|
НАУЧНО-ФАНТАСТИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
НАУЧНО-ФАНТАСТИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
Понятие научно-фантастической литературы охватывает сложный и разнообразный круг явлений художественно-литературного творчества.
Еще испокон веков человечество тревожила мечта о будущем, об освобождении от суровой власти природы и, стало быть, о создании условий для того, чтобы, покорив природу, человек открыл себе путь к счастливой жизни. Наука, по выражению Горького, создает вторую природу. От этой второй природы во многом зависит и организация общественной жизни, а от общества зависит и развитие человека.
Природа и наука, общество и человек — таков круг вопросов научно-фантастической литературы, определяющий многообразие ее интересов и ее художественных форм.
Уже древние сказки повествуют нам о ковре-самолете, о скатерти-самобранке, о живой воде, исцеляющей раны. В них нам слышится мечта о покорении природы, о могуществе человека, о светлом будущем.
Более четырехсот лет назад была опубликована книга Т. Мора «Утопия» (1516), где рассказывалось о жизни фантастического острова, носившего название «Утопия». На примере своей «Утопии» писатель стремился показать, как можно создать человеческое общество, основанное на справедливости, равенстве, почетном и обязательном для всех труде. Со времени выхода «Утопии» фантастические произведения о будущем человеческого общества стали называть утопическими. Такого рода произведения возникали еще в античной литературе, появлялись они и после Т. Мора [«Город солнца» (1623) Кампанеллы, «Новая Атлантида» (1604) Френсиса Бэкона и др.].
В романе «Что делать?» Н. Г. Чернышевского (см. ст. «Н. Г. Чернышевский») описаны, в частности, сны героини романа Веры Павловны. В четвертом ее сне автор дает утопическое изображение будущего общества, соответствующего передовым идеалам своего времени. Это наиболее значительная утопия в русской литературе.
По мере развития науки писатели, стремившиеся предугадать будущее человека, все чаще и чаще стали обращаться к науке, чтобы, рисуя картины жизни человека в будущем, обосновывать их данными науки, как бы угадывая и предсказывая ее открытия. В XIX в. особое значение в этом отношении имело творчество Жюля Верна (см. ст. «Писатели Франции» из раздела «Зарубежная литература XIX в.»). В большинстве его произведений предвосхищены позднейшие изобретения и открытия. Герои его 58 романов — люди, преданные науке, находящие в ней опору для преодоления жизненных трудностей («Таинственный остров»). Здесь перед нами пример подлинно научно-фантастической литературы: в центре внимания писателя вопросы, связанные с развитием науки, и вместе с тем они решаются в неразрывной связи с жизнью людей, их деятельностью, их стремлениями.
В конце XIX — начале XX в. проявляется творчество Г. Уэллса (см. ст. «Писатели Англии» из раздела «Зарубежная литература XX в.»). В его романах «Машина времени (1895), «Борьба миров» (1898) и других ставятся вопросы, до сих пор сохранившие жгучий интерес: о путешествии во времени, о встрече с инопланетной цивилизацией.
Но особое значение научно-фантастическая литература приобрела в наше время. Во второй половине XX в. наука достигла высот, с которых широко видны дали развития человечества в будущем: открыта атомная энергия, проложена дорога в космос, проясняются законы наследственности, радиоаппаратура ловит голоса вселенной, отыскивая сигналы инопланетных цивилизаций.
Перед научно-фантастической литературой открыты совсем новые перспективы. Она с особенной уверенностью может предвосхищать новые победы науки и осмысливать, что они несут человечеству, как они скажутся на общественном строе, на жизни людей.
Научная теория коммунизма помогает писателям более ясно предугадывать пути общественного развития, предсказывать, как будет развиваться человеческая личность.
Имена виднейших представителей научно-фантастической литературы широко известны во всем мире.
Следует ясно представлять себе те творческие трудности, которые встают перед писателями, работающими в этой области. С одной стороны, они должны стоять на уровне современной научной разработки тех проблем, которым посвящены их произведения. С другой — они должны владеть мастерством изображения человеческих характеров и отношений, без чего не может быть полноценным художественное произведение. Не случайно многие писатели-фантасты сами непосредственно участвуют в научной работе (ученым, академиком был В. А. Обручев, автор научно-фантастических романов «Плутония» и «Земля Санникова», А. Кларк, Ф. Хойл, Б. Стругацкий— астрономы, А. Азимов — биохимик, И. Ефремов — палеонтолог, Ч. Оливер — антрополог, У. Морисон, М. Емцев, Я. Парнов — химики, А. Днепров — кандидат физико-математических наук и т. д.).
