не просто защищает человека от внешней среды, но, сверх того, говорит нам о вкусах, нравах, идеалах людей и о времени, в которое они живут (см. ст. «Ар­хитектура»).

ПОИСК
Block title
РАЗНОЕ