Наука и научно-фантастическая литература как бы переплетаются между собой. Поучительны слова И. Ефремова в его предисловии к роману «Туманность Андромеды»: «Еще не была закончена первая публикация этого романа в журнале, а искусственные спутники уже начали облет нашей планеты... Еще в процессе писания я изменял время действия в сторону его приближения к нашей эпохе. Сначала мне казалось, что гигантские преобразования планеты и жизни, описанные в романе, не могут быть осуществлены ранее, чем через три тысячи лет. Я исходил в расчетах из общей истории человечества, но не учел темпов ускорения технического прогресса и главным образом тех гигантских возможностей, практически почти беспредельного могущества, которое даст человечеству коммунистическое общество.
При доработке романа я сократил намеченный сначала срок на тысячелетие. Но запуск искусственных спутников Земли подсказывает мне, что события романа могли бы совершиться еще раньше. Поэтому все определенные даты в «Туманности Андромеды» изменены на такие, в которые сам читатель вложит свое понимание и предчувствие времени».
Прошло менее десяти лет, а уже на очереди, можно сказать, высадка человека на Луне, и, стало быть, опять можно задуматься о новых сроках исполнения мечты писателя.
Понятно, что перед научно-фантастической литературой стоит столько многообразных задач и вопросов, что в решении их она может идти в различных направлениях.
Американский писатель X. Гернсбек говорит в предисловии к своему роману «Ральф 124С41 +» (1911), что он должен «рассказать читателю о будущем с точностью, совместимой с современным поразительным развитием науки. Автору хочется особо обратить внимание читателя на то обстоятельство, что, хотя многие изобретения и события... могут показаться ему странными и невероятными, они не невозможны и не выходят за пределы досягаемости науки».
А вот как определяет свои цели такой выдающийся американский писатель — Р. Брэдбери: «Техническая сторона научной фантастики интересовала меня неизмеримо меньше, чем связанные с ней моральные и социальные вопросы — влияние техники на отношения между людьми».
Другое направление творческих интересов у такого крупного писателя, как С. Лем. В том пути «вперед и выше», которым идет человечество, он предвидит неизбежность его столкновений с такими явлениями, которые не смогут быть охвачены нашим предвидением, которые он обозначает, как «Неизвестное». «Эта встреча с Неизвестным,— говорит он,— должна породить целый ряд проблем познавательной природы, природы философской, психологической и моральной. Решение этих проблем силой, например бомбардировкой неизвестной планеты, естественно, ничего не дает. Это просто уничтожение явления, а не концентрация усилий для того, чтобы его понять. Люди, попавшие в это Неизвестное, должны будут постараться понять его. Может быть, это удастся не сразу, может быть, потребуется много труда, жертв, недоразумений, даже поражений». В таких произведениях, как «Солярис», «Непобедимый», «Эдем», С. Лем и сталкивает своих читателей с явлениями, которые не могут, так сказать, уложиться в человеческое восприятие, но с которыми человеку приходится встречаться и бороться.
Но если мы обратимся к «Туманности Андромеды» (1958) И. Ефремова, повести А. и Б. Стругацких «Возвращение. Полдень. XXII век» (1963) или к роману того же С. Лема «Магелланово облако» (1960), то увидим в них еще одно, и очень важное, направление в развитии научно-фантастической литературы: стремление показать, как, побеждая природу и преобразуя общество, возникает новый тип человека — человек коммунистического общества.
В зависимости от позиций писателя, от тех задач, которые он себе ставит, различный характер приобретает научная фантастика, в различных художественных формах выражается. Вот почему мы среди научно-фантастических произведений найдем и сатиру, например в повести Р. Брэдбери «451° по Фаренгейту», и юмор у С. Лема в «Звездных дневниках Ийона Тихого», у А. и Б. Стругацких в повести «Понедельник начинается в субботу», в рассказах К. Саймака «Прелесть», «Пыльная зебра».
Искусство всегда открывает нам новое в мире. В новый мир вводит нас и научная фантастика. Этот мир полон неожиданностей, в нем действуют еще неизвестные нам силы, он требует от человека самого высшего напряжения всех его способностей. Конечно, между различными писателями могут быть противоречия (например, в романе С. Лема «Астронавты» на Венере находят следы высокой цивилизации, погибшей после междоусобной войны, а в «Стране багровых туч» А. и Б. Стругацких на ней нет разумных существ), споры (в «Туманности Андромеды» рассказывается о Великом Кольце, связывающем населенные планеты, но Г. Альтов в рассказе «Порт каменных бурь» решительно отвергает эту идею И. Ефремова). И конечно, каждый из представителей научной фантастики по-своему представляет себе неясные черты и грани будущего.
Даже если развитие науки не подтверждает ту или иную догадку писателя, она может сохранять интерес и значение. «Человек-амфибия» А. Беляева не похож на современных аквалангистов, но в своей основе идея писателя, предвосхищавшего подчинение человеком морских просторов, верно определяла само направление его деятельности в этой области. В «Гиперболоиде инженера Гарина» А. Толстого говорится о мощном тепловом луче. Он работает совсем иначе, чем современный лазер, но нам дорого и то, что писатель показал самую возможность такого открытия. Представление о том, что Луна покрыта пылью, устарело. Но в романе А. Кларка «Лунная пыль» борьба с бедствием, вызванным пылью, позволяет писателю показать такие черты человеческого характера, что роман сохраняет во многом свой интерес, хотя мы понимаем условность обрисованной писателем обстановки.
Фантастична картина надвигающейся мировой катастрофы в повести Е. Войскуновского и И. Лукодьянова «Черный столб». Герой повести Александр Кравцов, отдающий свою жизнь, чтобы остановить угрозу, нависшую над миром, проявляет подлинный героизм советского человека.
Своеобразие научной фантастики, в частности, в том и состоит, что она показывает реальные характеры в фантастических обстоятельствах.
Вот почему современный читатель, так остро чувствующий стремительный бег времени, с таким интересом относится к научно-фантастической литературе. Не отрывая читателя от жизни, научная фантастика показывает ему перспективу жизненного развития, как бы обживает для него будущее, исходя из данных науки. Это отличает научно-фантастическую литературу от чисто фантастической литературы, где писатель может выдвигать произвольные, не обоснованные научно предположения о будущем, как это. делает, например, К. Чапек в своем романе «Война с саламандрами» (1935).
Зритель у телевизионного экрана испытывает, как говорят, «эффект присутствия», он как бы сам включается в круг тех событий, которые он видит на экране. Научно-фантастическая литература дает нам эффект присутствия в будущем, позволяет непосредственно включиться в те трудности и испытания, которые встанут перед человеком в решении задач, неизбежных в будущем, пережить их вместе с ним, ощутить те опасности, которые его ждут, не отрываясь от действительности, представить себе новые черты характера человека в будущем.
Сейчас, например, идут споры о том, какими будут мыслящие машины, сумеют ли они сравняться с человеком или даже превзойти его. А в нашей фантастике уже накоплено очень много примеров, пусть и вымышленных, показывающих и колоссальную мощь таких машин в будущем, и особый характер мышления человека. И надо думать, что прав Г. Альтов в повести «Легенды о звездных капитанах», говоря, что «машина только тогда сможет мыслить как человек, когда она будет иметь все то, что имеет человек: родину, семью, способность по-человечески чувствовать свет, звук, вкус, тепло и холод... Но тогда она перестанет быть машиной».
Писатели, работающие в области научно-фантастической литературы,— это разведчики будущего, и за это им благодарны читатели.
Но, как и всякая разведка, разведка в будущем должна ясно знать, что она ищет. В зависимости от тех целей, которые ставит перед собой писатель, определяется и его отношение к будущему: верит ли он в него, боится ли. В научной фантастике, как и вообще во всех областях идеологии, идет острая борьба. Если мы сейчас говорили о возможностях научной фантастики в ее наиболее высоких проявлениях, объединяющих прогрессивных писателей всего мира, то за рубежом мы нередко встретимся с научно-фантастическими произведениями, полными неверия в человека, пророчащими ему в будущем непреодолимые трудности и гибель. Английский писатель Б. Элдис в романе «Долгие сумерки Земли» фантазирует на тему о нарастающем жаре Солнца, которое выжигает все живущее на Земле. Ф. Поол и С. Корнблат, перенося читателя на несколько столетий вперед, с горечью видят в будущем нравы современного буржуазного общества, где человек человеку — волк.
Роман австралийского писателя Н. Шата «1984» рисует последние дни человечества после атомной войны, опустошившей всю землю. Только в Австралии еще сохранилась жизнь, но и к ней приближаются все истребляющие волны излучения. Многие произведения американских писателей говорят о том, что наука будет идти вперед, а отношения между людьми останутся теми же, что и сейчас в капиталистических странах. Такого рода произведений, видящих будущее человечества в том, что у него не будет будущего, немало за рубежом, но не они, конечно, определяют значение и роль научной фантастики в современной литературе.
Наиболее значительные представители зарубежной фантастики идут по другому пути. Некоторых из них мы уже называли: польского писателя С. Лема, американского — Р. Брэдбери, английского — А. Кларка. Следует присоединить к их именам японского писателя Абэ Кобо, автора «Четвертого ледникового периода», американских — А. Азимова («Путь марсиан», сборник «Я — робот», «Конец вечности»), Ч. Оливера («Ветер времени»), английского — Дж. Уиндема («День триффидов») и многих, многих других писателей различных стран. В наших журналах и в отдельных сборниках публикуется много научно-фантастических рассказов — Р. Шекли и К. Д. Саймака (Америка), К. Фиалковского и К. Боруня (Польша), Л. Алдани (Италия), Ф. Дюрренмата (Швейцария) и других.
В их творчестве ярко выражена вера в будущее человечества, вражда ко всему, что стоит на пути его развития. У некоторых из этих писателей есть сатирические произведения, но резкость их сатиры не мешает им понимать, что ничто не остановит пути человечества вперед. В уже названной повести Р. Брэдбери «451° по Фаренгейту» речь идет об Америке
«В своих подводных странствиях Ихтиандр встречал диковинных рыб, находил старинные затонувшие корабли». Иллюстрация К. К. Соколова к роману А. Р. Беляева «Человек-амфибия».
XXI века, где охота за опасными мыслями доведена до того, что все книги просто сжигаются командами пожарников, но люди научились их запоминать с тем, чтобы передать содержание этих книг детям и в конце концов снова их напечатать. «У человека есть одно замечательное свойство: если приходится все начинать сначала, он не отчаивается и не теряет мужества»,— говорит один из героев Р. Брэдбери.
Мы уже называли имена и советских писателей-фантастов. Они широко известны и у нас в стране, и за рубежом. Уже в начале 20-х годов вышли романы А. Н. Толстого «Аэлита» и «Гиперболоид инженера Гарина». Во второй половине 20-х годов началась литературная деятельность А. Беляева («Человек-амфибия», 1928; «Голова профессора Доуэля», 1925; «Изобретения профессора Вагнера», 1926— 1930; «Продавец воздуха», 1929, и др.), им выпущено свыше пятидесяти книг. Для советских писателей-фантастов характерно внимание к людям, стремление наряду с разработкой научных проблем показать существенные черты передового человека, борца за научный и общественный прогресс. Если повести и романы Г. Адамова («Победители недр», 1937; «Тайна двух океанов», 1939), А. Казанцева («Арктический мост», 1946), С. Беляева («Властелин молний», 1947) и ряда других авторов связаны в большей мере с разработкой сравнительно частных вопросов научно-технического будущего, то с выходом ряда произведений И. Ефремова (рассказы, роман «Туманность Андромеды», 1958) и А. и Б. Стругацких (трилогия: «Страна багровых туч», «Путь на Амальтею» и «Стажеры», 1958—1962; «Возвращение» и др.) советская научная фантастика вступает в период своего расцвета. Ее научная проблематика приобретает особенно широкий характер, вбирая в себя вопросы, связанные не только с непосредственным развитием науки и техники, но и с формированием коммунистического общества, с развитием характера советского человека. Уже в «Туманности Андромеды» рисуются коммунистические отношения между людьми, дана широкая картина совместного развития цивилизаций Галактики — «Эра Великого Кольца», преображения Земли. Разностороннее творчество братьев Стругацких характеризуется, в частности, стремлением к широкой психологической разработке характеров (названная трилогия), обращением к юмору («Понедельник начинается в субботу»).
Произведения Г. Альтова («Порт каменных бурь», «Легенды о звездных капитанах»), А. Днепрова («Суэма», «Уравнение Максвелла», «Корабли идут по острову», «Игра»), Е. Парнова и М. Емцева («Уравнение с Бледного Нептуна»), Е. Войскунского и И. Лукодьянова («Черный столб»), С. Гансовского («Новая сигнальная»), Г. Гора («Электронный Мельмот») и многие другие свидетельствуют о том, что советская научная фантастика занимает свое особое место в развитии мировой научно-фантастической литературы, широко и многосторонне освещая путь человека «вперед и выше».
|
|